Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2019 г. N Ф10-3282/19 настоящее постановление оставлено без изменения
10 апреля 2019 г. |
Дело N А83-2219/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" - Малышева М.А. по доверенности от 04.05.2018,
в отсутствии Администрации города Ялты Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципального казенного учреждения культуры "Ялтинская централизованная клубная система" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республика Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2018 года по делу N А83-2219/2018 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" об оспаривании в части постановлений Администрации города Ялты Республики Крым и отмене государственного кадастрового учета земельного участка, при участии заинтересованного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального казенного учреждения культуры "Ялтинская централизованная клубная система" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республика Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточенным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации города Ялты Республики Крым (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным п.п.1.1 п.1 постановления от 16.09.2016 N 3460-п "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории", в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3671 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 8, в границах населенного пункта из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие" - (код.3.6)", в границах кадастрового квартала 90:25:01015; об отмене абз. 5 п. 1 Постановления Администрации от 12.01.2018 N 16-п "О предоставлении Муниципальному казенному учреждению культуры "Ялтинская централизованная клубная система", в части передачи Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым части земельного участка площадью 3671 кв.м с кадастровым номером 90:25:010105:1222 по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 8, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие" - (код 3.6), в границах указанных в кадастровом паспорте. Нормативная цена земельного участка по состоянию на 2017 год составляет 5218400,55 руб. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит отменить государственный кадастровый учет земельного участка, указанного в п.п.1.1 п.1 постановления Администрации от 16.09.2016 N 3460-п; отменить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3671 кв.м, с кадастровым номером: 90:25:010105:1222, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 8, за N 90:25:010105:1222-90/090/2018-2 от 12.02.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2018 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.09.2016 Администрацией принято постановление N 3460-п "Об утверждении схем расположения земельных участок на кадастровом плане территории", п.п. 1.1. п. 1 которого, в частности, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3671 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 8, в границах населенного пункта из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие" - (код 3.6)", в границах кадастрового квартала 90:25:01015.
12.01.2018 Администрацией принято постановление "О предоставлении Муниципальному казенному учреждению культуры "Ялтинская централизованная клубная система" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым земельных участок в постоянное (бессрочное) пользование", абз. 5 п. 1 которого, в частности, передан в постоянное (бессрочное) пользование указанному учреждению культуры земельный участок площадью 3671 кв.м., с кадастровым номером 90:25:010105:1222 по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 8, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Культурное развитие - (код 3.6)", в границах, указанных в кадастровом паспорте. Нормативная цена земельного участка по состоянию на 2017 год составляет 5218400,55 руб.
На основании вышеуказанного постановления Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным за учреждением культуры.
Полагая, что указанные постановления в оспариваемой части являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что, принимая постановления в оспариваемых заявителем пунктах, Администрация действовала в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Передаче земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 11.2., п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в ст. 11.10. ЗК РФ, согласно ч. 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
По смыслу статьи 11.10., пункта 7 статьи 36 ЗК РФ выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность либо в аренду.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66- ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками: 1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством; 2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами; 3) цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.
Статьей 39.9 ЗК РФ предусмотрены основания для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование.
Так, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Из материалов дела следует, что здание Ялтинского центра культуры (г. Ялта, ул. Руданского, 8) распоряжением Ялтинского городского Совета народных депутатов Крымской АССР N 370-р от 04.10.1991 было передано на баланс отделу культуры Ялтинского городского совета.
Постановлением Администрации города Ялта от 05.12.2016 N 5188-п нежилые помещения площадью 3956,70 кв.м, Ялтинского центра культуры по ул. Руданского, 8 в г. Ялта переданы и закреплены за Муниципальным казенным учреждением культуры "Ялтинская централизованная клубная система" на праве оперативного управления.
Как установлено судом, нежилые помещения, принадлежащее заявителю на праве собственности, являются неотделимой и неотъемлемой частью здания (цокольный этаж) дома культуры, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Руданского, 8, а переданный в бессрочное пользование Муниципальному казенному учреждению культуры "Ялтинская централизованная клубная система" Муниципального образования городской округ Ялта земельный участок занят одним объектом градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения заявителя в Администрацию для урегулирования данного вопроса.
Таким образом, считая незаконными оспариваемые постановления Администрации, в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ, общество не привело надлежащим образом мотивированных пояснений и не представило суду доказательств того, каким образом постановления Администрации в оспариваемой части нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, какие препятствия созданы для осуществления такой деятельности или какие на него в этой связи были возложены незаконные обязательства.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2018 года по делу N А83-2219/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАЛ-2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2219/2018
Истец: ООО "МАЛ-2007"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроителеьства администрации г.Ялта, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЯЛТИНСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ КЛУБНАЯ СИСТЕМА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Малышева Людмила Николаевна