г.Калуга |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А23-4122/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
при участии:
от Министерства экономического развития Калужской области - Михайлова М.А., представитель по доверенности от 20.03.2019 N 5-Д-19;
от Общества с ограниченной ответственностью "Компания по выполнению строительных работ и оказанию услуг в сфере энергообеспечения" - не явились, извещены надлежаще;
от Кировской районной администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "город Киров и Кировский район" - не явились, извещены надлежаще;
от Городской Думы МО городского поселения "Город Киров" - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" - не явились, извещены надлежаще;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания по выполнению строительных работ и оказанию услуг в сфере энергообеспечения" на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А23-4122/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания по выполнению строительных работ и оказанию услуг в сфере энергообеспечения" (далее - ООО "Стройтехсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными: постановления Кировской районной администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "город Киров и Кировский район" от 18.04.2016 N 684 "О безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации "Калужская область" имущества, находящегося в собственности городского поселения "Город Киров"; решения городской Думы городского поселения "Город Киров" от 13.04.2016 N 51 "О передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации "Калужская область"; приказа Министерства экономического развития Калужской области от 27.04.2016 N 431-п "О принятии имущества в казну Калужской области", а также о признании незаконными решений и действий вышеуказанных органов власти по передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, с последующей передачей в ведение государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда, ООО "Стройтехсервис" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства экономического развития Калужской области лиц, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения "Город Киров" (заказчик) и ООО "Стройтехсервис" (исполнитель) 31.08.2012 подписан договор о содержании и временном техническом обслуживании канализационной сети, в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик передал исполнителю для содержания и технического обслуживания следующее имущество: внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Жмакина, район жилых домов N 1б, N 1в, N 1 г и N 1д, протяженностью 653 п. м, материал труб - керамика, чугун; внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Жмакина, район жилых домов N 70, N 74, N 76, N 78 и N 80 - ул. Кондратюка, район домов N 1-6, протяженностью 1279 п. м, материал труб - керамика, чугун; внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Чурилина, д. 3 (от проезжей части) - ул. Пролетарская, район д. N 56, протяженностью 284 п. м, материал труб - керамика, чугун; внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Пролетарская, район домов N 48, N 50 и N 52 - ул. Чурилина, д. 1, протяженностью 440,8 п. м, материал труб - керамика, чугун; канализационную сеть протяженностью 1675 п. м (канализационная сеть протяженностью 1047,1 п. м и канализационная сеть протяженностью 627,68 п. м, КНС), назначение: водоснабжение и водоотведение, инв. N 11720, лит. I, адрес объекта: Калужская область, г. Киров, жилой микрорайон, ограниченный ул. Пролетарская и пл. Победы.
Срок действия указанного соглашения сторонами установлен с 01.09.2012 по 31.12.2013.
Дополнительным соглашением от 01.01.2014 к заключенному договору срок его действия продлен до 31.12.2015.
Постановлением администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения "Город Киров" от 11.07.2014 N 170 ООО "Стройтехсервис" определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории городского поселения "Город Киров".
Письмом от 16.02.2016, адресованном Министерству экономического развития Калужской области, администрация предложила указанному органу власти решить вопрос о принятии в собственность Калужской области объекты недвижимого имущества, принадлежащие муниципальному району, а именно: внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Жмакина, район жилых домов N 1б, N 1в, N 1 г и N 1д, протяженностью 653 п. м; внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Жмакина, район жилых домов N 70, N 74, N 76, N 78 и N 80 - ул. Кондратюка, район домов N 1-6, протяженностью 1279 п. м; внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Чурилина, д. 3 (от проезжей части) - ул. Пролетарская, район д. N 56, протяженностью 284 п. м; внутриквартальные канализационные сети, расположенные по адресу: Калужская область, г. Киров, ул. Пролетарская, район д. N 48, N 50 и N 52 - ул. Чурилина, д. 1, протяженностью 440,8 п. м; канализационную сеть протяженностью 1675 п. м (канализационная сеть протяженностью 1047,1 п. м и канализационная сеть протяженностью 627,68 п. м, КНС), назначение: водоснабжение и водоотведение, инв. N 11720, лит. I, адрес объекта: Калужская область, г. Киров, жилой микрорайон, ограниченный ул. Пролетарская и пл. Победы.
Письмом от 25.03.2016 министерство выразило согласие на принятие вышеперечисленных объектов в собственность Калужской области, за исключением внутриквартальной канализационной сети, расположенной по адресу: г.Киров, улица Жмакина район жилых домов N N 1б,1в,1д, ссылаясь на плохое техническое состояние данного объекта.
Решением от 13.04.2016 N 51 Городская Дума городского поселения "Город Киров" уполномочила администрацию на совершение необходимых действий, связанных с передачей вышеуказанного муниципального имущества (за исключением внутриквартальных канализационных сетей), в собственность субъекта Российской Федерации "Калужская область".
На основании названного решения Думы администрацией вынесено постановление от 18.04.2016 N 684 "О безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации "Калужская область" имущества, находящегося в собственности городского поселения "Город Киров".
Министерство экономического развития Калужской области приказом от 27.04.2016 N 431-п приняло в казну Калужской области из состава имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского поселения "Город Киров", объекты согласно приложению к данному приказу.
Приказом от 27.04.2016 N 432-п министерство передало данное имущество государственному предприятию Калужской области "Калугаоблводоканал" на праве хозяйственного ведения.
Не согласившись с вышеперечисленными актами и действиями органов местной власти и органа государственной власти, связанными с передачей имущества, ООО "Стройтехсервис" обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (статья 35 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 3 статьи 20 Устава муниципального образования "Городское поселение "Город Киров", утвержденного решением Городской Думы городского поселения "Город Киров" от 01.12.2005 N 27, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского поселения, находится в исключительной компетенции Думы.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Город Киров", утвержденного решением Думы от 17.12.2015 N 28 (далее - Положение N28), права собственника от имени городского поселения "Город Киров" осуществляет администрация в пределах, установленных Уставом муниципального образования городского поселения "Город Киров", Уставом муниципального района "Город Киров и Кировский район" и настоящим положением.
Пунктом 2.2 Положения N 28 предусмотрено, что администрация в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемого или передаваемого в пользование имущества.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2.1. Положения N 28 Дума в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью принимает решение о передаче объектов муниципальной собственности в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, за исключением передачи объектов муниципальной собственности в собственность муниципального района "Город Киров и Кировский район".
Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Законом N122-ФЗ и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Безвозмездная передача в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П).
В соответствии со статьями 26.3, 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Как следует из материалов дела, в целях технического обслуживания канализационных сетей, расположенных в городе Кирове, администрация муниципального района "Город Киров и Кировский район" заключила соответствующий договор от 01.02.2016 с ГП "Калугаоблводоканал", учредителем которого является Калужская область.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что безвозмездная передача спорного имущества из муниципальной в государственную собственность была обусловлена разграничением полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоотведения, а поэтому оспариваемые ненормативные акты в этой части соответствуют требованиям вышеперечисленных норм действующего законодательства.
Кроме того, оспариваемые акты, связанные с распоряжением муниципальным имуществом, не порождают для ООО "Стройтехсервис" каких-либо прав и обязанностей, а поэтому судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда обеих инстанций о том, что данными актами права и законные интересы общества не нарушаются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества о признании недействительным приказа Министерства экономического развития Калужской области от 27.04.2016 N 431-п "О принятии имущества в казну Калужской области" и действий, связанных с передачей государственного имущества ГП Калужской области "Калугаоблводоканал", арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 294 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно пунктам 11, 25 статьи 8 Закона Калужской области от 07.04.2003 N 192-ОЗ "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Калужской области" Министерство экономического развития Калужской области вправе закреплять областное имущество за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за учреждениями - на праве оперативного управления и передавать им указанное имущество; принимать решение о приобретении имущества и принимать имущество в казну Калужской области.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты в части отказа ООО "Стройтехсервис" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого приказа министерства и признании незаконными действий по передаче государственного имущества в хозяйственное ведение ГП "Калугаоблводоканал" являются законными обоснованными.
Кроме того, как следует из материалов дела, с заявлением об оспаривании вышеназванного приказа и действий Министерства экономического развития Калужской области общество обратилось в суд с пропуском срока на их обжалование.
Причины пропуска срока судом признаны не уважительными. Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании вышеперечисленных ненормативных правовых актов, действий органов местного самоуправления и органа государственной власти, ООО "Стройтехсервис" ссылалось на то, что нарушение прав и законных интересов общества вызвано неправомерным заключением между администрацией муниципального района "Город Киров и Кировский район" и ГП "Калугаоблводоканал" договора от 01.02.2016 на техническое обслуживание канализационных сетей, минуя конкурсные процедуры отбора исполнителя данных услуг.
Признавая доводы заявителя в этой части не обоснованными, арбитражный суд исходил из того, что вышеназванная сделка предметом спора по настоящему делу не являлась, и кроме того, по результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калужской области проверки по данному факту в действиях органов местной власти не усмотрено нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем было принято решение об отказе в возбуждении соответствующего дела, которое не является предметом спора по настоящему делу.
С указанными выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций судебная коллегия соглашается, так как данные выводы суда, основанные на материалах дела, служат дополнительным основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А23-4122/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.