г. Калуга |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А64-7514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Козелкина И.И., Серокуровой У.В.
при участии от ответчика Бирюковой Ю.А. (доверенность от 05.02.2018), Кувшинникова А.Ю. (доверенность от 26.12.2017 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Тамбова" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24 января 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2019 года по делу N А64-7514/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1126829000726, ИНН 6829080224, Тамбовская обл.;
далее - общество "ЖК ТИС") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к акционерному обществу "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247, Тамбовская обл.; далее - общество "ТОСК"), акционерному обществу "Объединенные региональные электрические сети Тамбова" (ОГРН 1146829007841, ИНН 6829105020, Тамбовская обл.; далее - общество "ОРЭС-Тамбов") о:
признании незаконными действий общества "ОРЭС-Тамбов" по установке приборов учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) для целей определения количества потребленной электроэнергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Советская, 5/12, ул. Сергеев А-Ценского, 1, ул. Советская, 1/4, ул. Советская, 64А, ул. Фридриха Энгельса, 27, ул. Державинская, 3А, ул. Маратовская, 2, ул. Советская, 116А, ул. Интернациональная, 50/106, ул. Новикова-Прибоя, 51/2, проезд Николая Островского, 6, ул. Астраханская, 194, ул. Новостремянная, 3А, ул. Гастелло, 22, ул. Фридриха Энгельса, 4, ул. Советская, 22, ул. Пионерская, 22, ул. Карла Маркса, 161А, ул. Октябрьская, 17, пр. 2-й Почтовый, 7, 3-й Эскадронный пр., 16, 1-й Авиационный пр., 112, ул. Весенняя, 22, ул. Т. Дерунец, 73, ул. Авиационная, 137, ул. Т. Дерунец, 73А, ул. Киквидзе, 75, ул. им. Сергея Лазо, 20, ул. Ново-Стремянная, 4, пер. Звездный, 13А, ул. ак. Островитянова, 20;
признании незаконными действий общества "ТОСК" по не начислению обществу общество "ЖК ТИС" объема электроэнергии на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС, за июнь 2018 года и начислению объема электроэнергии на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС, за июль 2018 года;
обязании общества "ТОСК" произвести перерасчет платы за электроэнергию за июнь 2018 года на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС, в сторону увеличения, за июль 2018 года на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС, в сторону уменьшения в течение пяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта, которым закончится настоящее дело;
обязании направить обществу "ЖК ТИС" корректировочную счет-фактуру в сторону увеличения на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС, к счету-фактуре и акту оказания услуг от 30.06.2018 N Т0019189 и корректировочную счет-фактуру в сторону уменьшения на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС, к счету-фактуре и акту оказания услуг от 31.07.2018 N Т0022378.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2019 года, иск удовлетворен (суд первой инстанции: Краснослободцев А.А.; апелляционный суд: Сурненков А.А., Маховая Е.В., Серегина Л.А.).
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество "ОРЭС-Тамбов" просило отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24 января 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2019 года, принять новый судебный акт.
Общество "ОРЭС-Тамбов" представило дополнение к кассационной жалобе.
Общество "ЖК ТИС", общество "ТОСК" надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N 24800037206280, 24800037206266), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представители общества "ОРЭС-Тамбов" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска являются требования управляющей организации к энергоснабжающей организации и сетевой организации о признании незаконными действий по установке приборов учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), по не начислению объема электроэнергии за июнь 2018 года и начислению объема электроэнергии за июль 2018 года, обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию за июнь 2018 года в сторону увеличения, за июль 2018 года в сторону уменьшения, направить корректировочные счета-фактуры.
Суды в соответствии со ст.ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), признали требования истца обоснованными.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора в период с июня по июль 2018 года энергоснабжающая организация общество "ТОСК" поставило в находящиеся в управлении общества "ЖК ТИС" многоквартирные дома электроэнергию, предъявило к оплате за июнь 2018 года 1 665 308 кВт/ч. электроэнергии стоимостью 12 738 536,44 руб., за июль 2018 года 3 889 654 кВт/ч электроэнергии стоимостью 14 272 432,84 руб. (акты от 30.06.2018 N Т0019189, от 31.07.2018 N Т0000437, от 31.07.2018 N Т0022378, т. 1 л. 27, 29).
Управляющая организация возразила по объему поставленной в спорный период электроэнергии, представила корректировку за июнь 2018 года (-) 3 788 кВт/ч на сумму (-) 24 835,07 руб. (основной счет) и (-) 3 606 кВт/ч на сумму (-) 9 844,38 руб. (корректировочный счет), за июль 2018 года 27 400 кВт/ч на сумму 113 281,12 руб. (протоколы разногласий от 24.07.2018, 17.08.2018, 20.08.2018, т. 1 л. 31-33).
Энергоснабжающая организация подписала протоколы разногласий.
Довод заявителя кассационной жалобы о правомерности установки сетевой организацией приборов учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с п. 4.4 договора количество электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Граница балансовой принадлежности устанавливается сетевой организацией и исполнителем коммунальных услуг в акте разграничения принадлежности электросетей.
В п. 144 Основных положений N 442 закреплено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае, если с согласия управляющей компании, собственников жилых помещений в многоквартирном доме коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В соответствии с п. 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно - распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
В силу п.п. 2, 3, 6 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Суды установили, что сетевая организация общество "ОРЭС-Тамбов" установила приборы учета не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, а в трансформаторных подстанциях сетевой организации, управляющая организация не принимала на баланс кабельные линии от КТП до вводного распределительного устройства многоквартирных домов.
При этом сетевая организация не представила в материалы дела надлежащие доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета на границе балансовой принадлежности многоквартирных домов, согласования с собственниками многоквартирных домов возможности установки общедомовых приборов учета в границах балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетевой организации, а не в границах балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирных домов.
С учетом указанных конкретных обстоятельств дела суды признали, что показания приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности, не могут являться расчетными для определения объема поставленной электроэнергии.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Суды проверили расчет истца поставленной в спорный период в многоквартирные дома электроэнергии, произведенный без учета установленных не на границе балансовой принадлежности показаний приборов учета, признали его соответствующим действующему законодательству, арифметически верным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований управляющей организации к энергоснабжающей организации и сетевой организации о признании незаконными действий по установке приборов учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), по не начислению объема электроэнергии за июнь 2018 года и начислению объема электроэнергии за июль 2018 года, обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию за июнь 2018 года в сторону увеличения, за июль 2018 года в сторону уменьшения, направить корректировочные счета-фактуры.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений гл. 35 АПК РФ не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на оценку доказательств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленные в ст.ст. 286, 287 АПК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24 января 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2019 года по делу N А64-7514/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.