Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 августа 2019 г. N Ф10-3107/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А54-5915/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании: от муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" - представителя Нурмамедова С.П. (доверенность от 24.10.2018, личность установлена на основании паспорта), от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" - представителей Орешина В.В. (доверенность от 12.09.2018, личность установлена на основании паспорта), Фурсовой И.А. (доверенность от 13.05.2019, личность установлена на основании паспорта), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 по делу N А54-5915/2018 (судья Савин Р.А.), принятое по исковому заявлению муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (г. Рязань, ИНН 6227004811, ОГРН 1026200870904) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N10" (г. Рязань, ИНН 6229053290, ОГРН 1066229041977) о взыскании задолженности по договору на поставку холодной воды и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N7686/ОДН от 11.01.2017 за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в сумме 106006 рублей 62 копеек, пени за период с 18.04.2017 по 09.07.2018 в сумме 17461 рублей 06 копеек,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" (далее - МП "Водоканал города Рязани", истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" (далее - ООО "ЖЭУ N 10", ответчик) о взыскании задолженности по договору на поставку холодной воды и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N7686/ОДН от 11.01.2017 за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в сумме 106006 руб. 62 коп., пени за период с 18.04.2017 по 09.07.2018 в сумме 17461 руб. 06 коп.
Истец уменьшил заявленные исковые требования, просил суд взыскать с ответчика задолженность в сумме 77 604 руб. 58 коп. за период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017, пени в сумме 17 014 руб. 98 коп. за период с 03.10.2017 по 12.02.0219.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 ООО "ЖЭУ N 10" в пользу МП "Водоканал города Рязани" взыскана задолженность в сумме 77 604,58 руб., пени в сумме 17 014,98 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме.
ООО "ЖЭУ N 10" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2019 по делу N А54-5915/2018, в которой просило отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что из 82 домов, в отношении которых в спорном периоде между сторонами был заключен договор, 47 домов не имеют технической возможности для установки ОДПУ, в связи с чем, по мнению ответчика, истцом не обоснованно применен повышающий коэффициент.
Апеллянт полагает, что обязанность по установке общедомового прибора учета лежит на исполнителе коммунальных услуг, а именно на истце.
От МП "Водоканал города Рязани" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ N 10" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель МП "Водоканал города Рязани" возражал по доводам апелляционной жалобы. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МП "Водоканал города Рязани" (далее - истец, ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "ЖЭУ N 10" (далее - ответчик, исполнитель) заключен договор N 7686/ОДН на поставку холодной воды и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - договор, т.1 л.д. 24-28), по условиям которого РСО обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть холодную воду из централизованных систем холодного водоснабжения и осуществлять отведение сточных вод в централизованную систему водоотведения, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного(ых) дома(ов) (далее - МКД) (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 2 договора исполнитель обязуется производить РСО оплату за поставку холодной воды и отведение сточных вод в сроки, порядке и размере, определенном действующим законодательством и настоящим договором.
Сведения о месте исполнения обязательств и дате начала поставки коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества МКД, указаны в приложении 1 и 2 к настоящему договору (пункт 3 договора).
Пунктом 9 договора предусмотрено, что коммерческий учет полученной холодной воды и отведенных сточных вод обеспечивает исполнитель в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 договора сведения об общедомовых приборах учета (далее - ОДПУ), допущенных к эксплуатации представителями РСО в установленном порядке и используемых для расчетов по настоящему договору, приведены в приложении N 2. Сведения о ОДПУ, принятых в эксплуатацию после подписания договора отражены в актах приема узлов учета в эксплуатацию, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 11 договора определено, что исполнитель снимает показания ОДПУ в период с 23 по 25 число расчетного периода, установленного настоящим договором, вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в РСО не позднее 26 числа расчетного периода, любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
Объем поданной холодной воды и отведенных сточных вод (с учетом горячей воды), используемых в целях содержания общего имущества в МКД за отчетный месяц определяется РСО (пункт 12 договора).
В соответствии с пунктом 15 договора объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного(ых) дома(ов), определяется за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных в соответствии с действующим законодательством РФ и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в следующих случаях:
а) МКД не оборудован ОДПУ;
б) ОДПУ вышел из строя, либо утрачен, либо истек срок его эксплуатации (если период работы ОДПУ составил менее 3 месяцев);
в) по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации (если период работы прибору учета составил более 3 месяцев);
г) при непредставлении исполнителю сведения о показаниях ОДПУ в сроки, установленные настоящим договором;
д) при недопуске исполнителя двух и более раз представителей РСО для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета).
Согласно пунктам 17-20 договора цена договора определяется исходя из количества холодной воды, сточных вод, определенных в соответствии с настоящим договором, и тарифов на соответствующий коммунальный ресурс для населения, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления надбавок к тарифам стоимость коммунального ресурса рассчитывается с учетом таких надбавок. Стоимость холодной воды, потребленной при содержании общего имущества в МКД в случаях, указанных в п. 15 настоящего договора определяется с учетом повышающего коэффициента, действующего в расчетном периоде. При изменении тарифов, нормативов, надбавок, повышающих коэффициентов в течение срока действия настоящего договора, цена настоящего договора подлежит изменению без дополнительного согласования с исполнителем с даты установления соответствующих изменений.
Пунктом 21 договора установлено, что расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу, исполнитель оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, на основании счетов, выставляемых к оплате РСО не позднее 10-го числа, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет РСО.
В пункте 22 договора указано, что обязанность по получению платежных документов не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за расчетным возлагается на исполнителя. Неполучение исполнителем платежных документов не освобождает его от надлежащего исполнения своих обязательств по своевременной и полной оплате в установленные настоящим договором сроки.
В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по оплате настоящего договора РСО вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки в размере, определенном действующим законодательством (пункт 24 договора).
Указанный договор заключен путём направления в ООО "ЖЭУ N 10".
Перечень многоквартирных жилых домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, приведен в приложении N 1 к договору (т.1, л.д. 29-30).
Перечень многоквартирных жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, приведен в приложении N 2 к договору (т.1, л.д. 31).
На основании пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если по истечении 30 дней с момента поступления предложения о заключении договора абонент не подписал договор или не представил письменный отказ от заключения договора, договор считается заключенным.
Во исполнение условий договора истец за период с января 2017 года по июнь 2017 года поставил в адрес ответчика 8036 м. куб. воды на ОДН, на общую сумму 235 488,02 руб., что подтверждается карточками абонентов, уточнёнными счетами-фактурами, представленными в материалы дела (т.1, л.д. 37-38, т.2, л.д. 112-115).
Ответчик оплату поставленной воды произвёл частично в сумме 157 883,44 руб., что подтверждается платежными поручениями N 143 от 22.03.2017, N 258 от 23.05.2017, N 373 от 24.07.2017 (т.1, л.д. 46-48).
Таким образом, задолженность ответчика составила 77 604 руб. 58 коп.
Претензией от 21.05.2018 N 02-4612/2018 истец просил ответчика в течение 30 дней со дня направления претензии оплатить сумму задолженность (т.1, л.д. 17).
Претензия была оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) определено, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Во исполнение условий договора истец за период с января 2017 года по июнь 2017 года поставил в адрес ответчика воду на общую сумму 235 488,02 руб.
Ответчик оплату поставленной воды произвёл частично в сумме 157 883,44 руб.
Таким образом, задолженность ответчика перед истцом составила 77 604 руб. 58 коп.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что истцом не обоснованно применен повышающий коэффициент.
В отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, на основании подпункта "ж" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), МП "Водоканал города Рязани" к нормативу потребления применило повышающий коэффициент, равный 1,5.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ, Закон об энергоснабжении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, дополненным постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" и действующим с 01.01.2017, предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, с января 2017 года при наличии обязанности у исполнителя коммунальных услуг и возможности установки общедомового прибора учета, при расчете размера платы за потребленную коммунальную услуг на общедомовые нужды подлежит применению повышающий коэффициент.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (пункт "и");
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт "к").
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
При этом работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Согласно пункту 4 раздела 1 приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x T(кр), где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; T(кр) - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете оплаты коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (пункт 2 статьи 13 Закона об энергоснабжении). Размер платы за водоснабжение, определяемый с учетом повышающего коэффициента, разделяется на две составляющие, первая - оплата ресурса без повышающего коэффициента (оплата за ресурс) и вторая - оплата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента.
Таким образом, с учетом предусмотренных Законом об энергоснабжении целей применения повышающего коэффициента они направлены на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку приборов учета, а денежные средства от продажи коммунальных ресурсов населению с учетом повышающего коэффициента принадлежат исполнителю коммунальных услуг.
Законом N 261-ФЗ обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ввиду чего апелляционная коллегия также отклоняет доводы апеллянта о том, что обязанность по установке общедомового прибора учета лежит на исполнителе коммунальных услуг, а именно на истце.
Повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке в том числе общедомовых приборов учета.
Следовательно, именно ответчику, намеренному использовать в расчетах норматив без повышающего коэффициента, следует доказать, что в жилых домах, обслуживаемых им, отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что ответчиком факт отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета не доказан.
Поскольку обязанность по составлению актов обследования, подтверждающих отсутствие технической возможности установки прибора учета лежит на ответчике, ответчиком не представлены документальные доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности установки приборов учёта в спорный период.
Из материалов дела установлено, что суд первой инстанции неоднократно предоставлял ответчику возможность предоставления соответствующих доказательств, неоднократно откладывал рассмотрение спора по существу.
Определением суда от 15.11.2018 суд первой инстанции предлагал ответчику представить документы, свидетельствующие о вызове работников МП "Водоканал города Рязани" для проведения проверки наличия или отсутствия технической возможности ОДПУ в МКД, с составлением соответствующих актов.
Проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Между тем, с заявлением о проведении обследования в многоквартирных домах на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учёта ответчик обратился к истцу только 06.11.2018 (иск принят судом к производству 12.07.2018).
Представленные в материалы дела акты от 04.12.2018, свидетельствуют о невозможности установки приборов учёта по состоянию на 04.12.2018.
Между тем, сведения об отсутствии возможности установки приборов учёта в спорный период (с января по июнь 2017 года) в указанных актах отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о том, что поскольку техническая невозможность установления приборов учета обусловлена отсутствием подвалов в многоквартирных домах, то указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии технической возможности установить приборы учета и в спорный период.
В представленных в суд актах 04.12.2018 не указана причина невозможности установления приборов учета и отсутствуют сведения о наличии или отсутствии подвалов в МКД.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что отсутствие подвалов в МКД свидетельствует о невозможности установления приборов учета.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика пени в сумме 17 014 руб. 98 коп. за период с 03.10.2017 по 12.02.0219.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истцом на основании указанного пункта был произведен расчет пени в сумме 17 014 руб. 98 коп. за период с 03.10.2017 по 12.02.0219..
Поскольку факт ненадлежащего исполнения обязательств по договору подтверждается материалами дела, требование истца о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Расчет неустойки ответчиком не оспорен.
Ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлялось.
Учитывая, что факт нарушения ответчиком сроков оплаты, предусмотренных договором, подтвержден материалами дела, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании пени в сумме 17 014 руб. 98 коп.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07 марта 2019 года по делу N А54-5915/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.