город Калуга |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А83-11431/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 30 мая 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
|||||
судей |
Нарусова М.М., Солодовой Л.В., |
|||||
при ведении протокола судебного заседания |
помощником судьи Шишкиной Д.И., |
|||||
при участии в заседании: |
|
|||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще;
Вишняков М.В. - представитель Совета Министров Республики Крым, доверенность N 1/01-57/1919 от 26.03.2019; Дрягин В.П. - представитель Государственного Совета Республики Крым, доверенность N 28-50/2016 от 13.03.2019; |
|||||
|
|
|||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационные жалобы Симферопольского районного союза потребительских обществ и общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "Молот" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А83-11431/2017,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Симрайторг" муниципального образования Симферопольский район Республики Крым (далее - МУП "Симрайторг", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие "Молот" (далее - ООО "Предприятие "Молот", общество) об истребовании из незаконного владения ответчика объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, д. 22 (далее - спорный объект) и о взыскании 809 419,35 руб. стоимости пользования имуществом.
Уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требования, предприятие просит истребовать имущество от ответчика и взыскать стоимость фактического пользования за период с 19.01.2016 по 04.12.2017, составляющую согласно произведенному истцом расчету исходя из ставок арендной платы, установленных договором между ответчиком и Симферопольским районным союзом потребительских обществ (далее - райпотребсоюз), за период с 19.01.2016 по 03.07.2017 - 758 322,58 руб. и исходя из отчета об оценке рыночной стоимости объекта за период с 03.07.2017 по 04.12.2017 - 1 109 302,02 руб., а всего 1 867 624,60 руб.
В Арбитражный суд Республики Крым 25.01.2018 поступило исковое заявление Симферопольского райпотребсоюза, заявившего как третье лицо самостоятельные требования о признании за ним права собственности на здание кафе "Рубин" и кафе "Детское", расположенные по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22 (лит. А- 301,4 кв. м, лит. Б - 75,9 кв. м, лит. В - 25,8 кв. м, лит. Г - 35,9 кв. м), общей площадью 439,0 кв.м, которые принадлежат на праве собственности Симферопольскому райпотребсоюзу на основании свидетельства о праве собственности N 1543, выданного 09.08.2000 Симферопольской районной государственной администрацией на основании распоряжения от 07.08.2000 N 858-р; здание УПЗП N 1, 2, 3, расположенное по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22 (лит. А - 182,4 кв. м, лит. Б - 407,3 кв. м), общей площадью 589,7 кв.м, которое принадлежит на праве собственности Симферопольскому райпотребсоюзу на основании свидетельства о праве собственности N 1544, выданного 09.08.2000 Симферопольской районной государственной администрацией на основании распоряжения от 07.08.2000 N 858-р.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2018 (судья Шкуро В.Н.) первоначальный иск удовлетворен частично, истребовано из незаконного владения общества в пользу предприятия расположенное по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, д. 22 недвижимое имущество, общей площадью 926,6 кв.м в составе: 384,1 кв.м из 407,3 кв.м нежилого здания склада, кадастровый номер 90:12:010103:1380, нежилого здания склада общей площадью 182,4 кв.м, кадастровый номер 90:12:010103:1379, нежилого здания кафе (литеры А, а) общей площадью 301,4 кв.м, кадастровый номер 90:12:010103:532, нежилого здания склада (литеры В, в) общей площадью 25,8 кв.м, кадастровый номер 90:12:010103:525, нежилого здания склада (литера Г) общей площадью 35,9 кв.м, кадастровый номер 90:12:010103:529. Взыскано с общества в пользу предприятия 135 188,26 руб.
В части взыскания стоимости пользования имуществом в размере 1 732 436,34 руб. отказано.
В удовлетворении иска Симферопольского райпотребсоюза отказано в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи: Евдокимов И.В., Сикорская Н.И., Тарасенко А.А.) решение суда республики оставлено без изменений.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права, общество и Симферопольский районный союз потребительских обществ (далее - заявители, кассаторы) обратились в суд округа с кассационными жалобами.
В обоснование жалобы Симферопольский районный союз потребительских обществ указывает, что суды первой и апелляционной инстанций при наличии в деле надлежащих доказательств, подтверждающих право собственности райпотребсоюза на объекты недвижимости, в частности здания кафе "Рубин" и кафе "Детское", здания УПЗП N 1, 2, 3, пришли к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования о признании на них права собственности. Просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать право собственности райпотребсоюза на заявленное имущество.
В обоснование жалобы общество указывает, что принятые по делу судебные акты нарушают принципы состязательности и диспозитивности сторон, в частности, ссылается на то обстоятельство, что по 20.04.2016 райпотребсоюзу не было известно о том, что спорное имущество признано собственностью Республики Крым. Регистрация в ЕГРН спорного имущества осуществлена лишь 03.12.2016, 19.07.2017 и 26.07.2017, что исключало до указанных дат достоверность осведомленности о праве собственности нового правообладателя.
В судебном заседании представители Совета Министров Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым возразили против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Кассаторы и другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости являются муниципальной собственностью муниципального образования Симферопольский район Республики Крым и принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения.
Данные обстоятельства подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющими проведенную государственную регистрацию прав от 03.12.2016 на здания с кадастровыми номерами 90:12:010103:1380 и 90:12:010103:1379, а также Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.07.2017 на здания с кадастровыми номерами 90:12:010103:532 и 90:12:010103:525, и от 26.07.2017 - 90:12:010103:529, согласно которым 03.12.2016, а также 19.07.2017 и 26.07.2017, соответственно было зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП "Симрайторг".
Основанием для регистрации права хозяйственного ведения являются решение 36 (внеочередной) сессии I созыва Симферопольского районного совета от 27.05.2016 N 500 и акт приема-передачи недвижимого имущества муниципального образования Симферопольский район Республики Крым от 31.05.2016 N 1.
Решением N 36 сессии I созыва Симферопольского районного совета от 27.05.2016 N 500 "О закреплении недвижимого и движимого имущества муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на праве хозяйственного ведения за МУП "Симрайторг" муниципального образования Симферопольский район Республики Крым", за МУП "Симрайторг" закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество согласно Перечням (Приложение 1, Приложение 2).
Согласно Приложению 1 в Перечень недвижимого имущества, предлагаемого к закреплению на праве хозяйственного ведения за МУП "Симрайторг", включены спорные нежилые здания (литер А) площадью 182,4 кв.м, литер Б площадью 407,3 кв.м, литер А площадью 301,4 кв.м, литер В площадью 25,8 кв.м и литер Г площадью 35, кв.м (пункты 197, 198, 200, 203) и иные нежилые здания и сооружения, расположенные в Симферопольском районе, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22.
В соответствии с актом приема-передачи недвижимого имущества муниципального образования Симферопольский район Республики Крым от 31.05.2016 N 1 Администрация Симферопольского района Республики Крым передала, а МУП "Симрайторг" приняло указанное имущество.
Полагая, что ООО "Предприятие "Молот" пользуется указанным имуществом в отсутствие законных оснований, МУП "Симрайторг" обратилось в суд с требованиями о защите своих нарушенных прав и взыскании с ответчика стоимости фактического пользования за период с 19.01.2016 по 04.12.2017, составившей согласно произведенному истцом расчету 1 867 624,60 руб.
Симферопольский райпотребсоюз, в свою очередь полагает, что Республика Крым не являлась собственником спорного имущества и не могла передать его в муниципальную собственность, ввиду чего также обратилось в суд с требованиями о признании за ним права собственности на здание кафе "Рубин" и кафе "Детское", расположенные по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22 (лит. А- 301,4 кв.м, лит. Б - 75,9 кв.м, лит. В - 25,8 кв.м, лит. Г - 35,9 кв.м), общей площадью 439,0 кв.м, которое принадлежит на праве собственности Симферопольскому райпотребсоюзу на основании свидетельства о праве собственности N 1543, выданного 09.08.2000 Симферопольской районной государственной администрацией на основании распоряжения от 07.08.2000 N 858-р; здание УПЗП N 1, 2, 3, расположенное по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22 (лит. А - 182,4 кв.м, лит. Б - 407,3 кв.м), общей площадью 589,7 кв.м, которое принадлежит на праве собственности Симферопольскому райпотребсоюзу на основании свидетельства о праве собственности N 1544, выданного 09.08.2000 Симферопольской районной государственной администрацией на основании распоряжения от 07.08.2000 N 858-р.
По мнению суда округа, удовлетворяя первоначальные исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из доказанности факта незаконного владения ООО "Предприятие "Молот" спорным имуществом, поскольку на момент передачи спорного имущества в аренду, Симферопольский райпотребсоюз не был собственником и действовал как ненадлежащий арендодатель.
Отказывая в удовлетворении требований Симферопольского райпотребсоюза, суд исходил из недоказанности материалами дела обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у последнего права собственности на спорное имущество.
Так, пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
При этом права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 ГК РФ).
Как установлено материалами дела, право хозяйственного ведения МУП "Симрайторг" согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющими проведенную государственную регистрацию прав, зарегистрировано за последним 03.12.2016 на здания с кадастровыми номерами 90:12:010103:1380 и 90:12:010103:1379, 19.07.2017 на здания с кадастровыми номерами 90:12:010103:532 и 90:12:010103:525, 26.07.2017 на здания с кадастровым номером 90:12:010103:529.
При этом право собственности муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на спорное недвижимое имуществом возникло у последнего на основании распоряжений Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 года N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", от 15.01.2016 N 4-р, от 25.05.2016 N 524-р, передаточного акта от 18.01.2016 года и дополнения к последнему от 26.05.2016.
Так, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества.
При указанных обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов обеих инстанций о том, что в рассматриваемом случае право муниципальной собственности на спорное имущество возникло 18.01.2016.
При этом арбитражным судом обоснованно критически оценены возражения райпотребсоюза о том, что Республика Крым не являлась собственником и не могла передать спорное имущество в муниципальную собственность ввиду следующего.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 указанного Закона до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Как верно указали суды обеих инстанций, 31.07.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений в Республике Крым", частью 2 статьи 2 которого установлено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым. К таким исключениям относится установленное частью 1 статьи 2.1 данного закона правило о том, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014 принято постановление N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в соответствии с которым до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к нему, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 дополнено постановлением от 03.09.2014 N 2474-6/14 "О внесении изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", пунктом 29 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, включено имущество Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым" и ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым. Пунктом 1 - 2 постановления от 30.04.2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в редакции постановления Государственного Совета Республики Крым от 16.09.2015 N 751-1/15 установлено, что Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, указанный в Приложении к настоящему постановлению, является окончательным и не подлежит дополнению путем включения в него новых объектов начиная с 01.03.2015, за исключением земельных участков, в том числе ранее образованных, на которых расположено включенное в него недвижимое имущество, а также случаев уточнения данных относительно имущества, указанного в настоящем Перечне.
В пункт 29 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 20.04.2016 N 1069-1/16 внесены изменения, согласно которым в состав иного движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым, а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенных на территории Республики Крым, входит, в том числе, по муниципальному образованию Симферопольский район Республики Крым: нежилое здание (литер А) площадью 182,4 кв.м, нежилое здание (литер Б) площадью 407,3 кв.м, забор, расположенные по адресу: Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22; имущество, расположенное по адресу: Симферопольский район, пгт. Гвардейское, ул. Ленина, 22, в составе: нежилое здание (литер А) площадью 301,4 кв.м, нежилое здание (литер Б) площадью 75,9 кв.м, нежилое здание (литер В) площадью 25,8 кв.м, нежилое здание (литер Г) площадью 35,9 кв.м, нежилое здание (литер Ж) площадью 40,2 кв.м, нежилое здание (литер З) площадью 3,6 кв.м, ворота, забор.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года N 2085-6/14 является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество, в связи с чем в соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 2, 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", с 03.09.2014 (с момента принятия Государственным Советом Республики Крым постановления N 2474-6/14 о внесении изменений в Постановление N 2085-6/14 и утверждения Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым) право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя.
При указанных обстоятельствах, суд округа также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что право собственности Республики Крым на указанное в приложении к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 имуществу возникло у Республики Крым на законных на то основаниях.
Также суд округа полагает верными выводы арбитражного суда о том, что представленные в рамках дела райпотребсоюзом свидетельства от 09.08.2000 N 1543 о праве собственности (коллективной) на кафе "Рубин" и кафе "Детское", состоящие из 4 зданий, расположенные в пгт. Гвардейское по ул. Ленина, на оборотной стороне которого имеется регистрационная надпись Симферопольского районного бюро технической инвентаризации о регистрации 11.08.2000, и N 1544 на здания УПЗП 1, 2, 3, состоящие из 2 зданий, не подтверждают наличие законных оснований для возникновения или перехода к райпотребсоюзу права собственности на спорное имущество.
Как было установлено судами обеих инстанций, в соответствии с заключением Симферопольского районного Бюро технической инвентаризации от 01.08.2000 об оформлении права собственности на имя Симферопольского РПС, на расположенные в п. Гвардейское по ул. Ленина кафе "Рубин" и кафе "Детское" и здание УПЗП N 1, 2, 3, они подготовлены на основании предъявленных Симферопольским райпотребсоюзом документов и материалов обследования, в частности справки Хозрасчетного объединения предприятий общественного питания Симферопольского райпотребсоюза от 31.08.1999 N 148 о том, что указанные кафе "Рубин", кафе "Детское", УПЗП N 1, N 2, N 3 в п. Гвардейское по состоянию на 01.07.1999 числятся на балансе Гвардейского ХОПОП Симферопольского РПС, а также справки Гвардейского поселкового совета без номера и без даты о том, что здание кафе "Рубин", в которое входит кафе "Детское" и подсобные помещения, и здания УПЗП-1, УПЗП-2, УПЗП-3 (подсобные помещения) в п. Гвардейское, ул. Ленина на балансе Гвардейского поселкового совета не числятся.
Согласно справке Администрации Гвардейского сельского поселения от 20.12.2017 N 4004/03-18 решением исполнительного комитета Гвардейского поселкового Совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 15.02.2006 года N 53 "О присвоении номерных знаков зданиям Гвардейского ПО, расположенных в пгт. Гвардейское", зданию кафе "Рубин" присвоен адрес: ул. Ленина, 22, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым.
Статьей 21 Закона Украины от 07.02.1991 N 697-XII "О собственности" устанавливалось, что основаниями возникновения права коллективной собственности являлось добровольное объединение имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и объединение, передача государственных предприятий в аренду, выкуп коллективами трудящихся государственного имущества, преобразование государственных предприятий в акционерные и другие общества; безвозмездная передача имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива, государственные субсидии, пожертвования организаций и граждан, другие гражданско-правовые сделки.
С учетом изложенного, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что свидетельства о регистрации права собственности райопотребсоюза фактически являются правоудостоверяющими документами, которые с учетом возникновения спора о праве требуют их подтверждения правоустанавливающими документами относительно создания или приобретения права собственности райпотребсоюзом.
При этом, согласно справке от 19.01.2018 N 25/01, а также актам приемки выполненных работ за февраль, март, спорные объекты недвижимости были созданы в 1988 и 1990 годах.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Симферопольского райпотребсоюза он был зарегистрирован Симферопольской районного государственной администрацией в Автономной Республике Крым 26.06.1992 за регистрационным номером 01757030.
Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 11.11.1990 N 339 "О порядке государственной регистрации кооперативов (филиалов, отделений) и их союзов (объединений) в Украинской ССР", и статьей 6 Закона Украинской ССР от 27.03.1991 N 887-XII "О предприятиях в Украинской ССР" было установлено, что государственная регистрация кооперативов (предприятий), созданных после 01.10.1990, осуществлялась в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по местонахождению предприятия.
Согласно решению от 26.06.1992 "О регистрации Симферопольского РПС и потребительских обществ", имеющегося в материалах дела, принятого исполнительным комитетом Симферопольского районного совета народных депутатов Республики Крым, в соответствии с постановлением правления Симферопольского райпотребсоюза от 18.02.1992 N 3, было решено зарегистрировать Симферопольский районный союз потребительских обществ и в его составе пять потребительских обществ: Гвардейское, Добровское, Трудовское и Родниковое.
При указанных обстоятельствах, суды обеих инстанций обоснованно указали, что Симферопольский райпотребсоюз зарегистрирован 26.06.1992.
Поскольку частью 3 статьи 11 Закона СССР от 26.05.1988 N 8992-11 "О кооперации в СССР" и частью 4 статьи 5 Закона Украинской ССР от 27.03.1991 N 887-XII "О предприятия в Украинской ССР" было установлено, что кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации, следовательно, Симферопольский райпотребсоюз приобрел права юридического лица только 26.06.1992, т.е. после создания спорных объектов недвижимости.
Как установили суды обеих инстанций, основанием для регистрации райпотребсоюза было постановление правления Симферопольского райпотребсоюза от 18.02.1992 N 3, в то время как справку от 31.08.1999 N 148, согласно которой спорные объекты недвижимости находились на балансе Гвардейского ХОПОП Симферопольского РПС, послужившую основанием для регистрации права собственности, предоставило Хозрасчетное объединение предприятий общественного питания Симферопольского райпотребсоюза.
Согласно статье 7 Закона СССР от 26.05.1988 N 8992-11 "О кооперации в СССР" кооперативу могут принадлежать здания, строения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, произведенная продукция, товары, средства и другое имущество в соответствие с целями его деятельности (часть 1). Собственностью кооператива является имущество созданных им предприятия и организации, а также имущество межхозяйственных предприятий и организаций согласно его паевому участию. Имущество объединений, в состав которых входят кооперативы, другие общественные и государственные предприятия и организации, являются совместной собственностью государства, кооперативов и других общественных организаций. Имущество союзов (объединений), в состав которых входят только кооперативы, принадлежит на праве совместной собственности этим кооперативам или может быть собственностью союза (объединения) (часть 3).
Как обоснованно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, документы, определяющие разграничение права собственности между Гвардейским потребительским обществом и Симферопольским райпотребсоюзом, устав Симферопольского райпотребсоюза от 1992 года, сведения о регистрации Симферопольского райпотребсоюза по состоянию на 1988-1990 или правовой связи (правопреемства) последнего с третьим лицом по делу, в материалы дела не предоставлены.
Удовлетворяя требования МУП "Симрайторг" частично, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1102 -1104 ГК РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), обоснованно исходили из того, что спорное недвижимое имущество передано ответчику ненадлежащим арендодателем - Симферопольским райпотребсоюзом, что подтверждено материалами дела, следовательно, виндикационные требования МУП "Симрайторг", которому право истребовать недвижимое имущество из чужого незаконного владения принадлежит как законному владельцу, начиная с 03.12.2016, 19.07.2017 или 26.07.2017 по разным объектам недвижимости, являются обоснованными.
Определяя размер дохода ООО "Предприятие "Молот" от незаконного владения имуществом МУП "Симрайторг", суды обоснованно руководствовались статьей 303 ГК РФ и правомерно исходили из размера ставок арендной платы, установленных договором аренды недвижимого имущества от 30.12.2015 N 10, заключенного между ООО "Предприятие "Молот" и Симферопольским райпотребсоюзом.
Исходя из изложенного, а также совокупности представленных по делу доказательств, суд округа полагает судебные акты первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела и закону, оснований для переоценки выводов судов окружная коллегия не находит, ввиду чего оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.
При принятии кассационной жалобы к производству заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения настоящей жалобы по существу. В связи с окончанием кассационного производства государственная пошлина подлежит взысканию с кассатора в доход федерального бюджета.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А83-11431/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Симферопольского районного союза потребительских обществ в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.