г.Калуга |
|
24 июня 2019 г. |
Дело N А23-2434/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 54055" (Калужская область, г.Козельск): Черноусов М.С. представитель по доверенности от 08.11.2018 б/н;
от Администрации сельского поселения "Село Брынь" (Калужская область, Думиничский район, с.Брынь, ул. им.Т.П. Поляковской, д.16): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва, ул.Знаменка, д.19): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва, ул.Садовническая, д.62, стр.9): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г.Калуга, ул.Вилонова, д.5): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва, ул.Знаменская, д.19): Кудинова А.Г. - представитель по доверенности от 06.12.2018 N 207/10/010/д/126;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Войсковая часть 54055" на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2018 (судья Масенкова О.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 (судьи Тимашкова Е.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А23-2434/2018,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 54055" (далее - войсковая часть) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации сельского поселения "Село Брынь" (далее - администрация) о признании действий главы администрации, связанных с отказом в приеме объектов недвижимости, передаваемых на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации "О передаче объектов недвижимого имущества и земельных участков в муниципальную собственность сельского поселения "Село Брынь" от 10.12.2016 N 1029 (далее - Приказ N 1029), незаконными; об обязании главы администрации принять передаваемое недвижимое имущество, подать соответствующее заявление на регистрацию права (перехода права) на передаваемое недвижимое имущество в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - управление) и осуществить подписание актов приема-передачи недвижимого имущества, а также актов бухгалтерского учета формы ОС-1.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Департамент претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), управление и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ФКУ "Войсковая часть 54055" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт указывая, что глава Администрации сельского поселения "Село Брынь" незаконно уклоняется от осуществления прав собственности на передаваемые объекты, обязанности по государственной регистрации прав. Указали на не извещение о судебном разбирательстве Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве просит удовлетворить кассационную жалобу войсковой части, указывая, что с принятием решения о передаче имущества - оно теряет статус военного недвижимого имущества, данное обстоятельство не учтено судами обеих инстанций.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пояснениях просит рассмотреть жалобу без участия представителя, разрешение вопроса о передаче имущества оставляет на усмотрению суда кассационной инстанции.
Иные стороны отзывов, либо пояснений суду округа не представили.
Представители войсковой части и Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержали позиции изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзывах на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, установлено судами, обращениями командира войсковой части от 25.04.2014 N 366/итс и от 27.05.2014 N 1/880 в адрес главы администрации муниципального образования "Думиничский район" Калужской области сообщено о проведении мероприятий по передаче высвобождённых объектов недвижимого имущества военных городков и земельных участков в собственность муниципальных образований, согласно требованиям Федерального закона от 21.11.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), также предложено рассмотреть возможность осуществления приема-передачи указанных объектов военного городка 318/7 с приложением перечня объектов недвижимого имущества и земельных участков.
Постановлением администрации муниципального образования "Думиничский район" Калужской области от 21.05.2014 N 506 создана комиссия по осмотру и обследованию объектов военного городка 318/7, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность.
По результатам работы назначенной комиссии в адрес командования войсковой части поступили заявления глав администраций сельских поселений, в том числе и сельского поседения "Село Брынь" от 05.09.2014 N 771 о возможности рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче объектов недвижимого имущества и земельных участков высвобожденного фонда военного городка 318/7, расположенном на территории сельского поселения "Село Брынь" в собственность этого сельского поселения.
Командованием войсковой части на основании поступивших заявлений глав администраций сельских поселений (в том числе "Село Брынь") в адрес директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации направлено обращение от 10.09.2014 N 583 для принятия соответствующего решения о передаче высвобожденного военного недвижимого имущества и земельных участков военного городка 318/7 в собственность соответствующих муниципальных образований.
Согласно Закону N 423-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее - Постановление N 1053) и приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2016 N 400 "Об обязанностях заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения" издан Приказ N 1029, в соответствии у которым в муниципальную собственность сельского поселения "Село Брынь" подлежат передаче:
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:082901:1 общей площадью 48 972 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится в 1 км от ориентира по направлению на северное н. п. Рукав. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Рукав;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:123101:1 общей площадью 52 633 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на западное н. п. Плоцкое. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Плоцкое;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:080101:5, общей площадью 57 478 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на южное н.п.д.Шваново. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Шваново;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:080501:71, общей площадью 48 131 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, тер. 3 км Западнее н.п.Середейский;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:081301:1, общей площадью 106 807 м, участок находится примерно в 2 000 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за переделами участка, адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д. Боброво;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:081301:2, общей площадью 77 545 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:081301:3, общей площадью 9187 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:081301:4, общей площадью 10 829 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:081301:5, общей площадью 22 792 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:081301:6, общей площадью 9 506 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
- земельный участок с кадастровым номером 40:05:082101:46, общей площадью 1 857 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
- земельный участок с кадастровым номером 40:05:082101:47, общей площадью 1 858 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2 000 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, д.Боброво;
- земельный участок с кадастровым номером 40:05:040701:2, общей площадью 53 014,62 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, тер. участок в границах муниципального образования "Думиничский р-н", тер. 2 км восточнее н. п. Ряплово;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:020301:1, общей площадью 52 374,38 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, тер. участок в границах муниципального образования "Думиничский район", тер. 1 км ю - в н. п. Звитовка;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:000000:6, общей площадью 28 835 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, участок в границах муниципального образования "Думиничский район", 1 -й км дороги Киевское шоссе - Думиничи;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:000000:8, общей площадью 11 551 м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, участок в границах муниципального образования "Думиничский район", 4-й км дороги Киевское шоссе - Семичастное;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:000000:5, общей площадью 5807 м, Калужская область, Думиничский р-н, участок в границах муниципального образования "Думиничский район" 5-й км дороги Брынь - Шваново;
* земельный участок с кадастровым номером 40:05:045801:1, общей площадью 2 611 м?., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский р-н, тер. участок в границах муниципального образования "Думиничский р-н", тер. 5-й км дороги Брынь-Маклаки, указанные в перечне приложения N 1 к Приказу N 1029.
Кроме того, согласно приложению N 2 к указанному приказу передаче подлежат:
* убежище для л/с, общей площадью 303 м?, расположенное по адресу: Калужская область, Думиничский р-н, в/г N 318/7, с. п. "село Брянь", 2 км вост. дер. Боброво;
* склад ЗИП, общей площадью 249 м?, расположенный по адресу: Калужская область, Думиничский р-н, в/г N 318/7, с. п. "село Брянь", 2 км вост. дер. Боброво;
* энергоблок, общей площадью 701 м?, расположенный по адресу: Калужская область, Думиничский р-н, в/г N 318/7, с. п. "село Брянь", 2 км вост. дер. Боброво;
* комплексное здание, общей площадью 514 м?, расположенное по адресу: Калужская область, Думиничский р-н, в/г N 318/7, с. п. "село Брянь", 2 км вост. дер. Боброво;
* гараж, общей площадью 380,0 м?, расположенный по адресу: Калужская область, Думиничский р-н, в/г N 318/7, с. п. "село Брянь", 2 км вост. дер. Боброво;
* резервуар воды 25 куб. м, расположенный по адресу: Калужская область, Думиничский р-н, в/г N 318/7, с. п. "село Брянь", 2 км вост. дер. Боброво;
* очистные сооружения, расположенные по адресу: Калужская область, Думиничский район, в/г N 318/7, с. п. "село Брынь", 2 км вост. дер. Боброво;
* очистные сооружения, расположенные по адресу: Калужская область, Думиничский район, в/г N 318/7, с. п. "село Брынь", 2 км вост. дер. Боброво.
В целях реализации Приказа N 1029 в адрес главы администрации Ферапонтовой Е.А. направлено обращение командира войсковой части от 09.02.2017 N 2843 с приложением передаточного акта, инвентарных карточек, копии Приказа N 1029, актов приема-передачи ОС-1а, извещения и актов сверки.
Согласно ответу главы администрации Ферапонтовой Е.А. от 09.03.2017 N 174 ею принято решение об отказе в принятии в муниципальную собственность объектов федерального недвижимого имущества, указанного в Приказе N 1029, в связи с отсутствием части объектов и сильным повреждением и разрушением остальной части объектов.
Письмом от 07.09.2017 N 72/134 командир войсковой части вновь направил главе администрации пакет документов по передаче восьми зданий (сооружений) для рассмотрения и принятия решения, а именно: передаточные акты, перечень объектов недвижимого имущества, акты приема-передачи зданий и сооружений, акты технического состояния зданий и сооружений с фотоматериалами.
В ответ на указанное обращение письмом от 05.10.2017 N 784 глава администрации Ферапонтова Е.А. указала на то, что по результатам произведенного комиссионного выезда представителей администрации муниципального образования "Думиничский район", главы администрации и представителя воинский части на месторасположения вышеуказанных объектов достигнуто соглашение о приеме-передаче объектов недвижимого имущества с изменением его остаточной стоимости с учетом фактического состояния объектов.
Однако поступившие 07.09.2017 в администрацию акты технического состояния зданий (сооружений) не соответствуют описанию фактического состояния объектов и не отражают степень износа и выводов комиссии о состоянии объектов.
Таким образом, из восьми объектов - три фактически полностью отсутствуют, акты приема-передачи по ним не могут быть подписаны. По оставшимся пяти объектам указано на необходимость внесения изменений в акты в отношении остаточной стоимости данного имущества и установления ее с учетом фактического износа объектов в настоящее время. После внесения соответствующих изменений в пакет документов указано на возможность принятия объектов недвижимости в муниципальную собственность.
Ввиду неподписания главой администрации передаточного акта, войсковая часть не может исполнить требования Приказа N 1029, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2018, оставленное в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением ФКУ "Войсковая часть 54055" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае войсковая часть в своём заявлении в суд от 11.04.2018 просит признать незаконными действия главы администрации, связанных с отказом в приёме объектов недвижимости на основании приказа заместителя Министра обороны от 10.12.2016. Как следует из заявления, указанный отказ зафиксирован в письме Главы администрации от 05.10.2017, а так же был озвучен на рабочем совещании при заместителе Губернатора Калужской области от 21.02.2018 (протокол совещания не велся). Далее, как следует из заявления и пояснений представителя войсковой части права войсковой части нарушены тем, что спорное имущество (8 зданий и сооружений) продолжает отражаться на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, в государственном реестре федерального имущества, кроме того приказ от 10.12.2016 не исполняется.
Вместе с тем, как следует из письма Главы администрации от 05.10.2017 между сторонами было достигнуто соглашение о приёме-передаче недвижимого имущества с изменением его остаточной стоимости с учётом фактического состояния 8 зданий и сооружений, однако поступившие 07.09.2017 в администрацию акты технического состояния зданий (сооружений) не соответствуют описанию фактического состояния объектов и не отражают степень износа и выводы комиссии о состоянии объектов. При этом 3 объекта полностью утрачены, по оставшимся 5 объектам Глава администрации просит внести изменения в акты в части остаточной стоимости данного имущества и установить её с учётом фактического износа на данный момент.
Таким образом, суд округа считает, что фактически имеет место спор о переходе права собственности, в том числе об остаточной стоимости 5 передаваемых зданий и сооружений, о возможности их использования для осуществления функций органа местного самоуправления и о фактической невозможности передачи 3 зданий и сооружений в связи с их утратой в рамках Законов N 423-ФЗ и N 122-ФЗ, в отношении земельных участков наличие какого-либо спора из вышеуказанного письма не усматривается.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В силу абзаца 39 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу части 8 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Закона N 423-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований войсковой части об обязании Главы администрации принять передаваемое недвижимое имущество, суды правомерно руководствовались следующим.
Как было указано ранее в силу части 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно Постановлению N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций.
В силу подпункта 71 пункта 7 названного Указа Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно приказу заместителя Министра обороны РФ от 10.12.2016 N 1029 обязанность по передаче в муниципальную собственность 18 земельных участков возложена на ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ; обеспечение передачи имущества, указанного в приложении N 2 (8 зданий и сооружений) в муниципальную собственность возложена на командира войсковой части 54055.
Как следует из пояснений ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в производстве арбитражного суда Калужской области находится дело N А23-8227/2018 по исковому заявлению ФГКУ "Центральное ТУИО" к администрации сельского поселения "Село Брынь" Думичинского района Калужской области об обязании принять имущество в муниципальную собственность.
Таким образом, командир войсковой части 54055 не обладает правомочиями по заявлению иска об обязании принятия в муниципальную собственность земельных участков.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании Главы администрации принять склад ЗИП, убежище для личного состава, энергоблок, комплексное здание, гараж, резервуар воды 25 м?, очистные сооружения суды правомерно руководствовались правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П и от 07.02.2012 N 234-О-Р.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Следовательно, из целей и смысла Законом N 423-ФЗ предполагается, что органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, но согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
Судом первой инстанции установлено, что возможность фактического использования в настоящее время восьми передаваемых объектов имущества, как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения, войсковой частью в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказана.
При рассмотрении настоящего спора сторонами в составе комиссии представителей войсковой части и главы администрации, в присутствии начальника отдела строительства, архитектуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации МР "Думиничский район" и начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации МР "Думиничский район" проведено комиссионное обследование объектов недвижимости, подлежащих передаче в муниципальную собственность сельского поселения "Село Брынь" на основании приказа N 1029 от 18.09.2018, а именно: 1. Склад ЗИП; 2. Убежище для л/с; 3. Энергоблок; 4. Комплексное здание; 5. Гараж; 6. Резервуар воды 25 м?; 7. Очистные сооружения; 8. Очистные сооружения.
Техническое состояние объектов вышеуказанного недвижимого имущества отражено в приложении к акту осмотра с приложением фотоматериала, из которого следует, что все объекты с 2007 года выведены из эксплуатации, не имели за время эксплуатации текущего и капитального ремонта, подвергались влиянию атмосферных осадков, имеют в целом неудовлетворительное состояние. Ряд объектов, а именно комплексное здание, резервуар воды 25 м, одно из очистных сооружений полностью разрушены.
Таким образом, отказ в принятии спорных объектов в муниципальную собственность обусловлен обоснованным выводом администрации о том, что предполагаемое к передаче имущество не предназначено для решения вопросов местного значения. При этом несогласие на принятие имущества в собственность сопряжено с неудовлетворительным техническим состоянием объектов, которое не отражено в технической и бухгалтерской документации на объекты.
Кроме того, поскольку в данном случае фактически имеет место спор о переходе права собственности, со стороны войсковой части не представлено каких-либо доказательств нарушения действиями Главы администрации прав непосредственно войсковой части, что является самостоятельным основаниям в силу части 4 статьи 200 АПК РФ для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий администрации.
Учитывая, что обстоятельства, касающиеся ненадлежащего состояния 5 спорных объектов и разрушения 3 спорных объектов подтверждаются доказательствами по делу, суд округа считает выводы судов об отказе в целом в удовлетворении требований войсковой части верными и соответствующими нормам Закона N 423-ФЗ, Закона N 122-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной по вопросу порядка передачи объектов в муниципальную собственность.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено. Довод жалобы о не извещении о времени и месте судебного заседания привлечённого в качестве третьего лица учреждения подлежит отклонению, как не соответствующий обстоятельствам дела (т.2, л.68, обратная сторона).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по делу N А23-2434/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.