г.Калуга |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А62-8698/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии представителей :
от Администрации города Смоленска - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "СмолЭкспо" - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Смоленской области - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2018 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 (судьи Большаков Д.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-8698/2018,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Смоленска (далее по тексту - Администрация,) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее по тексту - Смоленское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 29.08.2018 N 02-18 и предписания от 29.08.2018 N 9-18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СмолЭкспо" (далее - по тексту ООО "СмолЭкспо", Общество), администрация Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, администрация города Смоленска обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования полностью.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неисполнимость вынесенного предписания, возлагающее на администрацию действия по принятию нормативного акта за пределами ее компетенции.
До начала судебного разбирательства в суд округа поступили отзывы на кассационную жалобу от Смоленского УФАС и от администрации Смоленской области.
Администрация Смоленской области также заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
В судебное заседание стороны своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов содержащихся в жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение ООО "СмолЭкспо" о создании администрация города Смоленска препятствий в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности по организации ярмарок на территории г. Смоленска в связи с отказом во внесении Общества в качестве организатора ярмарок в Сводный план организации ярмарок на 2018 год.
По результатам рассмотрения указанного обращения, Смоленским УФАС установлены признаки нарушения Администрацией части 1 статьи Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании чего, в соответствии с частями 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации города Смоленска было выдано предупреждение от 28.04.2018 N 1189 об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, согласно которому Администрации в целях прекращения нарушения было предложено разработать нормативный акт, регулирующий порядок включения организатор ярмарок в Сводный план; провести отбор организаторов ярмарок для их включения в Сводный план организации ярмарок на территории города Смоленска на оставшийся период 2018 года в соответствии с разработанным порядком.
В связи с неисполнением Администрацией вынесенного предупреждения антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Смоленского УФАС от 29.08.2018 признано недопустимым постановление администрации города Смоленска от 01.12.2016 N 2862-адм "Об утверждении сводного плана организации ярмарок на территории города Смоленска в 2017 году".
Администрации города Смоленска было выдано предписание N 9/18 от 29.08.2018, которым заявителю предписано прекратить нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем разработки нормативного акта, регулирующего порядок включения организаторов ярмарки в Сводный план организации ярмарок на территории города Смоленска и размещения в открытом доступе информации о начале формирования такого плана в соответствии с разработанным порядком.
Несогласие Администрации с решением и предписанием Смоленского УФАС послужило основанием обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу, что установленные действия Администрации города Смоленска содержат в себе признаки устранения конкуренции и нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, оспариваемое решение соответствуют положениям Закона о защите конкуренции, а предписание содержит указания на конкретные действия, направленные на прекращение выявленного антимонопольным органом нарушения Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, установлено, что признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Для квалификации действий по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу следует установить наличие совершенных действий (бездействия), запрещенных законом, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В силу части 6 статьи 11 Закона N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Согласно материалов дела, на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, антимонопольным органом 30.07.2018 был проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления вспомогательных услуг для бизнеса, по организации ярмарок территории города Смоленска.
По результатам анализа, проведенного антимонопольным органом, установлено, что на рынке предоставления вспомогательных услуг для бизнеса действует несколько хозяйствующих субъектов: ООО "СмолЭкспо", ООО "Автотранзитстрой", МУП "Комбинат студенческого питания", что свидетельствует, по мнению Смоленского УФАС, о наличии потенциальной конкуренции исследуемого рынка.
Согласно фактическим обстоятельствам, установленным судами двух инстанций, Постановлением администрации города Смоленска от 01.12.2016 N 2862-адм (далее - Постановление N 2862-адм) утвержден сводный план организации ярмарок на территории города Смоленска в 2017 году, согласно которому в указанный период запланировано проведение 30 ярмарок следующими организаторами ярмарок: ООО "СмолЭкспо" - 20 ярмарок; Смоленская Торгово-промышленная палата - 10 ярмарок.
Постановлениями администрации города Смоленска от 01.03.2017 N 537-адм., от 24.05.2017 N 1360-адм., от 23.10.2017 N 2962-адм вносились изменения в Постановление N 2862-адм. в отношении количества проводимых в 2017 году ярмарок, в результате которых в сводный план включены следующие организаторы ярмарок: ООО "СмолЭкспо" - 3 ярмарки; Смоленская Торгово-Промышленная палата - 10 ярмарок; Администрация города Смоленска - 3 ярмарки; Местная религиозная организация приход храма Верхне-Георгиевской церкви совместно с Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Смоленской епархии - 14 ярмарок; ООО "Автотранзитстрой" - 6 ярмарок; МУП "Комбинат студенческого питания" - 6 ярмарок.
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации города Смоленска письмом от 24.05.2017 N 16/2-705 исх уведомило ООО "СмолЭкспо" об исключении из Сводного плана в связи с запланированными работами по благоустройству территории на ул. Октябрьской революции.
Общество обратилось к заместителю Губернатора - начальнику департамента инвестиционного развития Смоленской области с просьбой оказать содействие во включении общества в Сводный план ярмарок на территории города Смоленска и определить одну из муниципальных площадок, согласно ответу которого положениями Порядка N 498 процесс организации ярмарок не предусматривает проведения органами местного самоуправления конкурсов среди организаторов ярмарок на право их размещения и для включения в Сводный план организации ярмарок на территории города Смоленска на 2018 год организатором ярмарок необходимо направить в адрес Главы города Смоленска заявку на проведение мероприятия с указанием места, вида и срока проведения.
25.12.2017 ООО "СмолЭкспо" направило в адрес Главы города Смоленска соответствующую заявку.
22.12.2017 Администрация постановлением от N 4063 утвердила Сводный план организации ярмарок на территории города Смоленска в 2018 году, согласно которому в 2018 году запланировано проведение 135 ярмарок, ООО "СмолЭкспо" в списке организаторов ярмарок не числилось, так как заявка поступила после издания вышеуказанного постановления.
На основании вышеизложенного, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие регламентирующего порядка отбора организаторов ярмарок приводит к произвольным действиям по формированию Сводного плана (включению, исключению из плана, увеличению, сокращению количества ярмарок), а также произвольным образом определяет порядок, сроки и адреса подачи соответствующих заявок заинтересованными лицами, что недопустимо в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.
Установив нарушение часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в осуществление возложенных на него антимонопольным законодательством функций выдал заявителю оспариваемое предписание, направленное на прекращение выявленного антимонопольным органом нарушения Закона о защите конкуренции.
По изложенным основаниям суды пришли к обоснованным выводам о законности обжалуемого решения и выданного на его основании предписания антимонопольного органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 по делу N А62-8698/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно материалов дела, на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, антимонопольным органом 30.07.2018 был проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления вспомогательных услуг для бизнеса, по организации ярмарок территории города Смоленска.
...
На основании вышеизложенного, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие регламентирующего порядка отбора организаторов ярмарок приводит к произвольным действиям по формированию Сводного плана (включению, исключению из плана, увеличению, сокращению количества ярмарок), а также произвольным образом определяет порядок, сроки и адреса подачи соответствующих заявок заинтересованными лицами, что недопустимо в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.
Установив нарушение часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в осуществление возложенных на него антимонопольным законодательством функций выдал заявителю оспариваемое предписание, направленное на прекращение выявленного антимонопольным органом нарушения Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 июля 2019 г. N Ф10-2831/19 по делу N А62-8698/2018