г. Калуга |
|
19 января 2024 г. |
Дело N А14-18541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.,
судей Морозова А.П., Шильненковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салтыковой С.Н.,
при участии:
от публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж": Попов И.А. - представитель по доверенности от N 11-06/1259 от 22.12.2022, предъявлен диплом;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дон": Горшенев М.А. - адвокат по доверенности Nб/н от 01.12.2022, предъявлено служебное удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дон" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.06.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу N А14-18541/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество ТНС Энерго Воронеж
(далее
ПАО
ТНС Энерго Воронеж
, истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области заявлены с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания
Дон
(далее
ООО УК
Дон
, ответчик) о взыскании 423 534,38 руб. задолженности за поставленную в периоды с ноября по декабрь 2021 года, в феврале, мае 2022 года электрическую энергию, 32 411,85 руб. пени за период с 16.12.2021 по 27.09.2022, с начислением пени по день фактической оплаты задолженности, 373,20 руб. судебных расходов (оплата почтовых услуг).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.06.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.06.2023 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, ООО УК "Дон" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, отказав в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, 20.01.2017 между ПАО "ТНС Энерго Воронеж" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Дон" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 15229 для исполнителя коммунальных услуг, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Расчетным периодом для оплаты поставленной покупателю энергии по договору является один календарный месяц (п. 7.2 договора).
Окончательный расчет за энергию производится покупателем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 7.6 договора).
В случае осуществления оплаты в порядке, предусмотренном п. 6.11 договора, объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как разность объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 10.1 договора срок его действия с 01.01.2017 по 31.12.2017 с возможностью продления на тот же срок и на тех же условия, если за 30 дней до окончания его действия покупатель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Истец в период ноябрь декабрь 2021 года, февраль, май 2022 года поставил электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика в объеме 547666 кВтч на общую сумму 2 246 074,02 руб., которая ответчиком в полном объеме оплачена не была.
Неисполнение ответчиком требований истца об оплате задолженности за потребленную в спорный период электрическую энергию послужило основанием для обращения ПАО "ТНС Энерго Воронеж" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 354 (далее
Правила
354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 9 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирного дома определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подп. "б" и "г" п. 31 Правил N 354).
В соответствии с подп. "г" п. 4 Правил N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесена услуга электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно изменениям, внесенным в Правила N 354, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержание жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Судами установлено и ответчиком по существу не оспаривается факт поставки истцом в спорный период электрической энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО УК Дон
, объем которой определен ПАО
ТНС энерго Воронеж
в соответствии с Правилами
354, Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012
124 (далее
Правила
124), а именно: при наличии общедомовых приборов учета
исходя из их показаний за минусом объема ресурса, поставленного в жилые и нежилые помещения многоквартирных домов (индивидуальное потребление).
В расчете стоимости потребленной электроэнергии применены тарифы на электрическую энергию, утвержденные Приказами УРТ Воронежской области.
О ненадлежащем исполнении истцом обязательств по договору ответчиком не заявлено, примененные истцом тарифы не оспорены, доказательств оплаты потребленного в ноябре декабре 2021 года, феврале, мае 2022 года коммунального ресурса не представлено.
В обоснование заявленных требований, ответчик указывает на несогласие с произведенным истцом расчетом общего расхода электроэнергии, определенного по показаниям ОДПУ в размере 58342 кВтч за ноябрь 2021 года и 88378 кВтч за декабрь 2021 года на общую сумму 324 718,65 руб.
Спорный объем электроэнергии определен истцом как разница объема по прибору, учитывающему общий объем потребленной энергии многоквартирным домомом, и показаниями индивидуальных приборов учета, переданными самими собственниками помещений при оплате коммунального ресурса истцу.
ООО УК "Дон" полагает, что при определении объема электрической энергии, поставленной на содержание общего имущества многоквартирного дома, истцом используются разные периоды снятия показаний ОДПУ и индивидуальных приборов собственников помещений. В частности, управляющая компания передает поставщику электрической энергии показания ОДПУ по состоянию на 25 число расчетного месяца, собственники помещений МКД передают показания индивидуальных приборов учета и оплачивают электрическую энергию в период с 10 по 20 число расчетного месяца, что, по мнению ответчика, приводит к завышению объема электрической энергии, предъявляемого на общедомовые нужды и тем самым увеличивает объем обязательств управляющей организации.
В соответствии со ст.ст. 154, 155 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включая оплату электроэнергии, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно подп. "ж" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В силу п. 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления
исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев,
то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случаях, указанных в настоящем пункте.
Согласно п. 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В соответствии с подп. е1
,
ж
,
з
,
у
,
у2
п. 31, подп.
г
,
д
,
е
п. 32, подп.
б
п. 82 Правил
354 обязанность по контролю за состоянием общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, по проведению проверки достоверности показаний ОДПУ и передаваемых потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, возложена на исполнителя коммунальных услуг, в данном случае
ООО УК
Дон
.
Как верно указали суды, ответчик, действуя в соответствии с положениями законодательства, должен был и имел возможность осуществить проверку состояния как ИПУ, так и ОДПУ для использования их показаний в целях определения объема индивидуального и общедомового потребления.
В соответствии с действующим жилищным законодательством, истец определил объем индивидуального потребления собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по предоставленным ими показаниями индивидуальных приборов учета (при отсутствии показаний исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса или по нормативам).
Доказательств, свидетельствующих о недостоверности данных о показаниях индивидуальных приборов учета, используемых ПАО "ТНС энерго Воронеж" при расчетах по спорному договору, ответчиком в материалы дела не представлено.
Применение управляющей компанией способа расчета объемов потребленной электрической энергии собственниками жилых помещений по общему прибору учета, учитывающему весь объем индивидуального потребления, так же как и определение объема электрической энергии, затраченной на содержание общего имущества дома по отдельному прибору учета, нормами жилищного законодательства не предусмотрен.
Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами N 124.
В соответствии с п. 6.11 договора от 20.01.2017 N 15229, согласующегося с подпунктом "а" п. 21(1) Правил N 124, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Судами установлено и ответчиком не оспаривается расчет объема электроэнергии, произведенный истцом исходя из разницы между объемом электрической энергии, зафиксированным общедомовым прибором учета за минусом объема индивидуального потребления собственниками помещений по индивидуальным приборам учета.
Предположения ответчика о завышении объема его обязательства в связи с разными датами представления сведений по ОДПУ и ИПУ жильцов дома не влекут отмену законного и обоснованного судебного акта, поскольку актуализация показаний ИПУ жильцов дома в следующем периоде может привести как к увеличению объема потребления, так и к его уменьшению.
Порядок расчетов, который был применен истцом, нормативно установлен жилищным законодательством РФ. Правовых оснований для иного расчета не имеется. Арифметически расчет не оспорен.
Таким образом, с учетом названных норм права, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности в указанном размере.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате электрической энергии, су, руководствуясь положениями ст.ст. 329, 330 ГК РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Постановлении Пленума Верховного суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", проверив расчет пени, с учетом отсутствия контррасчета со стороны ответчика, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании пени за период просрочки с 16.12.2021 по 27.09.2022 в размере 32 411,85 руб. с последующим ее начислением начиная с 28.09.2022 по день фактической оплаты основного долга.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ окружному суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального и материального права при принятии обжалуемых судебных актов не выявлено, окружной суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При подаче настоящей кассационной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей по платежному поручению N 1153 от 13.11.2023.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Поскольку положениями п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в размере 3 000 руб., то излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.06.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу N А14-18541/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дон" (ОГРН 1113668050968, ИНН 3662171268) из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины при обращении с кассационной жалобой. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
А.П. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате электрической энергии, су, руководствуясь положениями ст.ст. 329, 330 ГК РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Постановлении Пленума Верховного суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", проверив расчет пени, с учетом отсутствия контррасчета со стороны ответчика, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании пени за период просрочки с 16.12.2021 по 27.09.2022 в размере 32 411,85 руб. с последующим ее начислением начиная с 28.09.2022 по день фактической оплаты основного долга."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2024 г. N Ф10-6588/23 по делу N А14-18541/2022