г. Калуга |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А83-4120/2016 |
Резолютивная часть постановления вынесена 14.08.2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 20.08.2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей |
Солодовой Л.В. Шульгиной А.Н. |
при ведении протокола с/заседания помощником судьи |
Маркиной М.П. |
При участии в судебном заседании |
|
от истца: общество с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль"
от ответчиков: Государственный Совет Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России
Министерство обороны РФ
от третьих лиц: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
общество с ограниченной ответственностью "Евроойл"
Администрация города Ялты Республики Крым |
генеральный директор общества Кравец А.Е. на основании протокола N 18/06 от 18.06.2018;
Процюк А.Н., представитель по доверенности от 27.06.2019, сроком на 1 год;
Бобкова В.В., представитель по доверенности N 28-50/755 от 14.06.2019, сроком на 1 год;
Еланский М.М., представитель по доверенности N 1/01-57/816 от 12.02.2019, сроком на 3 года;
Борейко Л.П., представитель по доверенности N 194 от 10.10.2018, сроком на 1 год;
Резникова И.Г., представитель по доверенности N 207/4/22-3д от 22.07.2019, сроком 1 год;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль", на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А83-4120/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" (далее - ООО "Дворцово-парковый ансамбль", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в г. Ялта по ул. Свердлова 32, 34, 38.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство обороны Российской Федерации.
Суд в качестве соответчиков по делу также привлек Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, а также Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство, МО РФ), исключив его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.11.2018 (судья Ильичев Н.Н.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Евдокимов И.В., Остапова Е.А., Тарасенко А.А.) в удовлетворении исковых требований общества о признании права собственности отказано в полном объеме.
ООО "Дворцово-парковый ансамбль", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что в рамках рассматриваемого спора суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу о недобросовестности ООО "Дворцово-парковый ансамбль" как приобретателя спорного имущества. Со ссылкой на пункт 4 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения" указывает, что в рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о недобросовестности общества материалы дела не содержат.
Определением суда от 30.07.2019 судебное разбирательство по жалобе откладывалось на 14.08.2019 до 15 час. 00 мин.
В судебном заседании суда округа 14.08.2019 представитель заявителя и генеральный директор общества доводы кассационной жалобы поддержали по основаниям, изложенным в ней, просили кассационную жалобу удовлетворить.
Представители ответчиков Государственного совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России и Министерства обороны России возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, полагали обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во владении ООО "Дворцово-парковый ансамбль" находится следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова 34: торговый комплекс лит. "Г" пл. 377,4 кв. м, спортивный комплекс лит. "Д" (склад спортинвентаря и спортплощадки) пл. 41,7 кв. м, контрольно-пропускной пункт N 1 пл.20,0 кв. м, на участке инженерные сооружения резервуар для воды и фонтан N LХIХ, нежилое строение управления лит. "П"пл. 375,2 кв. м, спальный корпус N 6 лит. "Я"пл. 6 179,4 кв. м, столовая лит. "Л" пл. 4 629,6 кв. м, строение аптеки лит. "У" пл. 284,6 кв. м, котельная-прачечная лит. "С" пл. 740,7 кв. м, котельная лит. "Г" пл. 427,8 кв. м, нежилое строение службы тыла лит. "Р" пл. 481,3 кв. м, теплица лит. "Н" пл.59,2 кв. м, теплица лит. "М" пл. 59,2 кв. м, теплица лит. "О" пл. 59,2 кв. м, столярная мастерская лит. "Ю" пл. 301,2 кв. м, мастерская лит. "Ф" пл. 57,0 кв. м, склад и боксы на 6 машин лит. "Ч" пл. 150,2 кв. м, склад лит. "Т"пл. 818,3 кв. м, гараж лит. "Ш"пл. 182,2 кв. м, диспетчерская - склад гаража лит. "Е" пл. 263,2 кв. м, душевая, бюветная лит. "Щ" пл. 133,2 кв. м, на участке сооружение стадиона (футбольного поля) NLXVIII пл. 6 945,7 кв. м, электрощитовая лит. "Ц" пл. 53,9 кв. м, контрольно-пропускной пункт лит. "Д" ПЛ. 4,0 кв. м, контрольно- пропускной пункт лит. "Е" пл. 6,0 кв. м, контрольно-пропускной пункт лит. "Ж" 1 пл. 4,6 кв. м, летний кинотеатр лит. "X" пл. 100,6 кв. м, танц.площадка лит. "З" пл. 16,0 кв. м, склад лит. "К" пл. 153,8 кв. м, слесарная лит. "У" пл. 104,0 кв. м, 1 спальный корпус лит. "А" пл. 271,3 кв. м, танц.клуб лит. "К" пл. 626,4 кв. м, 1 танц.площадка лит. "Щ" пл. 33,8 кв. м, склад лит. "И" пл. 231,0 кв. м, гараж лит. "Е" пл. 620,4 кв. м, мастерская лит. "3" пл. 94,9 кв. м, спальный корпус лит. "Л" пл. 1 102,9 кв. м, склад лит. "Ж" пл. 64,2 кв. м, летний кинотеатр с кинобудкой лит. "Я" пл. 28,4 кв. м, санузел-душевая лит. "Г" пл. 31,5 кв. м, лит. "У" касса пл. 34,5 кв. м, строение столовой N 2 лит. "И" пл. 794,9 кв. м, на участке спортплощадка N LХХ1 пл. 497,3 кв. м, танцевальная площадка NLXX 173,0 кв. м; по адресу г. Ялта, ул. Свердлова 38:нежилое помещение склада N 2 в жилом доме лит. "А" общей площадью 22,6 кв. м; по адресу г. Ялта, ул. Свердлова 34д: нежилое строение лит. "А", лит. "а", лит. "а1" - "а6" общей площадью 1 522,1 кв. м, нежилое строение лит. "Б" пл. 178,7 кв. м.
Указанное имущество приобретено у общества с ограниченной ответственностью "Барконд" (далее - ООО "Барконд") и общества с ограниченной ответственностью "Евротехно-Плюс" (далее - ООО "Евротехно-Плюс") по договорам:
купли-продажи нежилых помещений от 25.06.2008, удостоверенного нотариусом Киевского городского нотариального округа Мельником Р.П., зарегистрированного в реестре под N 1805;
купли-продажи нежилых помещений от 25.06.2008, удостоверенного нотариусом Киевского городского нотариального округа Мельником Р.П., зарегистрированного в реестре под N 1801;
купли-продажи нежилых помещений от 25.06.2008 удостоверенного нотариусом Киевского городского нотариального округа Мельником Р.П., зарегистрированного в реестре под N 1803;
купли-продажи инженерных сетей от 25.06.2008;
купли-продажи нежилых помещений от 17.03.2009, удостоверенного нотариусом Киевского городского нотариального округа Нумерицкой С.П., зарегистрированного в реестре под N 774;
купли-продажи нежилых помещений от 17.03.2009, удостоверенного нотариусом Киевского городского нотариального округа Нумерицкой С.П., зарегистрированного в реестре под N 775.
Оплата в пользу ООО "Барконд" в рамках заключенных договоров купли-продажи от 25.06.2008 произведена истцом 27.06.2008, 28.07.2008 на общую сумму 37 036 031,52 гривень.
Оплата по договорам от 17.03.2009 в пользу ООО "Евротехно-Плюс" произведена 30.03.2009 на общую сумму 3 900 000,00 гривень.
ООО "Дворцово-парковый ансамбль" зарегистрировано право собственности на спорное имущество (Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 16.11.2009 серия САС N 484768, выдано Исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета; Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 01.06.2010 серия САС N 714310, выдано Исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета; Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 18.02.2010 серия САС N 771438).
В соответствии с принятым Ялтинским городским Советом Решением от 22.12.2009 N 208 "О передаче в аренду ООО "Дворцово-парковый ансамбль" земельного участка площадью 12,9212 га для реконструкции, строительства и обслуживания зданий и сооружений по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34, на землях Ялтинского городского Совета" между Ялтинским городским Советом и истцом 26.03.2010 заключен договор аренды земельного участка б/н на срок 49 (сорок девять) лет, зарегистрированный в КРФ ГП "ЦГЗК" при Госкомземе Украины, о чем в Государственный реестр земель внесена запись от 27.05.2010 за N 041000700029.
Общество, ссылаясь на оспаривание ответчиками права собственности истца на указанное имущество, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для признания за обществом права собственности, и соответственно удовлетворения заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали на неправомерность выбытия спорного имущества из собственности государства и соответственно отсутствие правовых оснований для признания права собственности за обществом, ввиду следующего.
Из положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N10/22) иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
При этом истец, предъявляя иск о признании права собственности должен доказать факт и основания возникновения у него этого права, а также наличие между ним и ответчиком спора в отношении данного права.
Как установлено судебными инстанциями в рамках рассматриваемого спора, Государственным Советом Республики Крым в силу предоставленных частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (далее - Закон N 6-ФКЗ) прав, приняты Постановление от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" и Постановление от 27.02.2015 N 504-1/15 "О внесении изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым Приложение к Постановлению N 2085-6/14 дополнено пунктом 242.
Указанный пункт 242 Приложения предусматривал включение в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, имущества бывшего государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (бывший военный городок N 94), расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 32, в том числе имущества: ООО "Дворцово-парковый ансамбль".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2015 по делу N А83-1489/2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016, в удовлетворении заявления общества о признании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 недействительным в части передачи в собственность Республики Крым имущества, являющегося собственностью ООО "Дворцово-парковый ансамбль", отказано в полном объеме, ввиду соответствия оспариваемого постановления нормам действующего законодательства.
Таким образом, как верно указано судами, с 27.02.2015 право собственности на спорное имущество, расположенное по адресу г. Ялта, ул. Свердлова, 32, 34, 38 возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя - ООО "Дворцово-парковый ансамбль".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" с изменениями и дополнениями и Актом приема-передачи от 19.05.2015, военный городок N 94 (г. Ялта, ул. Свердлова, 32), включая спорное имущество, был передан в федеральную собственность и закреплен на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
При указанных обстоятельствах, на момент рассмотрения дела собственником имущества бывшего государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (военный городок N 94) как обоснованно отмечено судами, являлась Российская Федерация.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П от 07.11.2017, положения абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2.1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти положения: не предполагают включение в Перечень имущества, учитываемого, как собственность Республики Крым, объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, возникшем до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на законных основаниях, и, соответственно, не предполагают произвольного прекращения права частной собственности на такое имущество; не могут служить основанием для отказа физическим или юридическим лицам в удовлетворении их требований, связанных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, лишь вследствие самого по себе факта такого включения, без установления в надлежащей судебной процедуры отсутствия необходимых правовых оснований приобретения соответствующего имущества.
В обоснование возникновения права собственности на спорное имущество, ООО "Дворцово-парковый ансамбль" ссылается на договора купли-продажи от 25.06.2008 и 17.03.2009.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, приговором Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 11.11.2013 по уголовному делу N 0124/6695/2012 установлено, что директор государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" Шаптала А.С., будучи должностным лицом, ненадлежащим образом исполнял свои служебные обязанности, что повлекло к нарушению законодательства в части отчуждения недвижимого имущества, в частности имущества санатория в нарушение законодательства Украины не на конкурсной основе.
При этом, факт принадлежности до 2005 года вышеуказанного недвижимого имущества на праве полного хозяйственного ведения ГП "МОУ "Центральный военный санаторий "Ялтинский" и учета его по адресам: г. Ялта, ул. Свердлова, 32, 34 и ул. Свердлова, 38 истцом не опровергнут.
Вступившими в законную силу решениями Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 04.11.2010 по делу N 2-22/562/2009, от 02.08.2011 по делу N 2-28/2099-2011, от 16.12.2011 по делу N 5002-9/4570-2011 признаны недействительными сделки по отчуждению недвижимого имущества, совершенные ГП "МОУ "Центральный военный санаторий "Ялтинский" а именно: контракт N 2212/03 от 22.12.2004 с покупателем ООО "Евроойл", относительно имущества: желудочно-кишечный кабинет (литера "Г") - в последующем здание переименовано в литер "Б-"общей площадью 180,9 кв. м; танцевальный зал (танцевальный клуб, литера "К") общей площадью 626,4 кв. м; танцевальная площадка (литера "Щ"), площадка (литера "щ1"), пристройка (литера "щ2") общей площадью 33,8 кв. м; помещения теплиц: литер "М" площадью 365,7 кв. м, литера "Н" площадью 260 кв. м, литера "О" площадью 260 м2 - общей площадью 885,7 кв. м; склад топлива (литера "И") общей площадью 231 кв. м; боксы для машин (литера "Е") общей площадью 620,4 кв. м.; спальный корпус N 7 (литера "Д", веранды литеры "д", "д1" "д6") - здание переименовано - в литера "А" - общей площадью 1522,1 кв. м; склад гражданской обороны (литер "Ж") общей площадью 64,2 кв. м; договор купли-продажи за N 3185 от 14.10.2005 с покупателем ООО "Барконд" относительно имущества - спальный корпус N 6 (литер "Я") общей площадью 6179,4 кв. м; договор купли-продажи N 3183 от 14.10.2005 с покупателем ООО "Барконд" относительно имущества: здание управления санатория (литера "П" общей площадью 375,2 кв. м; прачечная, котельная (литера "С") общей площадью 740,7 кв. м; столярная мастерская (литера "Ю") общей площадью 301,2 кв. м; мастерская (литера "Ф") общей площадью 57 кв. м; склад и боксы на 6 машин (литера "Ч") общей, площадью 150,2 кв. м; гараж (литера "Ш") общей площадью 182,2 кв. м; душевая, бюветная (литера "Щ") общей площадью 133,2 кв. м; сооружения стадиона (футбольное поле) N LXVIII общей площадью 6945,7 кв. м; торговый комплекс (литера "Г") общей площадью 377,4 кв. м; электрощитовая (литера "Ц") общей площадью 53,9 кв. м; контрольно-пропускной пункт N 2 (литера "Д") общей площадью 4 кв. м; контрольно-пропускной пункт N 3 (литера "Е") общей площадью 6 кв. м; контрольно-пропускной пункт N 4 (литера "Ж") общей площадью 4,6 кв. м; спорткомплекс (склад спортинвентаря литера "Д" пл. 41,7 кв. м, спортивные площадки литеры "д", "д1" площадью 1210,7 м2) общей площадью 1252,4 кв. м; котельная N 2 (литера "Г") общей площадью 427,8 кв. м.
Указанные обстоятельства установлены судами при рассмотрении дела N А83-1489/2015 по заявлению ООО "Дворцово-парковый ансамбль" о признании недействительным постановления Государственного совета Республики Крым от 27.02.2015, ввиду чего согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, не подлежат повторному доказыванию.
В рамках указанного дела N А83-1489/2015, судами было установлено, что относительно иных объектов недвижимости: (зданий службы тыла (лит. "Р") общей площадью 481,3 кв. м, столовой (литер "Л") 4629,6 кв. м, столовой N 2 (л. "И") 794,9 кв. м, аптеки (лит. "В") 284,6 кв. м, склада (лит. "Т") 818,3 кв. м, диспетчерской - склада гаража (лит. "Э") 263,2 кв. м, летнего кинотеатра (лит. "X") 100,6 кв. м, с открытой площадкой (л "х" 320,67 кв. м, общей площадью 421,27 кв. м; танцплощадки лит. "З" 16 кв. м и танцплощадки - 486,8 кв. м, общей площадью 502,8 кв. м, открытого склада на въезде с подпорной стенкой и металлической оградой, слесарной мастерской (л. "У") 104 кв. м, спального корпуса N 14 (л. "А'", балкон л. "а1", "а2", "а3", "а4") общей площадью 271,3 кв. м, столярной мастерской (л. "3") 94,9 кв. м, спального корпуса N 8 (л. "Л") 1102,9 кв. м, контрольно-пропускного пункта N 1 20 кв. м, летнего кинотеатра с кинобудкой (л. "Я") 28,4 кв. м, санузла-душевой (лит. "Г"), которые являются объектами представленных заявителем правоустанавливающих документов, судебных актов о признании недействительными сделок по их отчуждению в материалы дела не представлено.
Факт, отнесения указанного имущества к имуществу ГП Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" истцом не опровергнут.
Статьей 1 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины" установлено, что военное имущество - это государственное имущество, закрепленное за воинскими частями, заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины (далее - воинские части). К военному имуществу относятся здания, сооружения, передаточные устройства, все виды вооружения и военная техника, боеприпасы, горючесмазочные материалы, продовольствие, техническое, аэродромное, шкиперское, вещное, культурно-просветительское, медицинское, ветеринарное, бытовое, химическое, инженерное имущество, имущество связи и тому подобное.
В соответствии с пунктом 4.2. Устава государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (в редакции 2000 года), имущество предприятия является государственной собственностью и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, осуществляя которое предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом по своему усмотрению, совершая к нему любые действия, не противоречащие действующему законодательству Украины и настоящему Уставу.
Общие нормы о порядке отчуждения военного имущества определены статьей 6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", согласно которой отчуждение военного имущества осуществляется Министерством обороны Украины через уполномоченные Кабинетом Министров Украины предприятия и организации, определенные им по результатам тендера, после его списание, за исключением имущества, определенного частью второй настоящей статьи. Решение об отчуждении военного имущества, пригодного для дальнейшего использования, но не находит применения в повседневной деятельности войск, избыточного имущества, а также целостных имущественных комплексов и другого недвижимого имущества принимает Кабинет Министров Украины по представлению Министерства обороны Украины.
Во исполнение статьи 6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в вооруженных силах Украины" Кабинетом Министров Украины принято Постановление N 1919 от 28.12.2000, которым утверждено Положение о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных Сил, абзац второй пункта 12 которого предусматривал, что реализация целостных имущественных комплексов, в том числе военных городков и другого недвижимого военного имущества осуществляется по процедуре торгов (тендеров), что определяется Минобороны по согласованию с Минэкономики и Минфином, а следовательно, реализацию спорного имущества на момент заключения договора, можно было осуществлять только по процедуре торгов (тендеров).
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 7 Положения о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных Сил (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 14.10.2005, действующей на момент заключения спорного договора) решение об отчуждении военного имущества, которое является пригодным для дальнейшего использования, а также целостных имущественных комплексов, в том числе военных городков и другого недвижимого имущества, принимает Кабинет Министров Украины, а списанного военного имущества - Министерство обороны Украины.
По мнению суда округа, судами обеих инстанций правомерно отмечено, что соответствующее решение по спорному имуществу Кабинетом Министров Украины не принималось.
При этом, судами обеих инстанций обоснованно критически оценены доводы истца о наличии разрешения со стороны директора Департамента капитального строительства и управления фондами Министерства обороны Украины от 21.09.2004 года N 227/4165 на отчуждение сооружений государственного имущества Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий Ялтинский", ввиду отнесения компетенции указанных действий Кабинету Министров Украины.
Таким образом, в силу закона, первоначальные сделки по отчуждению военного имущества, находившегося в ведении ГП МОУ "Центральный военный санаторий "Ялтинский" являются ничтожными, как нарушающие публичный порядок и соответственно не порождают юридических последствий, кроме тех, что связаны с их недействительностью.
Решением Хозяйственного суда АР Крым от 02.08.2011 по делу N 2-28/2099-2011, вступившим в законную силу был признан недействительным договор купли-продажи недвижимого имущества заключенный между ГП МОУ "Центральный военный санаторий "Ялтинский" и ООО "Барконд", в части исковых требований об истребовании имущества отказано, в связи с ликвидацией (прекращением) юридического лица. Указанные обстоятельства установлены решением Хозяйственного суда АР Крым от 16.12.2011 по делу N 5002-9/4570-2011 в отношении договора купли-продажи N 3183 от 14.10.2005.
Проанализировав положения статей 387, 330, части 1 статьи 388 Гражданского кодекса Украины, статей 301, 302 ГК РФ, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 13 постановления Пленума N 10/22, установив фактические обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что истец, приобретая спорное имущество, не проявил должную степень осмотрительности в части установления обстоятельств выбытия имущества из собственности государства, в связи с чем не может считаться добросовестным приобретателем.
При таких обстоятельствах, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, суды обеих инстанций сделали правильный вывод об отсутствии на стороне истца предусмотренного законом юридического состава для возникновения права собственности на спорные объекты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанциий при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А83-4120/2016 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П от 07.11.2017, положения абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2.1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти положения: не предполагают включение в Перечень имущества, учитываемого, как собственность Республики Крым, объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, возникшем до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на законных основаниях, и, соответственно, не предполагают произвольного прекращения права частной собственности на такое имущество; не могут служить основанием для отказа физическим или юридическим лицам в удовлетворении их требований, связанных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, лишь вследствие самого по себе факта такого включения, без установления в надлежащей судебной процедуры отсутствия необходимых правовых оснований приобретения соответствующего имущества.
...
Проанализировав положения статей 387, 330, части 1 статьи 388 Гражданского кодекса Украины, статей 301, 302 ГК РФ, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 13 постановления Пленума N 10/22, установив фактические обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что истец, приобретая спорное имущество, не проявил должную степень осмотрительности в части установления обстоятельств выбытия имущества из собственности государства, в связи с чем не может считаться добросовестным приобретателем."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 августа 2019 г. N Ф10-3279/17 по делу N А83-4120/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3279/17
15.08.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
31.07.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
18.03.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
15.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4120/16
07.11.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3279/17
06.11.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
03.09.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
07.09.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
23.08.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3279/17
17.08.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
15.06.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
31.05.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-853/17
31.03.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4120/16
06.03.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4120/16