г. Калуга |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А54-5915/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Елагиной О.К. |
|
Платова Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Кузиной И.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Нурмамедова С.П. (дов. N 70-ю от 24.10.2018); |
от ответчика |
Орешиной В.В. (дов. от 12.09.2018), |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу NА54-5915/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" (далее - МП "Водоканал города Рязани", истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" (далее - ООО "ЖЭУ N 10", ответчик) о взыскании задолженности по договору на поставку холодной воды и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 7686/ОДН от 11.01.2017 за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в сумме 77 604 руб. 58 коп., пени за период с 03.10.2017 по 12.02.0219 в сумме 17 014 руб. 98 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 (судья Савин Р.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 (судьи Бычкова Т.В., Егураева Н.В., Селивончик А.Г.) решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ООО "ЖЭУ N 10" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 11.01.2017 между МП "Водоканал города Рязани" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖЭУ N 10" (исполнитель) был заключен договор N 7686/ОДН на поставку холодной воды и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть холодную воду из централизованных систем холодного водоснабжения и осуществлять отведение сточных вод в централизованную систему водоотведения, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного(ых) дома(ов) (далее - МКД).
В соответствии с пунктом 2 договора исполнитель обязуется производить ресурсоснабжающей организации оплату за поставку холодной воды и отведение сточных вод в сроки, порядке и размере, определенном действующим законодательством и настоящим договором.
Сведения о месте исполнения обязательств и дате начала поставки коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества МКД, указаны в приложении 1 и 2 к настоящему договору (пункт 3 договора).
В пункте 9 договора предусмотрено, что коммерческий учет полученной холодной воды и отведенных сточных вод обеспечивает исполнитель в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 договора сведения об общедомовых приборах учета (далее - ОДПУ), допущенных к эксплуатации представителями ресурсоснабжающей организацией в установленном порядке и используемых для расчетов по настоящему договору, приведены в приложении N 2. Сведения о ОДПУ, принятых в эксплуатацию после подписания договора, отражены в актах приема узлов учета в эксплуатацию, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.
В пункте 11 договора определено, что исполнитель снимает показания ОДПУ в период с 23 по 25 число расчетного периода, установленного настоящим договором, вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в ресурсоснабжающую организацию не позднее 26 числа расчетного периода любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
Объем поданной холодной воды и отведенных сточных вод (с учетом горячей воды), используемых в целях содержания общего имущества в МКД, за отчетный месяц определяется ресурсоснабжающей организацией (пункт 12 договора).
В соответствии с пунктом 15 договора объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартиного(ых) дома(ов), определяется за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных в соответствии с действующим законодательством РФ, и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в следующих случаях:
а) МКД не оборудован ОДПУ;
б) ОДПУ вышел из строя, либо утрачен, либо истек срок его эксплуатации (если период работы ОДПУ составил менее 3 месяцев);
в) по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации (если период работы прибору учета составил более 3 месяцев);
г) при непредставлении исполнителю сведения о показаниях ОДПУ в сроки, установленные настоящим договором;
д) при недопуске исполнителя двух и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета).
Согласно пунктам 17, 18 договора цена договора определяется исходя из количества холодной воды, сточных вод, определенных в соответствии с настоящим договором, и тарифов на соответствующий коммунальный ресурс для населения, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления надбавок к тарифам стоимость коммунального ресурса рассчитывается с учетом таких надбавок.
Стоимость холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в МКД в случаях, указанных в п. 15 настоящего договора определяется с учетом повышающего коэффициента, действующего в расчетном периоде. При изменении тарифов, нормативов, надбавок, повышающих коэффициентов в течение срока действия настоящего договора, цена настоящего договора подлежит изменению без дополнительного согласования с исполнителем с даты установления соответствующих изменений (пункты 19, 20 договора).
Согласно пункту 21 договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу, исполнитель оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, на основании счетов, выставляемых к оплате РСО не позднее 10-го числа, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
В пункте 22 договора указано, что обязанность по получению платежных документов не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за расчетным, возлагается на исполнителя. Неполучение исполнителем платежных документов не освобождает его от надлежащего исполнения своих обязательств по своевременной и полной оплате в установленные настоящим договором сроки.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по оплате настоящего договора ресурсоснабжающая организация вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки в размере, определенном действующим законодательством (пункт 24 договора).
Перечень многоквартирных жилых домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, приведен в приложении N 1 к договору.
Перечень многоквартирных жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, приведен в приложении N 2 к договору.
Ссылаясь на то, что во исполнение условий договора МП "Водоканал города Рязани" оказало ООО "ЖЭУ N 10" услуги водоснабжения и водоотведения в период с января 2017 года по июнь 2017 года на общую сумму 235 488 руб. 02 коп., однако оплата ООО "ЖЭУ N 10" произведена частично в сумме 157 883 руб.44 коп., МП "Водоканал города Рязани" после предъявления ООО "ЖЭУ N 10" претензии обратилось в арбитражный суд с иском ООО "ЖЭУ N 10" о взыскании задолженности за спорный период в сумме 77 604 руб. 58 коп. и неустойки.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовался следующим.
Суды исходили из того, что в соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" направленный в адрес ООО "ЖЭУ N 10" договор N 7686/ОДН от 11.01.2017 является заключенным.
Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оказания МП "Водоканал города Рязани" во исполнение договора N 7686/ОДН в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения в отношении домов, управляемых ООО "ЖЭУ N 10", установлен судами на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и не оспаривается ответчиком.
Разногласия сторон возникли по вопросу применения истцом при расчете задолженности повышающего коэффициента.
Согласно подп. "ж" п. 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, при наличии у исполнителя коммунальных услуг обязанности и возможности установки общедомового прибора учета при расчете размера платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды подлежит применению повышающий коэффициент.
Руководствуясь приведенной нормой права, МП "Водоканал города Рязани" при определении стоимости коммунального ресурса применен повышающий коэффициент 1,5.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В этой связи проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
В подп. "ж" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подп. "и" и "к" Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Приведенная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403, со ссылкой на которую суды обоснованно отклонили довод ответчика об отсутствии у него обязанности выполнять мероприятия по энергосбережению в части установки общедомовых приборов учета.
Поскольку повышающие коэффициенты введены с целью стимулирования потребителей к установке приборов учета, в том числе общедомовых, а на управляющую организацию возложена обязанность по проведению энергосберегающих мероприятий, суды указали, что именно ответчик должен доказать, что в обслуживаемых им многоквартирных домах отсутствует техническая возможность для установки общедомовых приборов учета.
Суды исходили из того, что ответчиком не представлено доказательств, в том числе актов обследования, составленных в спорный период (с января по июнь 2017 года), подтверждающих отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов в спорных многоквартирных домах, а также доказательств, свидетельствующих о заявлении ответчиком истцу в спорный период о невозможности установки приборов учета.
Ссылка ответчика на акты обследования от 04.12.2018 отклонена судами, указавшими, что эти акты свидетельствуют о невозможности установки приборов учета по состоянию на 04.12.2018, сведения об отсутствии возможности установки приборов учета в спорный период в актах 2018 года отсутствуют.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Согласно положениям подп. "в" п. 2 приложения N 1 к указанному Приказу техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования, в том числе будет установлено что в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Ссылок на конкретные причины невозможности установки общедомовых приборов учета акты от 04.12.2018 не содержат.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца пояснил, что ответчиком ходатайство о проведении экспертизы по вопросу возможности установки общедомовых приборов учета в период с января по июнь 2017 года не заявлялось; в настоящее время с момента составления актов от 04.12.2018, в которых указано на отсутствие возможности установки общедомовых приборов учета в ряде многоквартирных домов, начисление оплаты истцом производится без применения повышающего коэффициента по аналогии с п. "е" п. 22 Правил N 124.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно взыскали задолженность за спорный период в сумме 77 604 руб. 58 коп. и неустойку в сумме 17 014 руб. 98 коп. на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А54-5915/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.