Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2019 г. N Ф10-2722/19 настоящее постановление оставлено без изменения
22 апреля 2019 г. |
Дело N А84-2955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии: представителя Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя - Притуляк Елена Александровны, доверенность от 10.01.2019 N 92-01-02; представителей ООО "Зевс" - Волкова Михаила Юрьевича, доверенность от 17.09.2018 N б/н; Чернышевской Анны Викторовны, доверенность;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.01.2019 по делу N А84-2955/2018 (судья Архипенко А.М), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зевс" (ул. Богданова, дом 15, г. Севастополь, 290016) об оспаривании решения Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя (ул. Пушкина, дом 2, г. Севастополь, 299011) о привлечении к административной ответственности, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Нахимовского района города Севастополя (299001, г. Севастополь, ул. Рабочая, 18),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зевс" (далее - ООО "Зевс", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - административный орган) от 03.07.2018 N 92-01-0444-080601-0106/2018, которым ООО "Зевс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.01.2019, ООО "Зевс" был восстановлен срок для подачи в суд заявления об оспаривании постановления Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 03.07.2018 N 92-01-0444- 080601-0106/2018 по делу об административном правонарушении; постановление Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 03.07.2018 N 92-01-0444-080601-0106/2018, которым ООО "Зевс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей, было признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя, обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.01.2019 и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований Заявителя в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято при неправильном применении норм материального и процессуального права. Также апеллянт указывает на то, что строительство объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей. Также, апеллянт указывает на то, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, является длящимся, поскольку выражается в длительном неисполнении лицом, возложенной на него законом обязанности по получению документа, удостоверяющего его право на проведение строительства объекта капитального строительства.
В судебном заседании, представитель Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.01.2019 и принять по делу новый судебный акт, о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Представители ООО "Зевс" возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Нахимовского района города Севастополя, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Прокуратуры Нахимовского района города Севастополя, необязательность явки ее представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 10 января 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в период с 17.04.2018 по 16.05.2018 Прокуратурой, с привлечением сотрудников Севгосстройнадзора, была проведена проверка соблюдения ООО "Зевс", требований градостроительного законодательства.
Согласно справке главного специалиста-эксперта Севгосстройнадзора, Площенко В.И., от 20.04.2018, при проведении им 18.04.2018 визуального осмотра объекта "Рынок Богдановский", расположенного по адресу: ул. Богданова, 15, г. Севастополь, был установлен факт нахождения на территории данного объекта одно- и двухэтажных зданий (одно- и двухэтажные капитальные и нестационарные торговые объекты). На момент осмотра, на объектах выполнялись строительные работы. Из предоставленных Прокуратурой документов следует, что строительные работы выполняются на основании разрешения на строительство "Оптово-розничный рынок сельхозпродукции по ул. Богданова, 15, г. Севастополь", N RU91-94104000-280-2017 от 21.09.2017, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя застройщику - ООО "Зевс". Также был предоставлен договор аренды земельного участка от 26.10.2005, заключенный между Севастопольским городским Советом и частным предприятием "Зевс", согласно которому, арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок общей площадью 0,9155 га для строительства оптово-розничного рынка сельхозпродукции и офисно-гостиничного здания, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: ул. Богданова, 15, г. Севастополь. В ходе визуального осмотра было установлено, что застройщиком выполняются работы по реконструкции существующего сооружения N 18 (фото N 2, 3) без разрешения на строительство (реконструкцию), что является нарушением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Письмом Севгосстройнадзора от 20.04.2018 N 684/30-01-13/18, указанная выше справка об участии специалиста была направлена в адрес Прокуратуры.
В дальнейшем, 23.04.2018, Прокуратурой были получены объяснения руководителя ООО "Зевс", Моисеева Д.В., в которых указанное должностное лицо пояснило, что ООО "Зевс" осуществлено строительство двухэтажного капитального строения по адресу: г. Севастополь, ул. Богданова, 15, без соответствующей разрешительной документации, предусмотренной частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; данное строение является некапитальным торговым объектом, который возводится ООО СК "Волспецстрой" на основании договора подряда. С целью получения разрешительной документации на строительство данного объекта как капитального строения, ООО "Зевс" подготавливается пакет документов для подачи в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
Усмотрев в действиях ООО "Зевс" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, 25.04.2018 и.о. прокурора Нахимовского района города Севастополя, Радуловым А.Д., было вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении.
03.07.2018 начальник Севгосстройнадзора, Захаров Ю.М., рассмотрев материалы возбужденного Прокуратурой дела об административном правонарушении, вынес постановление по указанного делу, которым ООО "Зевс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, ООО "Зевс" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют надлежащие доказательства факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в несоблюдении запрета на осуществление строительства объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если для осуществления строительства объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Соответственно, следует признать факт того, что субъектами ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут быть как застройщик (заказчик), так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая работы по строительству.
Из материалов дела следует, что ООО "Зевс" вменяется осуществление строительство двухэтажного капитального строения по адресу: г. Севастополь, ул. Богданова, 15, без соответствующей разрешительной документации, предусмотренной частью 1 статьи 51 ГрК РФ. При этом, из содержания оспоренного постановления Севгосстройнадзора следует, что в вину ООО "Зевс" вменяется не само строительство двухэтажного капитального строения, а его реконструкция, без соответствующей разрешительной документации.
В свою очередь, в суде первой инстанции Заявитель пояснил, что двухэтажное капитальное строение N 18 было построено еще в 2013 году и после этого, в том числе на момент проведения прокурорской проверки, никакие строительные работы по реконструкции этого объекта не проводились. На территории рынка в апреле 2018 года осуществлялись только строительные работы, предусмотренные разрешением на строительство "Оптоворозничный рынок сельхозпродукции по ул. Богданова, 15, г. Севастополь" N RU91- 94104000-280-2017 от 21.09.2017.
Согласно статье 26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными документами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Перечень сведений, которые в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, определен в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ; к ним относятся, в частности, событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что представленными в материалами дела доказательствами не подтверждается факт того, что в момент проведения прокурорской проверки заявителем на территории рынка "Богдановский" велись строительные работы по реконструкции существующего двухэтажного капитального строения N 18.
В свою очередь, представленные в суд первой инстанции административным органом, материалы фотофиксации вышеназванного объекта (приложения N N 2, 3, 6 к справке об участии специалиста), подтверждают только обстоятельства нахождения на арендуемом заявителем земельном участке, спорного объекта, имеющего признаки капитальности и незавершенности строительством, а также его эксплуатацию путем размещения магазина "Семена".
При этом, факт того, что Обществом не осуществлялось никаких строительных работ на вышеназванном объекте после 2013 года, подтверждается, в частности, материалами технической инвентаризации рынка "Богдановский", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Богданова, 15. Согласно указанной технической документации на объект недвижимости по состоянию на 12.11.2013, строение N 18 (литера "х") состояло из 2 этажей и имело общую площадь 1504 кв.м, в том числе: 909,1 кв.м первого этажа, состоящего из 30 помещений; 595,2 кв.м. второго этажа, состоящего из 18 помещений. Основные характеристики строения N 18 (литера "х"): фундамент - бетон; стены - металл, пенобетон; крыша - металл; перекрытия - металл; площадь застройки - 555,2 кв.м.
В этой связи, суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Зевс" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Коллегия судей пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Общества и отменил постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 03.07.2018 N 92-01-0444-080601-0106/2018.
Довод апелляционной жалобы Управления относительно того, что вмененное Обществу административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, является длящимся, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, не соответствующим нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 января 2019 года по делу N А84-2955/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственного и строительного надзора и экспертизы города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.