город Калуга |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А83-4993/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей |
Крыжской Л.А. Солодовой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
При участии в судебном заседании |
Маркиной М.П. |
от истца: Красноперекопское районное потребительское общество
от ответчиков: Совет Министров Республики Крым
муниципальное образование Красноперекопского района Республики Крым в лице Администрации города Красноперекопского района Республики Крым
муниципальное образование городской округ Красноперекопск Республики Крым в лице Администрации города Красноперекопска Республики Крым
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Три штурма"
от третьих лиц: Государственный Совет Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым |
представитель не явился, извещены надлежаще;
Вишняков М.В., представитель по доверенности N 1/01-58/4412 от 15.07.2019, сроком на 3 года;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
Бобкова В.В., представитель по доверенности N 28-50/755 от 14.06.2019, сроком на 1 год;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Красноперекопского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А83-4993/2015,
УСТАНОВИЛ:
Красноперекопское районное потребительское общество (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Совету Министров Республики Крым, государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания" о признании права собственности общества на комплекс зданий и сооружений: контора, литера "Ж", столовая, литера "А", склады, литеры "В,Е,З" с навесом литера "з", холодильная камера, литера "Г", гаражи, литера "Д", расположенных по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, 2.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 (судья Лагутина Н.М.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 (судьи Тарасенко А.А., Евдокимов И.В., Остапова Е.А.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Красноперекопское районное потребительское общество, не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании суда округа представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представитель третьего лица возражала против доводов кассационной жалобы, полагала судебные акты законными и обоснованными.
Заявитель жалобы и другие представители сторон, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество, ссылаясь на свидетельство о праве собственности от 13.10.2006, полагает, что является собственником комплекса зданий и сооружений: контора, литера "Ж"; столовая, литера "А"; склады, литеры "В,Е,3" с навесом литера "з"; холодильная камера, литера "Г"; гаражи, литера "Д"; расположенных по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2.
Истец считает, что Постановление Государственного Совета от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым посягает непосредственно не только на правомочия собственника (владеть, пользоваться и распоряжаться) в отношении принадлежащего обществу имущества, но и на титул собственника.
Полагая, что спорное имущество противоправно без наличия на то законных оснований учтено, как собственность Республики Крым, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, указали на то, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и руководствовались тем, что постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 6 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
На основании пунктов 6, 7 постановления N 1745-6/14 "О независимости Крыма", принятого Государственным Советом Республики Крым 17.03.2014, государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", с учетом изменений, установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14, в том числе рынки (пункты 1-28 приложения), иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, общества с ограниченной ответственностью "Кооперативная торгово-логистическая сеть".
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Суды верно указали, что в данном споре требования общества основаны на наличии свидетельства о праве собственности от 13.10.2006 серия ЯЯЯ N 139196, выданным Красноперекопским городским советом на основании решения от 22.09.2006 N 196.
Судами установлено, что в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14, в том числе рынки (пункты 1-28 приложения), иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, общества с ограниченной ответственностью "Кооперативная торгово-логистическая сеть".
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету Министров Республики Крым на передачу имущества в муниципальную собственность" Государственным Советом Республики Крым дано согласие Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1-29,113 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Советом Министров Республики Крым 14.01.2016 принято распоряжение N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", согласно которому из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность Республики Крым передавалось имущество, указанное в пунктах 1 -29 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в соответствии с пунктом 1 распоряжения предписано: передать безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность имущество, согласно приложению.
В пункте 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым поручено в установленном порядке, осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
В пункте 6 данного распоряжения установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 данного распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
В дальнейшем, в соответствии с решением 45 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.01.2016 N 421-1-16 "О даче согласия на создание муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Объединение торговли и социальных услуг населению"" создано муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Объединение торговли и социальных услуг населению" (далее - МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению"), на основании постановления администрации города Красноперекопска Республики Крым N 88 от 15.03.2016 за МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" закреплено выше указанное имущество, в том числе комплекс зданий и сооружений, а именно: контора, литера "Ж", столовая, литера "А", склады, литеры "В,Е,3" с навесом лит "з", холодильная камера, литера "Г", гаражи, литера "Д", расположенных по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2 (на данное недвижимое имущество зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием городской округ Красноперекопск Республики Крым.).
МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" создано с целью удовлетворения общественных потребностей, в целях развития торговой и социальной сферы муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, удовлетворения потребностей жителей города Красноперекопск в товарах, работах и услугах.
На основании Постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым от 28.07.2017 года N 494 "О реорганизации муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым" МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" и МУП "Торговая площадь" реорганизованы путём присоединения МУП "Торговая площадь" к МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению", а МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" переименован в МУП "Три Штурма".
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность", муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Красноперекопск "Три Штурма" заключены договора аренды на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2, со следующими юридическими лицами: Красноперекопское районное потребительское общество (договора аренды N 39, 41,44-47 от 10.03.17); общество с ограниченной ответственностью "Общепит" (договора аренды N 36-38 от 10.03.17); общество с ограниченной ответственностью "Винный Альянс" (договор аренды N 16 от 31.01.18).
По актам о приёме-передаче имущества от 18.04.2016, администрация города Красноперекопска Республики Крым передала, а МУП муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Объединение торговли и социальных услуг" (переименовано на МУП Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Три Штурма") приняло муниципальное имущество, в том числе спорное имущество.
Таким образом, суды правомерно указали, что комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Красноперекопск Республики Крым, так как Муниципальным образованием городской округ Красноперекопск в лице администрации города Красноперекопска Республики Крым закреплено указанное имущество на праве хозяйственного ведения за МУП "Три Штурма" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.1998 N 121 решение исполкома и выдача свидетельства о праве собственности должны были основываться на документах, подтверждающих возникновение у истца по делу права собственности на спорное имущество на момент их издания.
Между тем, такие документы истцом суду не представлены, в связи с чем, суды правомерно указали, что истцом не представлено доказательств возникновения у него права собственности на спорные объекты недвижимости.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 7 Закон N 6-ФКЗ установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) определено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом, в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 20856/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
С учетом изложенного, суды правомерно отклонили доводы заявителя о незаконности постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым установлен перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, а также то, что у Республики Крым право собственности не возникло, поскольку противоречат указанным нормам права и представленным доказательствам.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, учитывая, что с момента включения, в том числе спорного имущества, в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А83-4993/2015 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Красноперекопского районного потребительского общества (Республика Крым, город Красноперекопск, ул.Гекало, дом 2, ИНН 9106001233, ОГРН 1149102061460) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.