Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2019 г. N Ф10-2396/16 настоящее постановление оставлено без изменения
18 апреля 2019 г. |
Дело N А83-4993/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 18.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В. и Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Красноперекопского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 по делу N А83-4993/2015 (судья Лагутина Н.М.)
по иску Красноперекопского районного потребительского общества
к Совету министров Республики Крым, муниципальному образованию городской округ Красноперекопск Республики Крым в лице администрации города Красноперекопска, муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Три штурма"
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: государственного Совета Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
о признании права собственности,
установил:
Красноперекопское районное потребительское общество (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Совету Министров Республики Крым, государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания" (далее - предприятие) о признании права собственности общества на комплекс зданий и сооружений: контора, литера "Ж", столовая, литера "А", склады, литеры "В,Е,З" с навесом литера "з", холодильная камера, литера "Г", гаражи, литера "Д", расположенных по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, 2. Исковые требования мотивированы наличием у истца документов, подтверждающих законность приобретения им права собственности на спорное имущество, в частности, свидетельства о праве собственности от 13.10.2006 ЯЯЯ N 139196. Общество так же считает, что постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" посягает непосредственно не только на правомочия собственника (владеть, пользоваться и распоряжаться) в отношении принадлежащего обществу имущества, но и на сам титул собственника.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции руководствовался тем, что постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество. Так же суд первой инстанции указал, что с момента включения, в том числе спорного имущества, в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя. Кроме того суд первой инстанции посчитал, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворить исковое заявление. Апеллянт считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Республики Крым на указанное в Приложении к нему имущество. Указывает при этом, что право собственности общества на спорные объекты недвижимого имущества подтверждено соответствующим свидетельством о праве собственности, копия которого предоставлена в материалы дела. Считает также ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество полагает, что является собственником комплекса зданий и сооружений: контора, литера "Ж"; столовая, литера "А"; склады, литеры "В,Е,3" с навесом литера "з"; холодильная камера, литера "Г"; гаражи, литера "Д"; расположенных по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 13.10.2006.
Истец полагает, что свидетельство о праве собственности от 13.10.2006 является надлежащим доказательством возникновения и существования права собственности общества на вышеуказанные здания, строения и сооружения; общество полагает, что его право собственности на комплекс зданий и сооружений: контора, литера "Ж"; столовая, литера "А"; склады, литеры "В,Е,3" с навесом литера "з"; холодильная камера, литера "Г"; гаражи, литера 5"Д", расположенных по адресу Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2, не прекращалось.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", с учетом изменений, установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14, в том числе рынки (пункты 1-28 приложения), иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, общества с ограниченной ответственностью "Кооперативная торгово-логистическая сеть".
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету Министров Республики Крым на передачу имущества в муниципальную собственность" Государственным Советом Республики Крым дано согласие Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1-29,113 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Советом Министров Республики Крым 14.01.2016 принято распоряжение N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", согласно которому из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность Республики Крым передавалось имущество, указанное в пунктах 1 -29 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в соответствии с пунктом 1 распоряжения предписано: передать безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность имущество, согласно приложению.
В пункте 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым поручено в установленном порядке, осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
В пункте 6 данного распоряжения установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 данного распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
В дальнейшим в соответствии с решением 45 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.01.2016 N 421-1-16 "О даче согласия на создание муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Объединение торговли и социальных услуг населению"" создано муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Объединение торговли и социальных услуг населению" (далее - МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению"), на основании постановления администрации города Красноперекопска Республики Крым N 88 от 15.03.2016 за МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" закреплено выше указанное имущество, в том числе комплекс зданий и сооружений, а именно: контора, литера "Ж", столовая, литера "А", склады, литеры "В,Е,3" с навесом лит "з", холодильная камера, литера "Г", гаражи, литера "Д", расположенных по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2 (на данное недвижимое имущество зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием городской округ Красноперекопск Республики Крым.).
МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" создано с целью удовлетворения общественных потребностей, в целях развития торговой и социальной сферы муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, удовлетворения потребностей жителей города Красноперекопск в товарах, работах и услугах.
На основании Постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым от 28.07.2017 года N 494 "О реорганизации муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым" МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" и МУП "Торговая площадь" реорганизованы путём присоединения МУП "Торговая площадь" к МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению", а МУП "Объединение торговли и социальных услуг населению" переименован в МУП "Три Штурма".
Как установлено судом первой инстанции, что в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность", муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Красноперекопск "Три Штурма" заключены договора аренды на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2, со следующими юридическими лицами: Красноперекопское районное потребительское общество (договора аренды N 39, 41,44-47 от 10.03.17); общество с ограниченной ответственностью "Общепит" (договора аренды N 36-38 от 10.03.17); общество с ограниченной ответственностью "Винный Альянс" (договор аренды N 16 от 31.01.18).
Согласно актам о приёме-передаче имущества от 18.04.2016 (л.д. 160-163 том 2), администрация города Красноперекопска Республики Крым передала, а МУП муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Объединение торговли и социальных услуг" (переименовано на МУП Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Три Штурма") приняло муниципальное имущество, в том числе спорное имущество.
Так, исходя из вышеизложенного, комплекс зданий и сооружений расположенный по адресу: г.Красноперекопск, ул.Гекало, д.2, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Красноперекопск Республики Крым. Муниципальным образованием городской округ Красноперекопск в лице администрации города Красноперекопска Республики Крым закреплено указанное имущество на праве хозяйственного ведения за МУП "Три Штурма" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Истец считает, что Постановление Государственного Совета от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым посягает непосредственно не только на правомочия собственника (владеть, пользоваться и распоряжаться) в отношении принадлежащего обществу имущества, но и на титул собственника.
Полагая, что спорное имущество противоправно без наличия на то законных оснований учтено, как собственность Республики Крым, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы общества, апелляционный суд руководствуется следующим.
Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", одобренным Государственной Думой 20.03.2014, Советом Федерации 21.03.2014 года N 6-ФКЗ (далее также - Закон N 6-ФКЗ) урегулированы вопросы интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти.
Так, в соответствии со статьей 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 6-ФКЗ Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
17.03.2014 Государственным Советом Республики Крым принято постановление N 1745-6/14 "О независимости Крыма", в соответствии с пунктами 6, 7 которого государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", с учетом изменений, установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14, в том числе рынки (пункты 1-28 приложения), иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, общества с ограниченной ответственностью "Кооперативная торгово-логистическая сеть".
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П указано, что суд, рассматривая в конкретном деле вопрос о правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 22.11.2000 года N 14-П, от 14.07.2003 N 12-П, от 12.07.2007 N 10-П и др.), учитывая при этом имевшую место до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым структурную перестройку экономики Украины и преобразование отношений собственности, включая оценку оснований возникновения права собственности на спорное имущество, и предоставляя тем самым, исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях, что - в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11.03.1998 N 8-П и в дальнейшем неоднократно им подтвержденной правовой позиции - вытекает из смысла статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3).
Таким образом, правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, и с учетом которых на основании судебного решения соответствующие объекты недвижимого имущества сохраняются в Перечне или исключаются из него.
Такой подход предполагает и оценку судом правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законоположений, а также квалификацию действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
В связи с этим апелляционный суд считает, что необходимо дать оценку документам, на которые ссылается истец как на доказательства возникновения у него права собственности на спорное имущество, полученным в период действия законодательства Украины, не ограничиваясь лишь одним фактом регистрации права на спорное имущество до 18.03.2014.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В настоящем споре требования общества основаны на наличии свидетельства о праве собственности от 13.10.2006 серия ЯЯЯ N 139196, выданным Красноперекопским городским советом на основании решения от 22.09.2006 N 196.
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.1998 N 121, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26.06.1998 за N 399/2839, оформление права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется с выдачей свидетельства о праве собственности по образцу, приведенному в приложении 11 местными органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления: физическим лицам на новопостроенные, перестроенные или реконструируемые объекты недвижимого имущества при наличии акта о праве собственности или решения об отведении земельного участка для этой цели и при наличии акта государственной комиссии о принятии объекта и введения его в эксплуатацию; физическим и юридическим лицам на основании документов, установленных законодательством, которые подтверждают их право собственности на объекты недвижимого имущества.
Таким образом, решение исполкома и выдача свидетельства о праве собственности должны были основываться на документах, подтверждающих возникновение у истца по делу права собственности на спорное имущество на момент их издания.
Вместе с тем, такие документы истцом суду первой инстанции не представлены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств возникновения у него права собственности на спорные объекты недвижимости.
Также апелляционный суд не может принять во внимание ссылку истца на незаконность постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым установлен перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым исходя из следующего.
Частью 3 статьи 7 Закон N 6-ФКЗ установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) определено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Ссылка представителя истца на то, что у Республики Крым право собственности не возникло, противоречит указанным нормам права и представленным доказательствам, а потому отклоняется апелляционным судом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 по делу N А83-4993/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноперекопского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.