г.Калуга |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А83-4342/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Крымская нерудная компания" (295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 8, эт.4, пом.402, ОГРН 1169102076110, ИНН 9102213759) - Шамрай И.Ю. (дов. N 2 от 03.06.2019);
от заинтересованных лиц:
отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования Департамента государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д.198) - не явились;
Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д.198) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Привалова А.В., Омельченко В.А., Карев А.Ю.) по делу N А83-4342/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымская нерудная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования Департамента государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - отдел охраны недр) от 06.03.2018 N 546-6126, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 900 000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - министерство).
Решением суда от 08.10.2018 (судья Кузнякова С.Ю.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 решение суда отменено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе министерство просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Отдел охраны недр и министерство надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей заинтересованных лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 27.12.2017 на основании планового рейдового задания отделом охраны недр проведено обследование территории муниципального образования Кировский район Республики Крым в 1,3 км от с. Льговское.
По результатам рейдового мероприятия выявлен факт пользования недрами (добыча из недр горной массы), а также снятие и перемещение плодородного слоя почвы, его складирование вблизи 3 котлованов, на которых проводятся работы по извлечению грунта, отсутствие разрешительных документов на право пользование недрами. Данные обстоятельства зафиксированы в акте рейдового обследования от 27.12.2017 и явились основанием для проведения в период с 10.01.2018 по 16.01.2018 в отношении общества внеплановой выездной проверки на основании приказа министерства от 29.12.2017 N 3068, по согласованию с прокуратурой.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 19.01.2018 N 2, в котором отражено выявленное нарушение требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьи 18 Закона Республики Крым от 07.08.2014 N 45-ЗРК "О недрах", выразившееся в пользовании недрами (извлечение горной массы) на указанном участке при отсутствии лицензии на пользование недрами, а также нарушение требований части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), пункта 4 Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99, выразившееся в снятии почвенного покрова при отсутствии специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ.
Актом зафиксировано, что в процессе проведения проверки 11.01.2018, 12.01.2018 и 15.01.2018 проведено обследование земельного участка, расположенного в 1,3 км от с. Льговское, и установлено, что на момент обследования проводились работы по добыче (изъятию) из недр горной массы специальной техникой - экскаваторами, а также осуществлялась транспортировка добытой горной массы большегрузными самосвалами; на обследуемом участке расположены 3 котлована, в 2-х из них проводились работы по извлечению горной массы (т.5 л.д.31).
Топографической съемкой, проведенной геодезистом ГУП РК "Крымгеология", установлено, что добыча горных масс (конгломераты, глины) производится на 3-х участках, имеющих размеры от 140 м на 200 м до 240 м на 350 м, глубиной до 5 метров, на общей площади участков 17,54 га, на 4 -м участке снят почвенно-растительный слой, добыча на нем горных масс на момент проверки не производилась.
22 января 2018 г. государственным инспектором министерства Ибраимовым Я.С. при участии представителя общества составлен протокол N 006126 об административном правонарушении, согласно которому в действиях общества по добыче (извлечению) горной массы из недр при отсутствии лицензии на пользование недрами усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (т.1 л.д.89).
Постановлением отдела охраны недр министерства от 06.03.2018 N 546-6126 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 900 000 рублей (т.1 л.д.20).
Не соглашаясь с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласившись с административным органом в той части, что общество осуществляло добычу недр без лицензии на пользование недрами, суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Установив, что проводимые обществом земляные работы связаны со строительством гидротехнических сооружений глубиной до 5 метров на основании разработанной проектной документации, которая проходит негосударственную экспертизу, и что общество не осуществляет деятельность по добыче недр, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 Кодекса.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в пользовании недрами без соответствующей лицензии.
В силу пункта 4 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статьей 19 названного закона предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 17.03.2017 между обществом и ООО "Горнодобывающее предприятие "Тукурингра" (далее - горнодобывающее предприятие) заключен договор о совместной деятельности, по условиям которого стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью организации прудового хозяйства путем создания гидротехнического сооружения (т.2 л.д.65).
Во исполнение указанного договора горнодобывающее предприятие (арендатор) 15.06.2017 заключило договор аренды с гр-ном Тарнавским А.Н. (арендодатель), которому на праве собственности принадлежат 15 земельных участков общей площадью 395255 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу : Республика Крым, Кировский район, Льговский с/с, по условиям которого указанные земельные участки переданы предприятию во временное владение и пользование с правом осуществления строительных и земляных работ (т.1 л.д. 9, т.6 л.д. 292).
15 июня 2017 г. между горнодобывающим предприятием (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор субаренды, по условиям которого предприятие передало компании 15 земельных участков во временнее владение и пользование с правом осуществления строительных и земляных работ и правом пользования и распоряжения грунтами, включая право на проведение работ по изъятию грунтов в соответствии с проектной документацией (т.2 л.д.75).
Из письма ГБУ РК "Территориальный фонд геологической информации" от 20.02.2018 N 0183/20-02 следует, что на Льговском земельном участке нет оцененных запасов полезных ископаемых, находящихся на государственном балансе; участок недр не включен в Перечень участков недр, предполагаемых для предоставления в пользование, не расположен над или под месторождением полезных ископаемых, которые не относятся к общераспространенным, находящимся в нераспределенном фонде (т.2 л.д.102).
Из экспертного заключения ГУП РК "Крымгеология" от 05.02.2018 следует, что в геологическом разрезе котлованов отмечаются следующие отложения: а) почвенно-растительный слой мощностью 0,3 - 0,8 м; б) песчано-гравийная смесь зеленовато-серого цвета с примесью до 15% валунов, сильно глинистая. Средняя мощность - 2,5 м; в) глина зеленовато-серая до красновато-бурой плотная, вязкая. Вскрытая мощность более 2,0 м. Отнести вышеперечисленные породы к какому-либо виду полезного ископаемого не представляется возможным по причине отсутствия данных по химическому составу и физическим свойствам извлеченных пород (т.2 л.д.126-128).
Аналогичное усматривается и из заключения Министерства экологии и природных ресурсов РК от 30.08.2017 N 15992/10.1-09 (т.5 л.д.254).
Апелляционным судом установлено, что обществом не осуществлялось пользование участком недр в понимании статьи 6 Закона о недрах, а осуществлялись земляные работы на глубине не более 5 м на предоставленных ему в субаренду с целью строительства гидротехнического сооружения - прудов накопителей земельных участках; с целью возведения гидросооружения обществом получено письмо-согласование Администрации Льговского сельского совета Кировского района Республики Крым на размещение объекта и начало подготовительных работ, проведен комплекс инженерных изысканий, включающий в себя инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геодезические, инженерно-геологические изыскания, по договору с ООО "Крымский проектно-изыскательный институт по мелиоративному и водохозяйственному строительству "Крымгипроводхоз" последним разработана проектная документация по объекту: "Развитие орошения на площади 1000 га на землях бывшего винсовхоза "Жемчужный" Кировского района Республики Крым (с.Льговское)", получившая 25.05.2018 положительное заключение экспертизы, на основании которого обществом получено разрешение на начало строительных работ в Службе государственного строительного надзора Республики Крым посредством регистрации соответствующей декларации (т.2 л.д.21).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Придя к выводу о том, что общество не осуществляло пользование недрами, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным оспариваемое постановление и отменил его.
Кассационная жалоба направлена на переоценку установленных судом второй инстанции обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А83-4342/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено, что обществом не осуществлялось пользование участком недр в понимании статьи 6 Закона о недрах, а осуществлялись земляные работы на глубине не более 5 м на предоставленных ему в субаренду с целью строительства гидротехнического сооружения - прудов накопителей земельных участках; с целью возведения гидросооружения обществом получено письмо-согласование Администрации Льговского сельского совета Кировского района Республики Крым на размещение объекта и начало подготовительных работ, проведен комплекс инженерных изысканий, включающий в себя инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геодезические, инженерно-геологические изыскания, по договору с ООО "Крымский проектно-изыскательный институт по мелиоративному и водохозяйственному строительству "Крымгипроводхоз" последним разработана проектная документация по объекту: "Развитие орошения на площади 1000 га на землях бывшего винсовхоза "Жемчужный" Кировского района Республики Крым (с.Льговское)", получившая 25.05.2018 положительное заключение экспертизы, на основании которого обществом получено разрешение на начало строительных работ в Службе государственного строительного надзора Республики Крым посредством регистрации соответствующей декларации (т.2 л.д.21).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2019 г. N Ф10-2018/19 по делу N А83-4342/2018