Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 августа 2019 г. N Ф10-3096/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А14-21390/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от Управления федерального казначейства по Воронежской области: Глущенко А.Н. - представитель по доверенности N 31-18-07/359 от 11.01.2019, Нестерова Ю.А. - представитель по доверенности N 31-18-07/364 от 11.01.2019;
от Департамента аграрной политики Воронежской области: Светличный М.В. - представитель по доверенности N 60-01-23/773 от 21.03.2019, Ханина Е.Б. - представитель по доверенности N 60-01-26/2238 от 31.10.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 по делу N А14-21390/2018 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению Департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН 1023602618368, ИНН 3666092419) к Управлению федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922, ИНН 3666033639) о признании недействительным пункта 3 предписания от 29.08.2018 N 31-12-42/22-4419,
УСТАНОВИЛ:
Департамент аграрной политики Воронежской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области (далее - Управление) о признании недействительным пункта 3 предписания от 29.08.2018 N 31- 12-42/22-4419.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 пункт 3 предписания Управления федерального казначейства по Воронежской области от 29.08.2018 N 31-12-42/22-4419 признан недействительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель настаивает факте нарушения Департаментом условий и порядка предоставления субсидии, установленных в абзаце 7 пункта 10 раздела II Порядка предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 15.02.2017 N 133, а именно: "получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка".
При этом Управление указывает, что Департаментом дважды были выданы субсидии одним и тем же лицам на те же цели за 1 квартал 2016 года, поскольку получателям за указанный период были выданы субсидии в соответствии с нормативными актами 2016 года, а также в последующем в соответствии с нормативными актами 2017 года.
Так, Управление полагает, что нарушение условий и порядка предоставления субсидии, установленных в абзаце 7 пункта 10 раздела Порядка N 133, повлекло необоснованное предоставление в 2017 году субсидии за весь период 2016 года 47 сельскохозяйственным товаропроизводителям, ранее уже получившим субсидию путем возмещения части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за 1 квартал 2016 года.
Также Управление считает, что исполнение пункта 3 оспариваемого предписания предполагает взыскание соответствующих сумм необоснованно предоставленной субсидии с конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом Управление утверждает, что в оспариваемом пункте 3 предписания Департаменту не вменяется нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Департамент возражает относительно доводов апелляционной жалобы Управления, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом Федерального казначейства от 23.05.2018 N 21-03- 03/10068 и на основании приказа Управления Федерального казначейства по Воронежской области от 31.05.2018 N 268 "О назначении внеплановой выездной проверки" в отношении Департамента аграрной политики Воронежской области проведена внеплановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020".
По результатам выездной проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства. Так, Управлением установлено, что в 2017 году Департаментом допущено неправомерное расходование денежных средств в сумме 52 784 511 руб. 44 коп., выделенных из федерального бюджета сельхозпроизводителей на возмещение затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в результате повторного предоставления субсидий на возмещение затрат по объемам произведенного и отгруженного молока высшего и первого сорта за 1 квартал 2016 года по 47 сельхозпроизводителям.
Управление, установив, что Департаментом нарушены требования пункта 1 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основное мероприятие "Развитие молочного скотоводства" подпрограммы 10 "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1088, пункт 2 раздела 1, пункт 1 раздела 2, абзац 7 пункта 10 Порядка предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 15.02.2017 N 133 (далее - Порядок N 133-2017), пункты 2, 4, 6 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), на развитие отраслей животноводства на 2016 год, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.03.2016 N 165 (далее - Порядок N 165- 2016), вынесло 29.08.2018 предписание N 31-12-42/22-4419, указав в пункте 3 предписания указанные нарушения и предписав Департаменту принять меры по устранению выявленных нарушений и возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации до 1 августа 2019 года
Департамент, не согласившись с вынесенным предписанием, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ).
Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по составлению представлений и (или) предписаний установлены статьей 270.2 БК РФ.
Под предписанием в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В силу статьей 6, 129 БК РФ межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета установлены в статье 130 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 указанного Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ Управление, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
В соответствии с пунктом 62 Правил N 1092 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
В силу пункта 66 Правил N 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения; в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Согласно пункту 68 Правил N 1092 Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Следовательно, для вынесения предписания в адрес конкретного субъекта, Управление должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушений Бюджетного законодательства.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленным в статье 34 БК РФ, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пункт 1).
На основании пунктов 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с Постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2009 N 374 "Об утверждении Положения о департаменте аграрной политики Воронежской области" Департамент аграрной политики Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, растениеводство, мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, плодородие почв, карантин растений, пищевую и перерабатывающую промышленность, а также исполнение государственных функций в сфере агропромышленного комплекса и развитии сельских территорий (пункт 1.1 Положения).
Департамент исполняет государственные функции, в том числе: осуществление реализации государственных программ Воронежской области и ведомственных целевых программ (пункт 3.1.1.); обеспечение устойчивого развития сельских территорий (пункт 3.1.2.).
Департамент также исполняет иные функции, в том числе: предоставление в соответствии с действующим законодательством средств областного бюджета (мер 9 государственной поддержки) воронежским сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса (пункт 3.2.3); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий (пункт 3.2.11.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Программа N 717), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 N 1421, содержащая подпрограмму "Развитие молочного скотоводства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока".
Постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1088 утверждена государственная программа Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", в состав которой включена подпрограмма 10 "Развитие молочного скотоводства".
02.02.2016 в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, заключено Соглашение N 56/17-с между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Воронежской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2016 году бюджету Воронежской области на возмещение части затрат, в том числе, по производству 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Постановлением правительства Воронежской области от 18.03.2016 N 165 утверждены Порядки предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на развитие отраслей животноводства на 2016 год, в том числе утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока на 2016 год (далее - Порядок N 165 - 2016).
Порядок предоставления субсидий на 2016 год (далее - Субсидии) устанавливает категории лиц, имеющих право на получение Субсидий, цели, условия и порядок предоставления Субсидий, положения об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления Субсидий их получателями, а также порядок возврата Субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в I квартале 2016 года (пункт 1).
Цель предоставления Субсидий - возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку (пункт 2). Субсидии предоставляются путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сортов и (или) козьего молока (пункт 4). Размер Субсидии на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сортов и (или) козьего молока рассчитывается умножением ставки Субсидии на объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сорта и (или) козьего молока в I квартале 2016 года.
Ставки Субсидии на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сортов и (или) козьего молока в 2016 году за счет средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, и за счет средств областного бюджета утверждаются приказом департамента аграрной политики Воронежской области (пункт 6).
Приказом Департамента аграрной политики Воронежской области от 31.03.2016 N 60- 01-04/50 (ред. от 11.07.2016) утверждены ставки субсидии на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сортов и (или) козьего молока в 2016 году.
В связи с внесенными в 2017 году в Программу N 717 изменениями, подпрограммы 1- 11, в том числе подпрограмма 8 "Развитие молочного скотоводства", были заменены другими, более объемными по содержанию подпрограммами и показатели производства молока были отражены в подпрограмме "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", к основным приоритетным направлениям 11 государственной поддержки агропромышленного комплекса, отнесено, в том числе, развитие молочного скотоводства.
В 2017 году предоставление субсидии на развитие молочного скотоводства регулировалось следующими нормативными правовыми актами:
- Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном животноводстве, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2017 N 50 (действовали до 13.04.2017, далее - Правила N 50);
- Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном животноводстве, предусмотренными приложением N 8 к Программе N 717 (с 14.04.2017).
В пункте 5 Правил N 50 было предусмотрено, что субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
Постановлением Правительства Воронежской области от 15.02.2017 N 133 утвержден Порядок предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Порядок N 133 - 2017). Согласно пункту 2 раздела 1 Порядка N 133 - 2017 (в редакции, действовавшей до 21.09.2017) целью предоставления субсидии является поддержка собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по возмещению части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, отвечающего требованиям по безопасности к сырому молоку, предусмотренным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, и техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно пункту 1 раздела 2 Порядка N 133 - 2017 субсидированию подлежат затраты, понесенные сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока в 2016 году. Субсидия за счет бюджетных ассигнований, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований областного бюджета предоставляется дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности за 2016 год по ставкам, утверждаемым департаментом (пункт 6 раздела 2).
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, полученных на текущий финансовый год из средств, поступивших в бюджет Воронежской области из федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на данное мероприятие, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Законом Воронежской области от 23.12.2016 N 182-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (пункт 8 раздела 2).
В соответствии с абзацем 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133 - 2017 в первоначальной редакции "получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка".
Затем абзац 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133 - 2017 был изложен в новой редакции (Постановление правительства Воронежской области от 06.07.2017 N 546): "получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка".
16.02.2017 в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" заключено Соглашение N 082-08-218 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Воронежской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2017 году бюджету Воронежской области на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Пунктом 4.3.3. Соглашения установлено, что Субъект обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению.
Согласно пункту 4.1.4 Соглашения Министерство обязано направить Субъекту требование о возврате средств субсидии в федеральный бюджет в случае, если Субъектом допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 Соглашения по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии.
Приказом Департамента аграрной политики Воронежской области от 22.05.2017 N 60-01-07/55 (ред. от 05.12.2017) утверждены ставки для предоставления субсидии в 2017 году из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Проанализировав приведенные выше нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидии на развитие молочного скотоводства в 2017 году, и исходя из буквального толкования абзаца 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133 - 2017, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанное положение Порядка предоставления субсидии в 2017 году N 133 не содержит запрета на получение субсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями, ранее получившими субсидию в 2016 году.
В соответствии с абзацем 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133 получатели субсидии не должны получать средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка, именно в 2017 году, тем самым данное ограничение установлено в целях неполучения субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями на одни и те же цели в размерах превышающих понесенные сельскохозяйственными товаропроизводителями затраты в 2017 году.
То обстоятельство, что спорные сельхозтоваропроизводители ранее получили субсидии за 1 квартал 2016 года на основании нормативных актов и установленных объемов ( ставок ) субсидирования в 2016 году не свидетельствует о том, что Департаментом допущено предоставление субсидий лицам, получающим средства из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка.
Доводы Управления об обратном основаны на ошибочном толковании как буквального содержания абзаца 7 пункта 10 раздела II Порядка N 133, так и смысла ограничения, установленного данным нормативным актом.
У суда апелляционной отсутствуют основания полагать, что в рассматриваемом случае Департаментом допущено неправомерное расходование средств, выделенных из федерального бюджета.
При этом материалами дела подтверждено, что субсидии предоставлялись Департаментом сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат по производству реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году и в 2017 году в соответствии с разными законами о бюджете, разными подпрограммами государственной программы Воронежской области, в связи с внесенными в 2017 году в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (Программа N 717) изменениями и заменой подпрограмм 1- 11, в том числе подпрограммы 8 "Развитие молочного скотоводства", другими, более объемными по содержанию подпрограммами, в том числе подпрограммой "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", разными соглашениями между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Воронежской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета, разными правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разными порядками предоставления субсидий.
Согласно представленным в материалы дела расчетам Департамента общий размер поддержки сельхозтоваропроизводителей применительно к поддержке собственного производства молока, рассчитанный исходя из объемов субсидий, перечисленных в бюджет Воронежской области из федерального бюджета составил от 1, 13 руб. до 1, 34 руб. в зависимости от сорта молока и показателя продуктивности коров, что составляет 5, 56 % и 6, 549 % от затрат сульхозтоваропроизводителей на 1 кг молока, что существенно ниже рассчитанной потребности, которая составляет 4 рубля на 1 кг. реализованного молока при средних затратах - 20, 33 руб. на 1 кг молока.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управлением не доказано неправомерное повторное предоставление Департаментом в 2017 году субсидий на возмещение затрат по объемам произведенного и отгруженного молока высшего и первого сорта за 1 квартал 2016 года по 47 сельхозпроизводителям и неправомерное расходование денежных средств в сумме 52 784 511 руб. 44 коп., выделенных из федерального бюджета на возмещение затрат сельхозпроизводителей на возмещение затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Нецелевого использования бюджетных средств или иных бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 БК РФ, Управлением в рассматриваемом случае не установлено, не зафиксировано с приведением конкретных положений бюджетного законодательства, и Департаменту оспариваемым предписанием не вменяется.
Также Управление не представило доказательств, нарушения Департаментом полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленных статьей 158 БК РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 3 предписания Управления федерального казначейства по Воронежской области от 29.08.2018 N 31-12-42/22-4419, поскольку предписание в части оспариваемого пункта 3 вынесено в отсутствие предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации оснований.
Судом первой инстанции также верно учтено, что предписание должно соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Соответствующий правовой подход о критериях предписания публичных органов отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 2423/13.
В рассматриваемом случае согласно выданного предписания Департаменту указывается на необходимость возместить причиненный указанными в нем нарушениями, в том числе спорным, ущерб Российской Федерации.
При этом, как указано выше доказательств причинения такого ущерба спорными действиями Департамента Управлением не представлено. Так Управлением не доказано, что Департаментом допущено нецелевое использование субсидии, полученной Воронежской областью из бюджета Российской Федерации, равно как и не доказано нарушение субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий.
Кроме того, в предписании не приведено какие конкретно действия должен совершить Департамент по возмещению вреда с учетом порядка, установленного бюджетным законодательством, и бюджетных полномочий Департамента, установленных положениями ст.152, 162 БК РФ.
Так, Управлением не представлено доказательств, что до Департамента, как главного распорядителя средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных ассигнований в спорном размере с целью их возврата в федеральный бюджет. Доказательств того, что у Департамента имеются иные средства, за счет которых может быть исполнено требование предписания в спорной части в материалах дела также не имеется.
Также Управлением ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не приведено перечня конкретных действий Департамента, которые, по мнению Управления, были бы достаточными для признания Департамента исполнившим спорное предписание в части нарушений, отраженных в п.3.
Изложенное также обоснованно расценено судом первой инстанции, как свидетельствующее о незаконности предписания в оспоренной части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, и по сути указывают на несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией Управления, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 по делу N А14-21390/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.