город Калуга |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А83-17201/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Нарусова М.М. Крыжской Л.А. Солодовой Л.В.
Маркиной М.П. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Министерство сельского хозяйства Республики Крым
от ответчика: государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский винодельческий завод"
общество с ограниченной ответственностью "Завод "Первомайский"
от третьих лиц: Совет Министров Республики Крым
Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю |
Кочетков О.А., представитель по доверенности N 140 от 26.12.2018, сроком до 31.12.2019 года;
Новикова Е.А., представитель по доверенности от 20.11.2018, сроком до 31.12.2019 года;
представитель не явился, извещены надлежаще;
Еланский М.М., представитель по доверенности N 1/01-57/816 от 12.02.2019, сроком на 3 года; представитель не явился, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А83-17201/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымский винодельческий завод", обществу с ограниченной ответственностью "Завод "Первомайский" о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018, заключенного между государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымский винодельческий завод" и обществом с ограниченной ответственностью "Завод Первомайский", применении последствий недействительности сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Завод Первомайский" возвратить государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымский винодельческий завод" имущество, переданное по договору от 27.07.2018, а государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский винодельческий завод" возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Завод Первомайский" стоимость имущества, переданного по договору в сумме 5 525 681,58 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 (судья Ильичев Н.Н.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 (судьи Котлярова Е.Л., Вахитов Р.С., Колупаева Ю.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство сельского хозяйства Республики Крым, не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании суда округа представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представитель ответчика возражала против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представитель третьего лица доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав стороны, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно пункта 2.3 Распоряжения ГУП РК "Крымский винодельческий завод" отнесено к ведению Министерства сельского хозяйства Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод" за ГУП РК "Крымский винодельческий завод" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, находящееся на балансах юридических лиц, согласно перечня.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.04.2018 N 444-р "О предоставлении согласия на отчуждение движимого имущества Республики Крым" дано согласие на отчуждение движимого имущества путем проведения аукциона, установлена начальная минимальная стоимость 6 139 646, 20 руб.
Указанным распоряжением N444 установлены требования к проведению аукциона, а именно внесение задатка в размере 20% от начальной минимальной стоимости имущества, который не подлежит возврату в случае отказа победителя аукциона от заключение договора купли-продажи имущества, и существенным условием договора купли-продажи является осуществление покупателем полной оплаты стоимости имущества в течение 10 рабочих дней, приведен перечень движимого имущества, подлежащего отчуждению из государственной собственности Республики Крым.
На сайте www.torgi.gov.ru 21.05.2018 опубликовано извещение о проведении торгов в форме аукциона открытого по составу участников по реализации движимого имущества - Лот N 1.
В информационном сообщении о проведении торгов установлены перечень государственного имущества выставленного на продажу, начальная цена продажи имущества - 6 139 646, 20 руб. Величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") составляет 5% начальной цены продажи 306 982, 31 руб., имеется указание на внесение задатка в размере 20% от начальной минимальной стоимости имущества.
Согласно протокола N 1 от 18.06.2018 в связи с тем, что подана одна заявка участника, аукцион признан несостоявшимся.
В последующем, на сайте www.torgi.gov.ru 20.06.2018 опубликовано извещение о проведении продажи имущества посредством публичного предложения по реализации движимого имущества - Лот N 1.
В информационном сообщении закреплен перечень государственного имущества, который выставляется на продажу.
Согласно информационного сообщения продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения, поскольку аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Цена первоначального предложения составляет 6 139 646, 20 руб., при этом величина снижения цены первоначального предложения ("шаг понижения") устанавливается в размере 613 964, 62 руб. и не изменяется в течение всей процедуры продажи. Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения) - 3 069 823, 10 руб. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 20% первоначальной цены продажи имущества, что составляет 1 227 929, 24 руб. Результаты торгов отражены в протоколе об итогах продажи имущества посредством публичного предложения N 2 от 23.07.2018.
Участвовали два участника ООО "Завод Первомайский" и общество с ограниченной ответственностью "Совхоз Родина". После оглашения цены первоначального предложения/цены предложения вторым участником продажи имущества - ООО "Совхоз "Родина" - не была предложена цена: ни "шаг понижения", ни "шаг аукциона" (повышения). Победителем признан ООО "Завод Первомайский", было выдвинуто им предложение цены на шаге понижения - 5 525 681, 58 руб.
На основании проведенных торгов между ГУП РК "Крымский винодельческий завод" и ООО "Завод Первомайский" был заключен договор купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018, в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего Договора имущество, указанное в приложении N 1 к настоящему Договору.
Согласно пункта 1.2 Договора, имущество принадлежит продавцу на праве хозяйственного ведения на основании следующих документов: распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод".
В соответствии с пунктом 2.1 Договора, стоимость имущества по настоящему Договору составляет 5 525 681, 58 руб. (с учетом НДС).
Между ГУП РК "Крымский винодельческий завод" и ООО "Завод "Первомайский" подписан акт приема - передачи от 07.08.2018.
Министерство, полагая, что сделка купли продажи государственного имущества совершена в нарушение изданного распоряжения по более низкой цене, обратилось в суд с настоящим иском.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что при продаже определенного движимого имущества по договору купли-продажи, требования содержащиеся в пункте 2 статьи 295 ГК РФ не нарушены, поскольку имеется согласие собственника на распоряжение спорного имущества, а Министерство, предъявляя требования о недействительности договора и применении последствий недействительной сделки преследовало цель получения денежных средств в большем размере, чем они получены в результате заключения оспариваемого договора, в связи с чем, доказательств ущемления прав и законных интересов заявителя не имеется.
Кассационная коллегия считает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций неправомерными, сделанным без надлежащей оценки доводов истца, а также исследования нормативно-правовой базы и обстоятельств дела при вынесении судебных актов по спорным правоотношениям, ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.04.2018 N 444-р "О предоставлении согласия на отчуждение движимого имущества Республики Крым" дано согласие на отчуждение движимого имущества Республики Крым, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымский винодельческий завод" согласно приложению путем проведения аукциона, где установлена начальная минимальная стоимость в размере 6 139 646, 20 руб.
Между тем, на основании протокола N 2 от 23.07.2018 между ГУП РК "Крымский винодельческий завод" и ООО "Завод Первомайский" заключен договор купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018, согласно которому, произведено отчуждение имущества, указанного в распоряжении, общей стоимостью 5 525 681, 58 руб., что отражено в пункте 2.1 настоящего договора.
Согласно положениям статьи 295 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Пунктом 1.1 Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением СМ РК от 11.11.2014 N 438, установлена процедура отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым (далее - Порядок).
Согласно пункта 5.12 Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением СМ РК от 11.11.2014 N 438, в случае если торги по продаже имущества были признаны несостоявшимися, за исключением случая признания аукциона несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, государственное предприятие или государственное учреждение вправе обратиться к исполнительному органу государственной власти Республики Крым с предложением о проведении повторных торгов со снижением начальной цены отчуждаемого имущества, но не более чем на 20 процентов от первоначально установленной стоимости, с предложением об отчуждении имущества посредством публичного предложения.
Таким образом, суды верно указали, что аукцион признан несостоявшимся.
Между тем, как следует из разъяснений абз.2 пункта 5.12 вышеуказанного Порядка решение об изменении способа и условий продажи отчуждаемого имущества принимается Советом министров Республики Крым.
В случае если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, а также с лицом, признанным единственным участником конкурса, организатор конкурса обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса.
В случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
С учетом изложенного, во взаимосвязи абз.2 пункта 5.12 Порядка и статьи 295 ГК РФ можно сделать вывод о том, что реализация спорного имущества возможна лишь на основании решения собственника - Совета Министров Республики Крым.
Таким образом, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда от 20.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А83-17201/2018 не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, для правильного разрешения спора, суду следует учесть вышеизложенные обстоятельства, дать оценку действиям сторон с учетом положений пункта 5.12 Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым в их взаимосвязи с нормами статьи 295 Гражданского кодекса РФ на момент спорных отношений.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1-2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А83-17201/2018 - отменить, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
С учетом изложенного, во взаимосвязи абз.2 пункта 5.12 Порядка и статьи 295 ГК РФ можно сделать вывод о том, что реализация спорного имущества возможна лишь на основании решения собственника - Совета Министров Республики Крым.
Таким образом, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда от 20.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А83-17201/2018 не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, для правильного разрешения спора, суду следует учесть вышеизложенные обстоятельства, дать оценку действиям сторон с учетом положений пункта 5.12 Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым в их взаимосвязи с нормами статьи 295 Гражданского кодекса РФ на момент спорных отношений."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 сентября 2019 г. N Ф10-4019/19 по делу N А83-17201/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1598/19
01.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17201/18
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4019/19
12.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17201/18
31.05.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1598/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17201/18