г. Калуга |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А36-13566/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СМС-Центр" (ОГРН 1117746756489, ИНН 7724805644, 2-й Рощинский проезд, д. 8, г. Москва, 115419) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513, пл. Плехановская, д. 1, г. Липецк, 398050) - Гусаровой С.С. - представителя по доверенности от 19.03.2019 N 21;
от общества с ограниченной ответственностью "ДЭНИ КОЛЛ" (ул. Московская, д. 4, оф. 413, г. Киров, 610020) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Шеф Маркет" (ул. Прянишникова, д. 23А, г. Москва, 127550) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Резницкого Дениса Александровича (г. Санкт-Петербург) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.12.2018 (судья Дегоева О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-13566/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМС-Центр" (далее - Общество, ООО "СМС-Центр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 18.09.2017 по делу N 76 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено с участием ООО "ДЭНИ КОЛЛ", ООО "Шеф Маркет" и гражданина Резницкого Д.А.
Решением суда от 07.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2018, требование заявителя удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 04.09.2018 решение от 07.02.2018 и постановление от 27.04.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела ООО "СМС-Центр" уточнило заявленное требование, просило признать недействительным решение УФАС от 18.09.2017 по делу N 17 в части признания Общества рекламораспространителем.
Решением суда от 07.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.02.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя УФАС, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в Управление поступило обращение гражданина Резницкого Д.А. о том, что 14.04.2017 в 11 часов 16 минут на его абонентский номер поступило sms-сообщение рекламного характера от имени "CHEFMARKET" (SMS-центр:+79168960390) следующего содержания: "Забыли про коробочку на следующую неделю? Еще чуть чуть осталось! Поспешите https://www.chefmarket.ru/5dinners-home", на получение которого гражданин согласия не давал.
Определением от 13.06.2017 (т. 3, л.д. 15-20) антимонопольный орган возбудил дело N 17 по признакам нарушения ПАО "Мобильные ТелеСистемы", ООО "ДЭНИ КОЛЛ", ООО "СМС-центр" части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекдаме" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе).
Решением Управления от 18.09.2017 по указанному делу спорная реклама признана ненадлежащей ввиду нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе. При этом Общество признано рекламораспространителем.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа в части признания его рекламораспространителем сообщения, поступившего 14.04.2017 в 11:46 на абонентский номер гражданина, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, удовлетворяя которое суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона N 38-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 36 Закона N 38-ФЗ).
При осуществлении государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, территориальные органы ФАС России руководствуются, в том числе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Административный регламент), и Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила N 508).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 508 дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы России по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из материалов дела усматривается, что адресом местонахождения заявителя - ООО "СМС-центр" является г. Москва, ООО "ДЭНИ КОЛЛ" г. Киров, ООО "Шеф Маркет ПРО" г. Москва, а гражданина Резницкого Д.А. г. Санкт-Петербург.
В соответствии с пунктом 6 главы II Правил N 508 и пунктом 3.34 Административного регламента ФАС России вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.
Судами установлено, что у Управления поручения ФАС России о рассмотрении по существу обращения гражданина, на основании которого антимонопольным органом было возбуждено дело N 17 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, не имеется.
Ссылок на то, что обращение гражданина перенаправлено в Управление из ФАС России ни в определении о возбуждении антимонопольного дела N 17, ни в оспариваемом решении от 18.09.2017 не содержится.
Кроме того, как указано судами, антимонопольным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что распространение рекламы допущено только на территории, подведомственной одному территориальному органу ФАС России. В материалах дела N 17 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют документы, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что распространение рекламы допущено на территории Липецкой области.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что в данном случае возбуждение и рассмотрение УФАС дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "СМС-Центр" не соответствуют требованиям вышеуказанных Правил.
Оспариваемые ненормативные правовые акты нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку приняты за рамками компетенции Управления.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 306-КГ16-4250, от 06.07.2016 N 306-КГ16-7681, от 20.03.2017 N 307-АД16-19405.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на письмо ФАС России от 01.10.2018 N АК/78561/18 не могут быть приняты во внимание, так как этот акт не может изменять Правила N 508, утвержденные Правительством РФ, поэтому применяются именно они в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при данных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При рассмотрении спора доказательства, представленные в материалы дела, исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 по делу N А36-13566/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При осуществлении государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, территориальные органы ФАС России руководствуются, в том числе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Административный регламент), и Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила N 508).
...
Согласно пункту 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы России по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
...
Судами установлено, что у Управления поручения ФАС России о рассмотрении по существу обращения гражданина, на основании которого антимонопольным органом было возбуждено дело N 17 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2019 г. N Ф10-3392/18 по делу N А36-13566/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3392/18
22.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2198/18
07.12.2018 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-13566/17
04.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3392/18
27.04.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2198/18
07.02.2018 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-13566/17