г.Калуга |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А54-7923/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2019 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от Администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (Рязанская область, г.Скопин, ул.Ленина, д.9): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г.Рязань, ул.Право-Лыбедская, д.35): Арцибасова И.В. - представитель по доверенности от 24.01.2018;
от Местной религиозной организации православного Прихода Никольской церкви г.Скопина Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б"): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Управления Росреестра по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.11.2018 (судья Костюченко М.Е.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-7923/2018,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление, ответчик) с заявлением о признании незаконными решений, оформленными уведомлениями от 17.07.2018 N 62/014/006/2018-755, N 62/014/006/2018-756, N 62/014/006/2018-757, N 62/014/006/2018-758, N 62/014/006/2018-759, о возврате документов без рассмотрения.
Дело рассмотрено при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Местной религиозной организации-православный Приход Никольской церкви г.Скопина Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.11.2018 решения Управления Росреестра по Рязанской области оформленные уведомлениями от 17.07.2018 N 62/014/006/2018-755, N 62/014/006/2018-756, N 62/014/006/2018-757, N 62/014/006/2018-758, N 62/014/006/2018-759 о возврате документов без рассмотрения признаны недействительными. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации, путём рассмотрения направленных 06.07.2018 заявлений о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости:
- здание - автономный тепловой пункт, кадастровый N 62:28:0010105:73, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 9,1 м?, инв. N 5642, лит. "Д", адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.1; - здание - церковная лавка, кадастровый N 62:28:0010105:74, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 59,3 м?, инв. N 5642, лит. "Б", адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.2;
- здание - крестильня, кадастровый N 62:28:0010105:75, назначение: нежилое, 1-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 190,4 м?, инв. N 5642, лит. Ж, адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.3;
- гараж, кадастровый N 62:28:0010105:76, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 36,4 м?, инв. N 5642, лит. "Г", адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.4; - сооружение - туалет, кадастровый N 62:28:0010105:77, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 6,3 м?, инв. N 5642, адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.5, coop. 1.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Указали, что при прекращении права собственности муниципального образования на муниципальное недвижимое имущество в связи с отчуждением данного имущества и переходом права на него к новому правообладателю, не имеющему льготы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем как за государственную регистрацию возникновения права новым правообладателем в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кроме того администрацией не соблюдён 5 дневный срок для обращения с заявлением о регистрации, следовательно она представляет нового собственника и действует в его интересах.
Администрация в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала позицию подателя жалобы.
Иные стороны представителей в судебное заседания не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителя Управления, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, на основании обращения Администрации от 17.11.2017 N 5793 Думой муниципального образования - ГО г.Скопин Рязанской области принято решение от 29.11.2017 N 137/68 о передаче объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Местной религиозной организация - православный Приход Никольской церкви г.Скопина Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) а именно:
- здание - автономный тепловой пункт, кадастровый N 62:28:0010105:73, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 9,1 м?, инв. N 5642, лит."Д", адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.1;
- здание - церковная лавка, кадастровый N 62:28:0010105:74, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 59,3 м?, инв. N 5642, лит."Б", адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.2;
- здание - крестильня, кадастровый N 62:28:0010105:75, назначение: нежилое, 1-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 190,4 м?, инв. N 5642, лит. Ж, адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.3;
- гараж, кадастровый N 62:28:0010105:76, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 36,4 м?, инв. N 5642, лит."Г", адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.4;
- сооружение - туалет, кадастровый N 62:28:0010105:77, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 6,3 м?, инв. N 5642, адрес: Рязанская область, г.Скопин, ул.Пушкина, д.84"Б", стр.5, coop. 1.
29.11.2017 Думой муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области принято решение N 137/68 о передаче вышеуказанных объектов недвижимого имущества в собственность религиозной организации.
04.12.2017 между Администрацией муниципального образования - ГО г.Скопин Рязанской области и Местной религиозной организация-православный Приход Никольской церкви г.Скопина Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) подписан акт приема-передачи объектов недвижимого имущества.
В целях государственной регистрации права Администрация 06.07.2018 представила в регистрирующий орган заявления о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Рассмотрев указанные заявления, Управление Росреестра по Рязанской области направило заявителю уведомления от 17.07.2018 N 62/014/006/2018-755, N 62/014/006/2018-756, N 62/014/006/2018-757, N 62/014/006/2018-758, N 62/014/006/2018-759 о возврате документов без рассмотрения в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины за осуществление регистрационных действий.
Полагая, что имеются основания для освобождения от уплаты государственной пошлины, администрация обратилась в Арбитражный суд Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.11.2018 решения Управления Росреестра по Рязанской области оформленные уведомлениями от 17.07.2018 N 62/014/006/2018-755, N 62/014/006/2018-756, N 62/014/006/2018-757, N 62/014/006/2018-758, N 62/014/006/2018-759 о возврате документов без рассмотрения признаны недействительными. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации, путём рассмотрения направленных 06.07.2018 заявлений о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Указанное решение оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019.
Не согласившись с решением и постановлением, Управление Росреестра по Рязанской области обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
На основании части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 25 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.
Следовательно, Администрация, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что представляя заявление о государственной регистрации права собственности религиозной организации с пропуском 5 дневного срока, Администрация действует как наделенный законом соответствующими полномочиями представитель этой организации, в интересах которого совершается соответствующее юридически значимое действие (государственная регистрация); обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия, рассмотрены судами и правомерно отклонены как несостоятельные в правовом отношении.
Действительно, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе (статьи 33 Закона N 218-ФЗ).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно Уставу муниципального образования - Городской округ город Скопин Рязанской области, принятому Решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 27.11.1996 N 54/7, права собственника в отношении имущества Скопинского городского округа от имени населения Скопинского городского округа осуществляет Дума муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (статья 86 Устава).
Статьей 51 Устава к полномочиям администрации отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Аналогичные полномочия закреплены в Положении "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области", утвержденном Решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 25.07.2012 N 108/93.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14, пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; государственная регистрация осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом, по смыслу пункта 2 статьи 223, пункта 1 статьи 235 ГК РФ переход права собственности фактически означает одновременную регистрацию прекращения права первоначального собственника имущества.
Следовательно, обращаясь с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности Администрация преследовала собственный интерес - прекратить свое право собственности на указанные сооружения.
Ни нормы ГК РФ, ни Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, ни иные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают, что орган местного самоуправления вправе выступать законным представителем физического лица в правоотношениях, связанных с государственной регистрацией перехода прав на недвижимое имущество.
Более того, из буквального толкования статьи 19 Закона N 218-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Таким образом, как правильно указали суды, на администрацию, обратившуюся с заявлением о государственной регистрации перехода права, как орган местного самоуправления, действующей в собственных интересах, не может быть возложена обязанность по уплате государственной пошлины.
Местная религиозная организация-православный Приход Никольской церкви г.Скопина Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) с заявлением о регистрации перехода права не обращалась, поэтому на неё также не может быть возложена обязанность по уплате государственной пошлины в силу прямого указания закона.
Таким образом, суды правильно признали, что действия Управления по возврату Администрации заявления о государственной регистрации права собственности по мотиву отсутствия документа об уплате государственной пошлины являются незаконными, нарушают права и законные интересы Администрации как органа, осуществляющего полномочия собственника объекта недвижимого имущества; на Администрацию, обратившуюся с заявлением о государственной регистрации перехода права, как орган местного самоуправления, действующий в собственных интересах, не может быть возложена обязанность по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь приведенными нормами права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия по возврату документов не соответствуют Закону N 218-ФЗ о регистрации и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку порождают правовую неопределенность в судьбе данного имущества.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основаниями для отмены решения и постановления судов. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А54-7923/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14, пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; государственная регистрация осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом, по смыслу пункта 2 статьи 223, пункта 1 статьи 235 ГК РФ переход права собственности фактически означает одновременную регистрацию прекращения права первоначального собственника имущества.
...
Ни нормы ГК РФ, ни Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, ни иные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают, что орган местного самоуправления вправе выступать законным представителем физического лица в правоотношениях, связанных с государственной регистрацией перехода прав на недвижимое имущество.
Более того, из буквального толкования статьи 19 Закона N 218-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 июня 2019 г. N Ф10-2160/19 по делу N А54-7923/2018