г.Калуга |
|
8 августа 2019 г. |
Дело N А14-21390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН 1023602618368 ИНН 3666092419, пл.Ленина, 12, г.Воронеж, 394018) - Светличного М.В. - представителя по доверенности от 21.03.2019 N 60-01-23/773,
от Управления Федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922 ИНН 3666033639, ул.Куцыгина, 15а, г. Воронеж, 394006) -Нестеровой Ю.А. - представителя по доверенности от 11.01.2019 N 31-18-07/364,,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 (судьи Осипова М.Б., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-21390/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент аграрной политики Воронежской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области (далее - Управление, УФК) о признании недействительным пункта 3 предписания от 29.08.2018 N 31- 12-42/22-4419.
Решением суда от 31.01.2019, оставленнм без изменения поставлением суда апелляционной инстанции от 11.04.2019, пункт 3 предписания Управления от 29.08.2018 N 31-12-42/22-4419 признан недействительным.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм процессуального, материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представтелей УФК, Департамента, суд кассационной инсьанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа от 31.05.2018 N 268 Управлением в отношении Департамента проведена внеплановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
По результатам проверки УФК составлен акт от 25.07.2018, выдано предписание от 29.08.2018 N 31-12-42/22-4419, согласно которому Департаменту предписывалось принять меры по устранению выявленных нарушений и возместить причиненный указанными нарушениями ущерб Российской Федерации до 1 августа 2019, сообщить о результате исполнения предписания до 1 августа 2019 года (или не позднее 3 дней с даты исполнения предписания).
По мнению Управлению, в частности, Департаментом в 2017 году допущено неправомерное расходование денежных средств в сумме 52 784 511 руб. 44 коп., выделенных из федерального бюджета на возмещение затрат сельхозпроизводителей на возмещение затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в результате повторного предоставления субсидий на возмещение затрат по объемам произведенного и отгруженного молока высшего и первого сорта за 1 квартал 2016 года по 47 сельхозпроизводителям, тем самым, Департаментом нарушены требования пункта 1 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), основного мероприятия "Развитие молочного скотоводства" подпрограммы 10 "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1088, пункт 2 раздела 1, пункт 1 раздела 2, абзац 7 пункта 10 Порядка предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 15.02.2017 N 133 (далее - Порядок N 133), пункты 2, 4, 6 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), на развитие отраслей животноводства на 2016 год, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.03.2016 N 165 (далее - Порядок N 165).
Департамент, полагая, что предписание от 29.08.2018 в части выводов о неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 52 784 511 руб. 44 коп. не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное Департаментом требование, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Программа N 717), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 N 1421, содержащая подпрограмму "Развитие молочного скотоводства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1088 утверждена государственная программа Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", в состав которой включена подпрограмма 10 "Развитие молочного скотоводства".
02.02.2016 в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Воронежской области заключено соглашение N56/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2016 году бюджету Воронежской области на возмещение части затрат, в том числе, по производству 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Постановлением правительства Воронежской области от 18.03.2016 N 165 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на развитие отраслей животноводства на 2016 год, Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока на 2016 год (далее - Порядок N 165).
Порядок предоставления субсидий на 2016 год (далее - Субсидии) установил категории лиц, имеющих право на получение Субсидий, цели, условия и порядок предоставления Субсидий, положение об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления Субсидий их получателями, а также порядок возврата Субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в I квартале 2016 года (пункт 1).
Цель предоставления Субсидий - возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку (пункт 2).
Субсидии предоставляются путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сортов и (или) козьего молока (пункт 4).
Размер Субсидии на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сортов и (или) козьего молока рассчитывается умножением ставки Субсидии на объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сорта и (или) козьего молока в I квартале 2016 года.
Ставки Субсидии на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сортов и (или) козьего молока в 2016 году за счет средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, и за счет средств областного бюджета утверждаются приказом департамента аграрной политики Воронежской области (пункт 6).
Приказом Департамента от 31.03.2016 N 60-01-04/50 (ред. от 11.07.2016) утверждены ставки субсидии на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сортов и (или) козьего молока в 2016 году.
В связи с внесенными в 2017 году в Программу N 717 изменениями, подпрограммы 1- 11, в том числе подпрограмма 8 "Развитие молочного скотоводства", были заменены другими, более объемными по содержанию подпрограммами и показатели производства молока были отражены в подпрограмме "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", к основным приоритетным направлениям 11-ой подпрограммы государственной поддержки агропромышленного комплекса отнесено, в том числе, развитие молочного скотоводства.
В 2017 году предоставление субсидии на развитие молочного скотоводства регулировалось следующими нормативными правовыми актами:
- Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном животноводстве, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2017 N 50 (действовали до 13.04.2017, далее - Правила N 50);
- Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном животноводстве, предусмотренными приложением N 8 к Программе N 717 (с 14.04.2017).
В пункте 5 Правил N 50 было предусмотрено, что субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
Постановлением Правительства Воронежской области от 15.02.2017 N 133 утвержден Порядок предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Порядок N 133).
Согласно пункту 2 раздела 1 Порядка N 133 (в редакции, действовавшей до 21.09.2017) целью предоставления субсидии является поддержка собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по возмещению части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, отвечающего требованиям по безопасности к сырому молоку, предусмотренным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, и техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно пункту 1 раздела 2 Порядка N 133 субсидированию подлежат затраты, понесенные сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока в 2016 году. Субсидия за счет бюджетных ассигнований, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований областного бюджета предоставляется дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности за 2016 год по ставкам, утверждаемым департаментом (пункт 6 раздела 2).
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, полученных на текущий финансовый год из средств, поступивших в бюджет Воронежской области из федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на данное мероприятие, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Законом Воронежской области от 23.12.2016 N 182-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (пункт 8 раздела 2).
В соответствии с абзацем 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133 в первоначальной редакции "получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка".
Абзац 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133 был изложен в новой редакции (Постановление правительства Воронежской области от 06.07.2017 N 546): "получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка".
16.02.2017 в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Воронежской области заключено Соглашение N 082-08-218 о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2017 году бюджету Воронежской области на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, пунктом 4.3.3. которго установлено, что субъект обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению.
Согласно пункту 4.1.4 Соглашения Министерство обязано направить Субъекту требование о возврате средств субсидии в федеральный бюджет в случае, если Субъектом допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 Соглашения по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии.
Приказом Департамента от 22.05.2017 N 60-01-07/55 (ред. от 05.12.2017) утверждены ставки для предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидии на развитие молочного скотоводства в 2017 году, и исходя из буквального толкования абзаца 7 пункта 10 раздела II Порядка предоставления субсидий в 2017 году, судом было установлено, что указанное положение Порядка предоставления субсидии в 2017 году не содержит запрета на получение субсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями, ранее получившими субсидию в 2016 году.
В соответствии с абзацем 7 пункта 10 раздела II Порядка предоставления субсидий в 2017 году получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка, именно в 2017 году, тем самым данное ограничение установлено в целях неполучения субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями на одни и те же цели в размерах превышающих понесенные сельскохозяйственными товаропроизводителями затраты в 2017 году. То обстоятельство, что спорные сельхозтоваропроизводители ранее получили субсидии за 1 квартал 2016 года на основании нормативных актов и установленных объемов (ставок) субсидирования в 2016 году не свидетельствует о том, что Департаментом допущено предоставление субсидий лицам, получающим средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка.
Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки норм материального права и доказательств (документов), являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А14-21390/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.