Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2019 г. N Ф10-3173/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А64-7514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Маховой Е.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Омельченко О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от АО "Тамбовская областная сбытовая компания": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от АО "ОРЭС-Тамбов": Бирюкова Ю.А. представитель по доверенности N 68 АА 1003354 от 05.02.2018, Кувшинников А.Ю. представитель по доверенности N 1 от 26.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ОРЭС-Тамбов" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 по делу N А64-7514/2018 (судья А.А.Краснослободцев)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (ИНН: 6829080224 ОГРН: 1126829000726) к АО "Тамбовская областная сбытовая компания" (ИНН: 6829017247 ОГРН: 1056882378464) АО "ОРЭС-Тамбов" (ИНН: 6829105020 ОГРН: 1146829007841) о признании действия АО "ОРЭС-Тамбов" по установке приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), для целей определения количества потребленной электрической энергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. СОВЕТСКАЯ, 5/12, ул. СЕРГЕЕВ А-ЦЕНСКОГО, 1, ул. СОВЕТСКАЯ, 1/4, ул. СОВЕТСКАЯ, 64А, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 27, ул. ДЕРЖАВИНСКАЯ, ЗА, ул. МАРАТОВСКАЯ, 2, ул. СОВЕТСКАЯ, 116А, ул. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ, 50/106, ул. НОВИКОВА-ПРИБОЯ, 51/2, ПРОЕЗД НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО 6 ул. АСТРАХАНСКАЯ, 194, ул. НОВОСТРЕМЯННАЯ, ЗА, ул. ГАСТЕЛЛО, 22, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 4, ул. СОВЕТСКАЯ, 22, ул. ПИОНЕРСКАЯ, 22, ул. КАРЛА МАРКСА, 161А, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, 17, пр.2-й ПОЧТОВЫЙ, 7, 3-й ЭСКАДРОННЫЙ пр., 16, 1-й АВИАЦИОННЫЙ пр., 112, ул. ВЕСЕННЯЯ, 22, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73, ул. АВИАЦИОННАЯ, 137, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73А, ул. КИКВИДЗЕ, 75, ул.им.СЕРГЕЯ ЛАЗО, 20, ул. НОВО-СТРЕМЯННАЯ, 4, пер.ЗВЕЗДНЫЙ 13А, ул. ак. ОСТРОВИТЯНОВА, 20 незаконными, признании действия АО "Тамбовская областная сбытовая компания" по неначислению ООО "Жилищная компания Тамбовтеплосервис" объема электрической энергии на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС за июнь 2018 года и начислению объема электрической энергии на сумму 113821,12 руб., в т.ч. НДС за июль 2018 года незаконными, обязать АО "Тамбовская областная сбытовая компания" произвести перерасчет платы за электрическую энергию за июнь 2018 года на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС в сторону увеличения, а также произвести перерасчет платы за электрическую энергию за июль 2018 года на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС сторону уменьшения в течение пяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта, которым закончится настоящее дело, направить в адрес ООО "Жилищная компания Тамбовтеплосервис" корректировочный счет-факту, в сторону увеличения, на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС, к счету-фактуре и акту оказания услуг N Т0019189 от 30.06.2018 и корректировочный счет-фактуру, в сторону уменьшения, на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС, к счету- фактуре и акту оказания услуг N Т0022378 от 31.07.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Тамбовская областная сбытовая компания", АО "ОРЭС-Тамбов" (далее - ответчики) о признании:
1) действия АО "ОРЭС-Тамбов" по установке приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), для целей определения количества потребленной электрической энергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. СОВЕТСКАЯ, 5/12, ул. СЕРГЕЕВ А-ЦЕНСКОГО, 1, ул. СОВЕТСКАЯ, 1/4, ул. СОВЕТСКАЯ, 64А, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 27, ул. ДЕРЖАВИНСКАЯ, ЗА, ул. МАРАТОВСКАЯ, 2, ул. СОВЕТСКАЯ, 116А, ул. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ, 50/106, ул. НОВИКОВА-ПРИБОЯ, 51/2, ПРОЕЗД НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО 6 ул. АСТРАХАНСКАЯ, 194, ул. НОВОСТРЕМЯННАЯ, ЗА, ул. ГАСТЕЛЛО, 22, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 4, ул. СОВЕТСКАЯ, 22, ул. ПИОНЕРСКАЯ, 22, ул. КАРЛА МАРКСА, 161А, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, 17, пр.2-й ПОЧТОВЫЙ, 7, 3-й ЭСКАДРОННЫЙ пр., 16, 1-й АВИАЦИОННЫЙ пр., 112, ул. ВЕСЕННЯЯ, 22, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73, ул. АВИАЦИОННАЯ, 137, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73А, ул. КИКВИДЗЕ, 75, ул.им.СЕРГЕЯ ЛАЗО, 20, ул. НОВО-СТРЕМЯННАЯ, 4, пер.ЗВЕЗДНЫЙ 13А, ул. ак. ОСТРОВИТЯНОВА, 20 незаконными.
2) действия АО "Тамбовская областная сбытовая компания" по неначислению ООО "Жилищная компания Тамбовтеплосервис" объема электрической энергии на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС за июнь 2018 года и начислению объема электрической энергии на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС за июль 2018 года незаконными, обязать АО "Тамбовская областная сбытовая компания" произвести перерасчет платы за электрическую энергию за июнь 2018 года на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС в сторону увеличения, а также произвести перерасчет платы за электрическую энергию за июль 2018 года на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС сторону уменьшения в течение пяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта, которым закончится настоящее дело, направить в адрес ООО "Жилищная компания Тамбовтеплосервис" корректировочный счет-факту, в сторону увеличения, на сумму 24 835,07 руб., в т.ч. НДС, к счету-фактуре и акту оказания услуг N Т0019189 от 30.06.2018 и корректировочный счет-фактуру, в сторону уменьшения, на сумму 113 821,12 руб., в т.ч. НДС, к счету- фактуре и акту оказания услуг N Т0022378 от 31.07.2018 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "ОРЭС - Тамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО "ОРЭС - Тамбов" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", АО "ТОСК" не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца и ответчика, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей АО "ОРЭС - Тамбов", исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (исполнитель коммунальных услуг) и АО "ТОСК" (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг N 5022 от 11.12.2017, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательства осуществлять продажу исполнителю коммунальных услуг электрической энергии (мощности), качество которой должно соответствовать требованиям законодательства РФ, а также в интересах исполнителя коммунальных услуг оформить отношения с сетевой организацией (АО "ОРЭС-Тамбов") по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и оказанию иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии, путем заключения соответствующих договоров, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями настоящего договора и норм действующего законодательства.
Пунктом 3.1. договора установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязуется предоставить гарантирующему поставщику документы, подтверждающие наличие у истца обязанности предоставлять электрическую энергию потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилом доме), указанным в заявке (оферте).
В соответствии с п.3.1.4. договора истец обязан осуществлять снятие показаний приборов учета совместно с сетевой организацией в соответствии с разделом 4 настоящего договора и предоставлять гарантирующему поставщику и сетевой организации показания приборов учета в течение следующего рабочего дня со дня их снятия.
Пунктом 3.2.2. договора предусмотрено, что истец с согласия и под контролем сетевой организации праве производить замену коммерческих приборов учета, измерительных трансформаторов тока и напряжения, находящихся в схеме коммерческого учета.
В соответствии с п.4.4. договора количество электрической энергии, приобретаемой истцом у ответчика-1, определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Граница балансовой принадлежности устанавливается сетевой организацией и истцом в акте разграничения принадлежности электросетей (приложение N 2 к договору).
Истец является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, и осуществляет управление многоквартирными домами на основании заключенных с собственниками помещений в таких домах договоров управления в порядке, установленном положениями ст. 161 ЖК РФ.
В рамках договора энергоснабжения АО "ТОСК" выставило истцу счет на оплату по акту оказания услуг N Т0019189 от 30.06.2018 на сумму 12 660 054,40 руб. корректировочный счет по акту оказания услуг N Т0000437 от 31.07.2018, к счету и акту за июнь 2018 года на сумму 78 482,04 руб.
Всего за июнь 2018 года предъявлено ответчиком-1 истцу к оплате 12 738 536,44 руб.
Общее количество кВт.ч. за июнь 2018 г. поставленное, по данным ответчика-1, истцу ( конечным потребителям) составило 1665308,0 кВт.ч.
В июле 2018 г АО "ТОСК" выставило истцу счет на оплату по акту оказанных услуг N Т0022378 от 31.07.2018 на общую сумму 14 272 432,84 руб.
Общее количество кВт.ч. за июль 2018 г. поставленное, по данным ответчика-1, истцу (конечным потребителям) составило 3889654,0 кВт.ч.
В многоквартирных домах по адресам ул. СОВЕТСКАЯ, 5/12, ул. СЕРГЕЕВ А-ЦЕНСКОГО, 1, ул. СОВЕТСКАЯ, 1/4, ул. СОВЕТСКАЯ, 64А, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 27, ул. ДЕРЖАВИНСКАЯ, ЗА, ул. МАРАТОВСКАЯ, 2, ул. СОВЕТСКАЯ, 116А, ул. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ, 50/106, ул. НОВИКОВА-ПРИБОЯ, 51/2, ПРОЕЗД НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО 6 ул. АСТРАХАНСКАЯ, 194, ул. НОВОСТРЕМЯННАЯ, ЗА, ул. ГАСТЕЛЛО, 22, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 4, ул. СОВЕТСКАЯ, 22, ул. ПИОНЕРСКАЯ, 22, ул. КАРЛА МАРКСА, 161А, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, 17, пр.2-й ПОЧТОВЫЙ, 7, 3-й ЭСКАДРОННЫЙ пр., 16, 1-й АВИАЦИОННЫЙ пр., 112, ул. ВЕСЕННЯЯ, 22, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73, ул. АВИАЦИОННАЯ, 137, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73А, ул. КИКВИДЗЕ, 75, ул.им. СЕРГЕЯ ЛАЗО, 20, ул. НОВО-СТРЕМЯННАЯ, 4, пер. ЗВЕЗДНЫЙ 13А, ул. ак. ОСТРОВИТЯНОВА, 20 приборы учета были установлены сетевой организацией (ответчиком-2) не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), а в трансформаторных подстанциях принадлежащих сетевой организации.
Истец выбран управляющей организацией собственниками помещений в МКД на их общих собраниях.
При этом, в протоколах не указано, что управляющей компании на баланс были переданы кабельные линии от КТП до вводного распределительного устройства жилых домов.
Истец направил в адрес ответчика протоколы разногласий к актам N Т0000437 от 31.07.2018, N Т0022378 от 31.07.2018 и N Т0019198 от 30.06.2018, в которых представлен расчет разногласий по объемам поставленной конечным потребителям электрической энергии.
В соответствии с протоколами разногласий к актам выполненных работ (оказанных услуг) величина, подлежащая корректировке, по данным истца составила: за июнь 2018 г. (- ) 3 788 кВт./ч. на сумму (-) 24 835,07 руб. (основной счет) и (-) 3606 кВт/ч, на сумму (-) 9 844,38 руб. (корректировочный счет); за июль 2018 27 400 кВт/ч, на сумму 113 281,12 руб.
АО "ТОСК" подписало протоколы разногласий к актам N Т0000437 от 31.07.2018, N Т0022378 от 31.07.2018 и N Т0019198 от 30.06.2018.
Ссылаясь на то, что действия АО "ОРЭС-Тамбов" по установке приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), для целей определения количества потребленной электрической энергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах являются незаконными, а АО "ТОСК" выставил истцу в счетах на оплату (июнь-июль 2018) некорректный объем электрической энергии, потребленных коммунальных услуг конечными потребителями, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Обязательства сторон возникли из договора энергоснабжения от 01.07.2012 N 3462 и регулируются нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулировались Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения, соответствующим энергетическим ресурсам, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 144 указанных Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае, если с согласия управляющей компании, собственников жилых помещений в многоквартирном доме коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее по тексту - Критерии), а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
В силу пунктов 2 и 3 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Пунктом 6 Критериев закреплено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
АО "ОРЭС-Тамбов" не представлены доказательства отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности вышеуказанных многоквартирных домов, а равно документальное подтверждение проведения обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627), равно как и не представлены доказательства согласования с собственниками многоквартирного жилого дома возможности установки общедомового прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, а не в границах балансовой принадлежности МКД.
Таким образом, прибор учета электроэнергии не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом на общедомовые нужды, поскольку установлен в ненадлежащем месте, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома и без надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки прибора в границах общедомового имущества МКД.
Указанная позиция также подтверждается Верховным Судом Российской Федерации в Определении Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 310-КГ17-17786 по делу N А62-8957/2015.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что иск в части действий АО "ОРЭС-Тамбов" по установке приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), для целей определения количества потребленной электрической энергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. ул. СОВЕТСКАЯ, 5/12, ул. СЕРГЕЕВ А-ЦЕНСКОГО, 1, ул. СОВЕТСКАЯ, 1/4, ул. СОВЕТСКАЯ, 64А, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 27, ул. ДЕРЖАВИНСКАЯ, ЗА, ул. МАРАТОВСКАЯ, 2, ул. СОВЕТСКАЯ, 116А, ул. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ, 50/106, ул. НОВИКОВА-ПРИБОЯ, 51/2, ПРОЕЗД НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО 6 ул. АСТРАХАНСКАЯ, 194, ул. НОВОСТРЕМЯННАЯ, ЗА, ул. ГАСТЕЛЛО, 22, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 4, ул. СОВЕТСКАЯ, 22, ул. ПИОНЕРСКАЯ, 22, ул. КАРЛА МАРКСА, 161А, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, 17, пр.2-й ПОЧТОВЫЙ, 7, 3-й ЭСКАДРОННЫЙ пр., 16, 1-й АВИАЦИОННЫЙ пр., 112, ул. ВЕСЕННЯЯ, 22, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73, ул. АВИАЦИОННАЯ, 137, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73А, ул. КИКВИДЗЕ, 75, ул.им.СЕРГЕЯ ЛАЗО, 20, ул. НОВО-СТРЕМЯННАЯ, 4, пер.ЗВЕЗДНЫЙ 13А, ул. ак. ОСТРОВИТЯНОВА, 20 незаконными, подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, разногласия между сторонами по объему поставленной электроэнергии возникли в связи с порядком определения объема электрической энергии.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку абонентом АО "ТОСК" является Управляющая компания (истец), граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом, оснований для определения количества отпущенного коммунального ресурса по показаниям приборов учета установленных вне помещений входящих в состав общего имущества, т.е. не на границе эксплуатационной ответственности и с учетом корректировки на величину потерь от трансформаторной подстанции до стены многоквартирного дома не имеется. Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС от 18.03.2013 N ВАС2272/13.
Представители АО "ОРЭС-Тамбов", АО "ТОСК" в судебном заседании подтвердили арифметическую правильность расчета истца, произведенного без учета прибора учета установленного не на границе балансовой принадле6жности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, а обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Исходя из ч.ч.1, 2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в дело доказательства, учитывая изложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 АПК РФ отнесены на ответчиков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приборы учета электрической энергии были установлены не на границы балансовой принадлежности, а в трансформаторных подстанциях, принадлежащих сетевой организации АО "ОРЭС-Тамбов" в связи с фактическим недопуском в жилые дома при их установке, а также неоднократных нарушений при демонтажах приборов учета на внешней границе МКД, не согласованных с сетевой организацией, о чем свидетельствует письма N 03-05-1640 от 16.08.2017, N 03-05-1928 от 20.09.2017, а также акта N 200/17; N 201/17; N 203/17; N 204/17; N 205/17 от 30.08.2017. При этом кабельные линии от КТП до вводного распределительного устройства не были переданы на баланс управляющей компании ООО "ЖК ТИС", а после выполнения расчета потерь в кабельных линиях, потери в данных кабельных линиях вычитались из показаний общедомового прибора учета, тем самым, кабельные линии от КТП до ВРУ жилых домов не учитывались в общем объеме потребления электрической энергии, отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм права без учета фактических обстоятельств дела.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее по тексту - Критерии), а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
В силу пунктов 2 и 3 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Пунктом 6 Критериев закреплено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
АО "ОРЭС-Тамбов" не представлены доказательства отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности вышеуказанных многоквартирных домов, а равно документальное подтверждение проведения обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627), равно как и не представлены доказательства согласования с собственниками многоквартирного жилого дома возможности установки общедомового прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, а не в границах балансовой принадлежности МКД (ст. 9,65 АПК РФ).
Таким образом, прибор учета электроэнергии не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом на общедомовые нужды, поскольку установлен в ненадлежащем месте, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома и без надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки прибора в границах общедомового имущества МКД.
Указанная позиция также подтверждается Верховным Судом Российской Федерации в Определении Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 310-КГ17-17786 по делу N А62-8957/2015.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что иск в части действий АО "ОРЭС-Тамбов" по установке приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), для целей определения количества потребленной электрической энергии собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. ул. СОВЕТСКАЯ, 5/12, ул. СЕРГЕЕВ А-ЦЕНСКОГО, 1, ул. СОВЕТСКАЯ, 1/4, ул. СОВЕТСКАЯ, 64А, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 27, ул. ДЕРЖАВИНСКАЯ, ЗА, ул. МАРАТОВСКАЯ, 2, ул. СОВЕТСКАЯ, 116А, ул. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ, 50/106, ул. НОВИКОВА-ПРИБОЯ, 51/2, ПРОЕЗД НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО 6 ул. АСТРАХАНСКАЯ, 194, ул. НОВОСТРЕМЯННАЯ, ЗА, ул. ГАСТЕЛЛО, 22, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, 4, ул. СОВЕТСКАЯ, 22, ул. ПИОНЕРСКАЯ, 22, ул. КАРЛА МАРКСА, 161А, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, 17, пр.2-й ПОЧТОВЫЙ, 7, 3-й ЭСКАДРОННЫЙ пр., 16, 1-й АВИАЦИОННЫЙ пр., 112, ул. ВЕСЕННЯЯ, 22, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73, ул. АВИАЦИОННАЯ, 137, ул. Т. ДЕРУНЕЦ, 73А, ул. КИКВИДЗЕ, 75, ул.им.СЕРГЕЯ ЛАЗО, 20, ул. НОВО-СТРЕМЯННАЯ, 4, пер.ЗВЕЗДНЫЙ 13А, ул. ак. ОСТРОВИТЯНОВА, 20 незаконными подлежит удовлетворению.
Фактический недопуск для установки прибора учёта, равно как и незаконный демонтаж ранее установленного прибора учета влекут иные правовые последствия, нежели указано ответчиком в апелляционной жалобе. Ответчик не лишен права на защиту прав и законных интересов, если полагает свои права нарушенными в результате действий истца и/или третьих лиц.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 по делу N А64-7514/2018 не имеется.
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы АО "ОРЭС-Тамбов" относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 по делу N А64-7514/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "ОРЭС-Тамбов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7514/2018
Истец: ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис"
Ответчик: АО "ОРЭС-Тамбов", АО "Тамбовская областная сбытовая компания" АО"ТОСК"