18 мая 2021 г. |
Дело N А83-17201/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Вахитова Р.С., судей Котляровой Е.Л., Зарубина А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гутор К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.02.2021 по делу N А83-17201/2018 (судья Ильичев Н.Н.)
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Крым
к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымский винодельческий завод", к обществу с ограниченной ответственностью "Завод Первомайский",
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Совета министров Республики Крым, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю,
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Будкиной Виктории Николаевны, доверенность N 67 от 16.10.2020;
иные лица не явились,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымский винодельческий завод" (далее - ГУП РК "КВЗ"), Обществу с ограниченной ответственностью "Завод "Первомайский" (далее- ООО "Завод "Первомайский"), в котором просит суд признать недействительным договор купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018, заключенный между ГУП РК "КВЗ" и ООО "Завод Первомайский"; применить последствия недействительности сделки, обязав ООО "Завод Первомайский" возвратить ГУП РК "КВЗ" имущество, переданное по договору от 27.07.2018, а ГУП РК "КВЗ" возвратить ООО "Завод Первомайский" стоимость имущества, переданного по договору от 27.07.2018 в сумме 5 525 681,58 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
В ходе нового рассмотрения дела судом первой инстанции 07.12.2020 от Министерства сельского хозяйства Республики Крым поступило заявление об отказе от исковых требований в части применения последствий недействительной сделки и возложении обязанности на стороны вернуть полученное по недействительной сделке.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.02.2021 был принят отказ истца от иска в части требований о применении последствии недействительности сделки и прекращено производство по делу в данной части. В удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал, что договор купли-продажи государственного имущества заключен в отсутствие согласия на его заключение и согласился с позицией ответчиков о том, что получение повторного согласия на отчуждение имущества, несмотря на то, что торги были признаны несостоявшимися, не требовалось. Кроме того указал, что сделка не может быть признана недействительной на основании п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, поскольку получение согласия на ее свершение требовалось в силу предписания нормативного правового акта, не являющегося законом. Также суд указал, что сделка полностью исполнена обеими сторонами и в силу частей 2, 5 статьи 166 ГК РФ заявления о ее недействительности не имеют правового значения.
Не согласившись с указанным решением в части отказа в удовлетворении исковых требований, истец обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. В качестве обоснования апелляционной жалобы указывает на следующее:
- во взаимосвязи абзаца 2 пункта 5.12 Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением СМ РК от 11.11.2014 N 438, и статьи 295 ГК РФ, в случае если торги признаны несостоявшимися реализация спорного имущества возможна лишь на основании нового решения собственника - Совета Министров Республики Крым;
- после того, как аукцион был признан несостоявшимся, движимое имущество Республики Крым было продано посредством публичного предложения обществу с ограниченной ответственностью "Завод Первомайский" за 5 525 681,58 руб. (протокол N 2 от 23.07.2018), что ниже цены реализации, на которую дано согласие собственника. При этом решение об изменении способа и условий продажи отчуждаемого имущества Советом министров Республики Крым не принималось. При этом пункт 5.12 Порядка в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона и продажи спорного имущества, предусматривал необходимость получения согласия собственника спорного имущества на его отчуждение по сниженной цене.
- оспариваемая сделка может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, поскольку необходимость получения согласия на совершение сделки государственным унитарным предприятием установлена п.2 ст. 295 ГК РФ, а вышеуказанным Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 установлен Порядок отчуждения имущества.
Определением от 01.04.2021 указанная апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 11.05.2021.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, за исключением представителя Министерства сельского хозяйства Республики Крым, не явились и явку полномочных представителей не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления копий определений о принятии апелляционной жалобы к производству посредством почтовой отправки, а также размещение текста указанного определения на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца (апеллянта) настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Поскольку истец обжалует решение только в части взыскания отказа в удовлетворении требований, не оспаривая его законность касательно прекращения производства по делу в части требований, а от ответчика не поступило возражений относительно проверки законности решения только в обжалуемой части, на основании части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 1 распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод" создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский винодельческий завод".
Согласно п. 2.3 распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод" Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский винодельческий завод" отнесено к ведению Министерства сельского хозяйства Республики Крым.
В соответствии с п. 3 распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод" за ГУП РК "Крымский винодельческий завод" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, находящееся на балансах юридических лиц, согласно перечню.
Согласно п. 4.4 распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод" Министерству сельского хозяйства Республики Крым в установленном порядке поручено обеспечить закрепление за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымский винодельческий завод" на праве хозяйственного ведения имущества, указанного в пункте 3 настоящего распоряжения.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 25.07.2017 N 527 "О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 23.04.2015 N 122" за Государственным унитарным предприятием "Крымский винодельческий завод" закреплено имущество, изложенное в Приложении N 2 к Приказу Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 23.04.2015 N 122 в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 25.07.2017 N 527.
В соответствии с п. 1.3 Устава Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 29.12.2014 N 155, в редакции Изменений, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 13.11.2018 N 859, собственником имущества Предприятия является Республика Крым. Функции и полномочия собственника имущества Предприятия осуществляет Совет министров Республики Крым и Министерство сельского хозяйства Республики Крым в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1.6 Устава Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод" Предприятие является юридическим лицом.
В соответствии с п. 3.10 Устава ГУП РК "КВЗ" Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Учредителя, Собственника имущества и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно положениям статьи 295 ГК РФ государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Указанное также закреплено в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.04.2018 N 444-р "О предоставлении согласия на отчуждение движимого имущества Республики Крым" Совет министров Республики Крым предоставил согласие на отчуждение путем проведения аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений, движимого имущества Республики Крым, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымский винодельческий завод", согласно приложению начальной минимальной стоимостью 6 139 646 (шесть миллионов сто тридцать девять тысяч шестьсот сорок шесть) 20 рублей (с учетом НДС).
На сайте www.torgi.gov.ru 21.05.2018 опубликовано извещение о проведении торгов в форме аукциона открытого по составу участников по реализации движимого имущества - Лот N 1.
В информационном сообщении о проведении торгов установлены перечень государственного имущества, выставленного на продажу, начальная цена продажи имущества - 6 139 646,20 руб. Величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") составляет 5% начальной цены продажи и равняется 306 982, 31 руб., имеется указание на внесение задатка в размере 20% от начальной минимальной стоимости имущества (т.1 л.д.115-117).
Согласно протоколу N 1 от 18.06.2018, в связи с тем, что подана одна заявка участника, аукцион признан несостоявшимся (т. 1 л.д. 69-70).
В последующем, на сайте www.torgi.gov.ru 20.06.2018 опубликовано извещение о проведении продажи имущества посредством публичного предложения по реализации движимого имущества - Лот N 1.
В информационном сообщении закреплен перечень государственного имущества, который выставляется на продажу (т.1 л.д. 118-121).
Согласно информационному сообщению продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения, поскольку аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Цена первоначального предложения составляет 6 139 646,20 руб., при этом величина снижения цены первоначального предложения ("шаг понижения") устанавливается в размере 613 964, 62 руб. и не изменяется в течение всей процедуры продажи. Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения) - 3 069 823, 10 руб.
27.07.2018 между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымский винодельческий завод" и Обществом с ограниченной ответственностью "Завод "Первомайский" заключен Договор купли-продажи государственного имущества б/н.
В соответствии с п. 1.1 Договора купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018 Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего Договора имущество, указанное в приложении N 1 к настоящему Договору.
Согласно п. 1.2 Договора купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018 имущество принадлежит Продавцу на праве хозяйственного ведения на основании следующих документов: распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1473-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод".
В соответствии с п. 2.1 Договора купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018 стоимость имущества по настоящему Договору составляет 5 525 681 (пять миллионов пятьсот двадцать пять тысяч шестьсот восемьдесят один) 58 рубль (с учетом НДС).
В соответствии с п. 3.3 Договора купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018 право собственности на имущество переходит к Покупателю с момента подписания Акта приема-передачи.
07.08.2018 между ГУП РК "КВЗ" и ООО "Завод "Первомайский" подписан Акт приема-передачи, в соответствии с п. 1 которого Продавец передал, а Покупатель принял в собственность имущество согласно Приложения N 1. Пунктом 3 Акта установлено, что Покупатель оплатил Продавцу стоимость имущества в полном размере в соответствии с условиями Договора купли-продажи.
Факт того, что отчужденное по Договору имущество было закреплено за ГУП РК "КВЗ" на праве хозяйственного ведения, как и факт полной оплаты Покупателем имущества лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Коллегия судей суда апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта о том, что после того, как аукцион был признан несостоявшимся, для заключения оспариваемого договора купли-продажи имущества, закрепленного за ГУП РК "КВЗ" на праве хозяйственного ведения, необходимо было вновь получать согласие Совета министров Республики Крым.
В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" порядок отчуждения имущества Республики Крым, закрепленного за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 (далее - Порядок).
Согласно пункту 5.12 Порядка в редакции от 09.10.2017, которая действовала на момент проведения аукциона и продажи посредством публичного предложения, а также на момент заключения оспариваемого договора, если торги по продаже имущества были признаны несостоявшимися, государственное предприятие или государственное учреждение вправе обратиться к исполнительному органу государственной власти Республики Крым с предложением о проведении повторных торгов со снижением начальной цены отчуждаемого имущества, но не более чем на 20 процентов от первоначально установленной стоимости, с предложением об отчуждении имущества посредством публичного предложения либо с предложением об отчуждении имущества Республики Крым конкретному покупателю.
Решение об изменении способа и условий продажи отчуждаемого имущества принимается Советом министров Республики Крым.
Учитывая дословное толкование названного пункта, суд первой инстанции верно констатировал, что на момент заключения оспариваемого договора Порядком было предусмотрено право, а не обязанность ГУП РК "КВЗ" обратиться к исполнительному органу государственной власти Республики Крым с предложением о проведении повторных торгов со снижением начальной цены отчуждаемого имущества.
Вместе с тем, по мнению коллегии судей суда апелляционной инстанции, действие Распоряжения СМ РК от 24.04.2018 N 444-р, которым ГУП РК "КВЗ" предоставлено согласие на отчуждение путем проведения аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений, движимого имущества Республики Крым, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "КВЗ" согласно приложению с начальной минимальной стоимостью в 6 139 646, 20 рублей (с учетом НДС), не исчерпало свое действие.
В свою очередь действующий в тот момент Порядок, не закреплял обязанность лица, за которым закреплено имущество на праве хозяйственного ведения, при отсутствии намерения изменять условия продажи отчуждаемого имущества повторно обращаться к исполнительному органу за получением нового согласия на отчуждение имущества в случае, если первоначально проведенный аукцион признан несостоявшимся.
Согласно информационному сообщению ГУП РК "КВЗ" о продаже государственного имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, как путем проведения аукциона, открытого по составу участников, так и путем публичного предложения, начальная цена продажи движимого имущества была определена в согласованной в Распоряжении СМ РК сумме - 6 139 646,20 рублей. Таким образом, торги по реализации имущества Республики Крым осуществлялись по согласованной ранее цене.
При этом обязанность о заключении договора на условиях и по цене, которые представлены на участие в конкурсе, но менее начальной (минимальной) цены лота, в случае подачи единственной заявки, введена в указанные Правила позднее возникновения спорных отношений и заключения оспариваемого договора от 27.08.2018, а именно введена Постановлением Совета Министров РК от 06.12.2018 N 607.
Более того, коллегия судей отмечает, что довод истца о причинении ущерба государству в виде недополучения им выручки от реализации имущества по цене, ниже установленной в Распоряжении Совета министров Республики Крым от 24.04.2018 N 444-р (реализация за 5 525 681,58 руб. против установленных в распоряжении 6 139 646, 20 руб.) является несостоятельным. Так в случае обращения ГУП РК "КВЗ" с предложением о проведении повторных торгов, в соответствии с пунктом 5.12 Порядка в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, снижение начальной цены отчуждаемого имущества предполагалось (являлось допустимым) до 20 % от первоначально установленной стоимости. Апеллянт не подтвердил никакими доказательствами, что у иных лиц имелось намерение приобрести движимое имущество по цене, превышающей цену, которая была оплачена ООО "Завод "Первомайский", либо по цене выше установленной в Распоряжении Совета министров Республики Крым от 24.04.2018 N 444-р. При этом по условиям оспариваемого договора цена реализованного имущества была снижена лишь на 10% от начальной стоимости, установленной в Распоряжении Совета министров Республики Крым от 24.04.2018 N 444-р.
В результате заключения Договора купли-продажи государственного имущества от 27.07.2018 в бюджет Республики Крым была перечислена стоимость реализованного имущества, которая была принята и зачислена в бюджет соответствующим органом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года по делу N А83-17201/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.С. Вахитов |
Судьи |
Е.Л. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17201/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД", ООО "ЗАВОД ПЕРВОМАЙСКИЙ"
Третье лицо: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УФАС по Республике Крым и г. Севастополь
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1598/19
01.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17201/18
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4019/19
12.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17201/18
31.05.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1598/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17201/18