г.Калуга |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А83-2219/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" (Республика Крым, г.Ялта, пгт.Ливадия, ул.Виноградная, д.45"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Октябрьская, д.12): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Муниципального казенного учреждения культуры "Ялтинская централизованная клубная система" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, д.8): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, д.21): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республика Крым (Республика Крым, г.Ялта, пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную ООО "МАЛ-2007" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2018 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 (судьи Омельченко В.А., Карев А.Ю., Привалова А.В.) по делу N А83-2219/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее- Администрация, ответчик) о признании незаконным подпункта 1.1 пункта 1 постановления от 16.09.2016 N 3460-п "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории", в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 671 м?, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, 8, в границах населенного пункта из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие" - (код 3.6)", в границах кадастрового квартала 90:25:01015; об отмене абзаца 5 пункта 1 Постановления Администрации от 12.01.2018 N 16-п "О предоставлении Муниципальному казенному учреждению культуры "Ялтинская централизованная клубная система", в части передачи Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым части земельного участка площадью 3 671 м? с кадастровым номером 90:25:010105:1222 по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, 8, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие" - (код 3.6), в границах указанных в кадастровом паспорте. Нормативная цена земельного участка по состоянию на 2017 год составляет 5 218 400 рублей 55 копеек. В качестве способа устранения допущенных нарушений общество просит отменить государственный кадастровый учет земельного участка, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 постановления Администрации от 16.09.2016 N 3460-п; отменить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3 671 м?, с кадастровым номером: 90:25:010105:1222, по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, 8, за N 90:25:010105:1222-90/090/2018-2 от 12.02.2018 (с учётом принятых к рассмотрению уточнённых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "МАЛ-2007" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, полагает, что Администрация не имела полномочий для установления вида разрешенного использования земельному участка в соответствии с пунктом 9 Положения, поскольку действует Генеральный план Ялты. Нахождение на земельном участке объекта культурного развития не влечёт за собой установление такого вида разрешенного использования земельного участка как культурное развитие. Установление такого вида разрешённого использования земельного участка препятствует обществу использовать принадлежащие ему на праве собственности помещения в данном объекте под магазин, либо сдавать их в аренду, поэтому образование такого земельного участка являлось со стороны администрации незаконным и противоречащим пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
МКУК "Ялтинская централизованная клубная система" МО ГО Ялта Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, мотивировав тем, что заявитель не предоставил в суду доказательства обращения им в орган местного самоуправления г.Ялта о выделении (закреплении), сдачи в аренду земельного участка под занимаемые им площади.
Иные стороны отзывов, либо пояснений, суду округа не представили.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, 16.09.2016 Администрацией принято постановление N 3460-п "Об утверждении схем расположения земельных участок на кадастровом плане территории", подпунктом 1.1 пункта 1 которого, в частности, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 671 м?, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, д.8, в границах населенного пункта из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие" - (код 3.6)", в границах кадастрового квартала 90:25:01015.
12.01.2018 Администрацией принято постановление "О предоставлении Муниципальному казенному учреждению культуры "Ялтинская централизованная клубная система" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым земельных участок в постоянное (бессрочное) пользование", абзацем 5 пункта 1 которого, в частности, передан в постоянное (бессрочное) пользование указанному учреждению культуры земельный участок площадью 3 671 м, с кадастровым номером 90:25:010105:1222 по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, д.8, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие - (код 3.6)", в границах, указанных в кадастровом паспорте. Нормативная цена земельного участка по состоянию на 2017 год составляет 5 218 400 рублей 55 копеек.
На основании вышеуказанного постановления Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за учреждением культуры.
Полагая, что указанные постановления в оспариваемой части являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2018, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Суды указали, что принимая постановления в оспариваемых заявителем пунктах, Администрация действовала в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством, право пользования земельным участком со стороны общества не оформлялось.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "МАЛ-2007" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Передаче земельного участка во владение и пользование предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
В силу положений части 1 статьи 11.2, пункта 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в статье 11.10 ЗК РФ, согласно части 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера, а так же вид разрешённого использования.
В обоснование своих доводов общество ссылается на пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ. Согласно указанным положениям Кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
По смыслу указанной нормы формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
Вместе с тем, общество при рассмотрении дела не ссылалось на невозможность эксплуатации по целевому назначению расположенных на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу, на то, что сформированный земельный участок не достаточен для эксплуатации здания и не позволяет соблюсти в полном объеме действующие градостроительные и технические требования.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Таким образом, из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
В данном случае из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 02.02.2018 следует, что земельный участок по адресу г.Ялта, ул.Руданского, 8 согласно выкопировки из генерального плана курортного района Большого Ялта 1993 года находится в зоне общественные центры жилых районов г.Ялта. В соответствии с Генеральным планом г.Ялта 2013 года земельный участок находится в границах территории общественной застройки.
Согласно положениям статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Таким образом, установление администрацией для находящегося в муниципальной собственности земельного участка с расположенным на нём зданием центра культуры вида разрешённого использовании - культурное развитие не противоречит положениям Земельного и Градостроительного кодексов.
Вид разрешённого использования объекта капитального строительства, включающего находящиеся в собственности общества помещения цокольного этажа, администрацией не изменялся. Использование обществом помещений в объекте капитального строительства под магазин и для сдачи в аренду не противоречит установленному градостроительному зонированию, но с заявлением о предоставлении данного земельного участка общество не обращалось, следовательно, само по себе установление для данного земельного участка такого вида разрешённого использования как культурное развитие не создаёт препятствий обществу в использовании помещений в целях его уставной деятельности.
Помимо этого судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что статьей 39.9 ЗК РФ предусмотрены основания для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование. Так, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Из материалов дела следует, что здание Ялтинского центра культуры (г.Ялта, ул.Руданского, 8) распоряжением Ялтинского городского Совета народных депутатов Крымской АССР N 370-р от 04.10.1991 было передано на баланс отделу культуры Ялтинского городского совета. Постановлением Администрации города Ялта от 05.12.2016 N 5188-п нежилые помещения площадью 3956,70 м?, Ялтинского центра культуры по ул.Руданского, 8 в г.Ялта переданы и закреплены за Муниципальным казенным учреждением культуры "Ялтинская централизованная клубная система" на праве оперативного управления.
Нежилые помещения, принадлежащее заявителю на праве собственности, являются неотделимой и неотъемлемой частью здания (цокольный этаж) дома культуры, расположенного по адресу: г.Ялта, ул.Руданского, 8, а переданный в бессрочное пользование Муниципальному казенному учреждению культуры "Ялтинская централизованная клубная система" Муниципального образования городской округ Ялта земельный участок занят одним объектом градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, общество не лишено права обратится в администрацию для урегулирования вопроса предоставления земельного участка, в отношении которого осуществлен кадастровый учёт и раздел которого невозможен.
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, для юридических лиц, за подачу кассационной жалобы составляет 1 500 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей, по платёжному поручению от 03.06.2019 N 18, подлежит возврату из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 по делу N А83-2219/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" (ИНН9103014361, ОГРН1149102120683, Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, д.8) из федерального бюджета излишне уплаченную по платёжному поручению от 03.06.2019 N 18 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 2, 3 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2019 г. N Ф10-3282/19 по делу N А83-2219/2018