г.Калуга |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А84-2955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Зевс" (299016, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Богданова, дом 15, ОГРН 1159204001274, ИНН 9203535368) - Волков М.Ю. (дов. от 09.07.2019), Чернышевская А.В. (дов. от 09.07.2019);
от заинтересованного лица: Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя (299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Пушкина, дом 2) - не явились;
от третьего лица: Прокуратуры Нахимовского района города Севастополя (299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Рабочая, 18) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.01.2019 (судья Архипенко А.М) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А84-2955/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Зевс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - управление стройнадзора) от 03.07.2018 N 92-01-0444-080601-0106/2018, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 руб.
Третьим лицом по делу выступала Прокуратура Нахимовского района города Севастополя (далее - прокуратура).
Решением суда от 10.01.2019 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление стройнадзора просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы возражения на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по договору аренды земельного участка от 26.10.2005 арендодатель - Севастопольский городской Совет предоставил, а арендатор - ЧП "Зевс" (правопредшественник общества) принял в платное пользование земельный участок площадью 0,9155 га, расположенный по адресу: г.Севастополь, ул.Богданова, 15, для строительства оптово-розничного рынка сельхозпродукции и офисно-гостиничного здания. В пункте 2.2 договора отмечено, что на земельном участке расположено капитальное строение площадью 0,0315 га, временное строение площадью 0,0685 га. Договор аренды заключен на 25 лет (т.1 л.д.92).
23 января 2012 г. инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе была зарегистрирована за N СТ 0341201040 декларация о начале выполнения подготовительных работ по объекту : "Оптово-розничный рынок сельхозпродукции с офисно-гостиничным зданием по ул.Богданова, 15", заказчик - ЧП "Зевс" (т.2 л.д.130).
Согласно проекту 2011 г. на строительство объекта "Оптово-розничный рынок с/х продукции с офисно-гостиничным зданием по ул.Богданова, 15" (далее - оптово-розничный рынок) 01/05-П3 строительство зданий планируется выполнить в 3 очереди. Первая очередь - одноэтажные торговые павильоны N N 1-5, двухэтажные торговые павильоны NN 6-7, павильон N 8 - лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы; вторая очередь - торговый двухэтажный павильон N 18 42,05 х 36,2; третья очередь - одноэтажные торговые павильоны NN 9-13, двухэтажные торговые павильоны NN 14-15 (т.4 л.д.3, 13).
Согласно техническому паспорту 2013 года на оптово-розничный рынок торговые павильоны N N 1-8 - проектируемые здания, торговые павильоны NN - 9-18 - существующие здания, под N 19 существует административный блок площадь застройки 32,8 кв.м, под N 20 - площадка для сбора мусора (т.5 л.д.15, т.4 л.д.51).
Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя обществу выдано разрешение на строительство N RU91-94104000-280-2017 от 21.09.2017 на срок до 21.11.2017, в дальнейшем срок продлен до 20.05.2018. Разрешение дано на строительство объектов площадью застройки 1436 кв.м, 1-2 этажных (т.1 л.д.85).
1 октября 2017 г. между ООО СК "Волспецстрой" (подрядчик) и обществом (заказчик) заключен договор на выполнение строительных работ по строительству оптово-розничного рынка согласно разрешению на строительство N RU91-94104000-280-2017 от 21.09.2017 (т.2 л.д.25).
Решением и.о. прокурора Нахимовского района города Севастополя от 17.04.2018 N 98 предписано провести проверку деятельности общества на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности при организации торговой деятельности по адресу: г.Севастополь, ул.Богданова, 15. Предмет проверки - исполнение требований законодательства о пожарной безопасности, а также в сфере землепользования и градостроительства (т.1 л.д.68).
В период с 17.04.2018 представителем прокуратуры с привлечением сотрудников управления стройнадзора проведена проверка соблюдения обществом требований градостроительного законодательства.
По результатам проверки специалистом управления стройнадзора составлена справка от 20.04.2018, в которой отмечено, что в период проверки выполняются строительные работы на основании разрешения на строительство от 21.09.2017. Проектом предусмотрено строительство торговых павильонов N N 1-7, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (павильон N 8); при визуальном осмотре установлено выполнение застройщиком работ по реконструкции существующего сооружения N 18 без разрешения на строительство. К справке приложены фотоснимки (т.1 л.д. 112-118).
Указанная выше справка 20.04.2018 направлена в адрес прокуратуры.
25 апреля 2018 г. и.о. прокурора Нахимовского района вынес постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 03.07.2018 начальником управления стройнадзора вынесено постановление N 92-01-0444-080601-0106/2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 750 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Признавая постановление от 03.07.2018 незаконным и отменяя его, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что согласно данным технического паспорта по состоянию на 12.11.2013 строение N 18 (лит "Х") состоит из 2-х этажей общей площадью 1504 кв.м, в том числе площадь первого этажа - 909,1 кв.м и состоит из 30 помещений, площадь второго этажа 595,2 кв.м состоит из 18 помещений; площадь застройки - 555,2 кв.м. Основные характеристики строения: фундамент - бетон, стены - металл, пенобетон, крыша - металл, перекрытия - металл (т.4 л.д.74,75). Доказательств ведения строительных работ на строении N 18 не представлено, какие конкретно ведутся работы не указано. Общество настаивает на том, что работы ведутся по строительству павильонов NN 1-8, на что имеется разрешение на строительство.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции в том, что не доказано событие правонарушения.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По части 1 статьи 9.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в несоблюдении запрета на осуществление строительства объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если для осуществления строительства объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Так как из материалов административного дела нельзя усмотреть, какие конкретно работы выполнялись на объекте N 18, чтобы установить факт реконструкции этого объекта, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом факта реконструкции обществом объекта капитального строительства без разрешения на строительство, а поэтому признал незаконным постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и отменил его.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А84-2955/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.