г.Калуга |
|
19 января 2024 г. |
Дело N А83-20719/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.,
при участии представителей:
от Министерства экономического развития Республики Крым (проспект Кирова, д. 13, г. Симферополь, ОГРН 1149102017118, ИНН 9102011897) - Солодовникова Е.М. (доверенность от 29.12.2023, диплом),
от общества с ограниченной ответственностью "Риф-Сервис" (ул. Каламитская, д. 14, с. Прибрежное, Сакский район, Республика Крым, ОГРН 1149102057389, ИНН 9107001444) - Завацкой Е.В. (доверенность от 24.11.2023, диплом),
от Совета министров Республики Крым (проспект Кирова, д. 13, г. Симферополь, ИНН 9102011424, ОГРН 1149102016414) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой Службы N 6 по Республике Крым (ул. Кирова, д. 54, г. Евпатория, ОГРН 1149100000136, ИНН 9110000024) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Крымской таможни (ул. Мальченко, д. 22, г. Симферополь, ОГРН 1147746418434, ИНН 7730705060) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю (бул. И. Франко, д. 13А, г. Симферополь, ОГРН 1149102004908, ИНН 9102003776) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. Александра Невского, д. 29, г. Симферополь, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457) - Рудницкой М.В. (доверенность от 11.12.2023, диплом),
БР Холдинг АГ (IBR HOLDING AG) (ул. Конституции, д. 62/10, кв. 40, г. Евпатория) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Риф-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А83-20719/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Риф-Сервис" (далее - ООО "Риф-Сервис", Общество, ответчик) о расторжении договора от 03.08.2016 N 583/2016 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым.
К участию в деле в качестве соответчика суд привлек Совет Министров Республики Крым, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой Службы N 6 по Республике Крым, Крымскую таможню, Управление федеральной Службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и ИБР Холдинг АГ (IBR HOLDING AG).
Решением суда от 14.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Риф-Сервис" просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ) между Советом министров Республики Крым и ООО "РИФ-СЕРВИС" (далее - участник) 03.08.2016 заключен договор N 583/16 (далее - договор) об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - СЭЗ) на территории Республики Крым сроком действия до 31.12.2039 г.
Пунктом 1.2 договора предусмотрена деятельность участника по организации отдыха и развлечений.
Результатом деятельности участника в соответствии с инвестиционной декларацией является создание комплекса водных аттракционов с целью осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1.2 договора, а также созданию 45 новых рабочих мест.
Общий объем капитальных вложений участника при осуществлении деятельности, указанной в инвестиционной декларации, составляет не менее 85 000 000 рублей, которые будут направлены на приобретение комплекса водных аттракционов (пункт 1.4 договора).
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3 договора участник обязан осуществить на территории свободной экономической зоны капитальные вложения на условиях, в объемах и сроки, которые предусмотрены настоящим договором, согласно следующим этапам:
- этап 1 - не менее 30 000 000 рублей в период с III квартала 2016 года до конца II квартала 2017 года;
- этап 2 - не менее 20 000 000 рублей в период с III квартала 2017 года до конца II квартала 2018 года;
- этап 3 - не менее 20 000 000 рублей в период с III квартала 2018 года до конца II квартала 2019 года.
Таким образом, в первые три года с момента заключения договора Общество обязалось осуществить капитальные вложения в сумме не менее 70 000 000 рублей.
Согласно условиям инвестиционной декларации (далее - декларация), на основании которой заключен договор, первым этапом реализации инвестиционного проекта является оплата по договору покупки комплекса водных аттракционов 1/3 стоимости и приобретение права собственности на оборудование, оплата будет осуществляться в 3 квартале 2016 года, вторым этапом - окончательная оплата по договору приобретения оборудования для комплекса водных аттракционов, которая будет осуществляться по графику с 3 квартала 2017 года по 4 квартал 2019 год.
Дополнительным соглашением от 30.07.2019 N 2 к договору изменен результат деятельности участника, пункт 1.3 договора изложен в следующей редакции: "Результатом деятельности участника в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении настоящего договора, будет являться приобретение комплекса водных аттракционов и его эксплуатация", а также создание 45 новых рабочих мест.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено право уполномоченного органа осуществить контроль за выполнением участником условий договора в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также потребовать в судебном порядке расторжения договора по основаниям, указанным в части 3 статьи 14 Закона N 377-ФЗ.
На основании приказа от 11.06.2020 N 158 Министерством экономического развития Республики Крым в отношении Общества проведена документарная проверка соответствия деятельности участника СЭЗ требованиям Закона N 377-ФЗ в части выполнения условий договора, в ходе которой установлен факт нарушения подпункта "г" пункта 13 Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 года N 827 (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил установлена обязанность участника при проведении проверки подготовить и представить проверяющим лицам подлинники документов, в том числе по перечню, указанному в уведомлении, ранее направленном Министерством.
В соответствии с предписанием об устранении выявленного нарушения от 05.08.2020 N 15 Обществу в срок до 5 сентября 2020 года необходимо было сообщить об устранении нарушения и направить в адрес Министерства документы, подтверждающие устранение указанного в данном предписании нарушения, с копиями подтверждающих документов, а именно:
- осуществления капитальных вложений (копии договоров (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения; копии актов выполненных работ (оказанных услуг), актов ввода в эксплуатацию основных средств (капитальных вложений); копии платежных документов, подтверждающих осуществление участником инвестиций (капитальных вложений);
- сведения, подтверждающие осуществление заявленных видов деятельности - создания рабочих мест в рамках инвестиционного проекта;
- учетную политику юридического лица, утвержденную приказом или распоряжением уполномоченного лица;
- налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций;
- статистическую информацию и налоговую отчетность, содержащую сведения о среднесписочной численности и заработной плате работников.
Однако Обществом представлены не в полном объеме документы (финансовая отчетность), подтверждающие капитальные вложения в рамках реализации договора и заявленной инвестиционной декларации.
Поскольку Общество условия договора не выполнило, деятельность с 2020 года не ведет, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, удовлетворяя который суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 377-ФЗ целями СЭЗ является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитие транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышение уровня и качества жизни граждан.
Согласно статье 12.1 Закона N 377-ФЗ для целей указанного федерального закона под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником свободной экономической зоны в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений.
Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание.
Таким образом, реализация инвестиционного проекта в рамках СЭЗ предполагает осуществление строительства с целью создания нового производства (или развития действующего).
Кроме того, реализация инвестиционного проекта предусматривает не только создание (приобретение) объектов основных средств, но и их последующую эксплуатацию. При этом предпринимательская деятельность участника СЭЗ, связанная с эксплуатацией созданных либо модернизированных объектов основных средств, должна носить систематический (длящийся), а не разовый характер.
В данном случае в инвестиционной декларации было указано, что для реализации договора Общество приобретает шесть новых больших экстремальных взрослых аттракциона: "Семейный спуск", "Летающая тарелка", "Навигатор", "Цунами", "Сферы", "Ракета", а также новый детский комплекс аттракционов "Джунгли" и создает 45 новых рабочих мест.
Таким образом, на дату заключения договора в 2016 году ответчик обязался приобрести и дополнить уже действующий аквапарк "Банановая республика" новыми аттракционами на сумму не менее 70 000 000 руб.
В качестве объекта капитальных вложений во исполнение договора участника СЭЗ ООО "РИФ-СЕРВИС" отразило приобретение за 85 000 000 руб. у ИБР Холдинг АГ (IBR HOLDING AG) по контракту от 01.09.2016 N 0001 комплектного оборудования для аквапарка, поставленного и смонтированного в аквапарке "Банановая Республика": "Семейный спуск", "Летающая тарелка", "Сферы", "Навигатор", "Цунами", "Ракета", система циркуляции воды для водных горок, комплекс водных горок для детских водных аттракционов "AQUATOWER".
При этом ИБР Холдинг АГ (IBR HOLDING AG) является единственным учредителем ООО "РИФ-СЕРВИС" и ранее представляло Обществу указанные комплексы в аренду на условиях поставки и монтажа на территории аквапарка.
Согласно сведениям, полученным налоговыми органами, ООО "Риф- Сервис" 20.05.2015 заключило с ООО "Аквапарк Сервис" договор аренды N 6, в соответствии с которым ООО "Риф-Сервис" (арендодатель) предоставил во временное пользование с 29.05.2015 по 30.09.2015 (до получения организацией статуса участника СЭЗ) за плату часть территории парка водных аттракционов "Аквапарк "Банановая Республика". В перечне передаваемых в аренду аттракционов указаны: "Семейный спуск", "Летающая тарелка", "Сферы", "Навигатор", "Цунами", "Ракета", "AQUATOWER".
В п. 1.5 договора аренды от 20.05.2015 N 6 указано, что на момент его заключения сдаваемые в аренду аттракционы принадлежат арендодателю (ООО "РИФ-СЕРВИС") на праве собственности и числятся по бухгалтерскому учету на 01 счете как основные средства.
Данные показатели корреспондируются с показателями основных средств и добавочного капитала ООО "Риф-Сервис" в сумме 123,3 млн. руб., который сформирован еще до перерегистрации в российское правовое поле, что зафиксировано в инвентаризационной описи как дооценка основных средств, а именно является вкладом в имущество, которое приобретено за счет заемных средств от учредителя, позже прощенных им.
Из вышеуказанного следует, что еще до заключения Обществом договора участника СЭЗ вышеуказанные аттракционы были смонтированы на территории аквапарка "Банановая Республика", эксплуатировались и это приносило доход ООО "Риф-Сервис".
Таким образом, указанные объекты вложений в виде водных аттракционов не являются приобретенными ООО "РИФ-СЕРВИС" после заключения договора.
Вышеизложенное свидетельствует, что Обществом не выполнялся инвестиционный проект, то есть не осуществлялись капитальные вложения в соответствии с договором (после его заключения).
Поскольку распоряжением Совета Министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1639-р уполномоченным органом по управлению свободной экономической заной на территории Республики Крым определено Министерство экономического развития Республики Крым, то его обращение с данным иском является обоснованным и осуществлено в рамках переданных ему полномочий.
Оценив в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ представленное Обществом в качестве доказательства создания новых 45 рабочих мест новое штатное расписание, суд не принял его в качестве такого, так как оно было подписано лицом, не обладающим на это полномочиями.
Кроме того, ввиду отсутствия факта достижения цели договора - приобретения новых (по отношению к существующим ранее) аттракционов увеличение количества рабочих мест путем формирования нового штатного расписания не может быть связано с инвестиционной деятельностью участника СЭЗ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судами норм материального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем не влияют по существу на правильность принятых судами решений.
Кроме того, указанные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой и апелляционной инстанций, которые мотивированно и обоснованно отклонены, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Податель кассационной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы судов. В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 286 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А83-20719/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 15 Правил установлена обязанность участника при проведении проверки подготовить и представить проверяющим лицам подлинники документов, в том числе по перечню, указанному в уведомлении, ранее направленном Министерством.
...
В соответствии со статьей 1 Закона N 377-ФЗ целями СЭЗ является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитие транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышение уровня и качества жизни граждан.
Согласно статье 12.1 Закона N 377-ФЗ для целей указанного федерального закона под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником свободной экономической зоны в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2024 г. N Ф10-6614/23 по делу N А83-20719/2020