г.Калуга |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А08-6837/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой В.И.Смирнова |
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Григорьевой Ю.В. - не явились, извещены надлежаще;
от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области - не явились, извещены надлежаще;
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода - не явились, извещены надлежаще;
от Горожанкиной Г.В. - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации города Белгорода - не явились, извещены надлежаще;
от Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области - не явились, извещены надлежаще;
от Управления потребительского рынка департамента экономики и финансов администрации г. Белгорода - не явились, извещены надлежаще;
от Межрегинального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Григорьевой Юлии Витальевны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А08-6837/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Григорьева Юлия Витальевна (далее - ИП Григорьева Ю.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области к Управлению архитектуры и градостроительства Белгородской области (далее - Управление архитектуры) с заявлением о признании незаконными решения об отказе в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области N 377 от 22.03.2018, ответа, изложенного в письме N 643 от 27.04.2018 о направлении информации, а также об обязании Управления архитектуры выдать свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта не капитального строительства на территории Белгородской области на модульный (не капитальный) объект, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Восточная, д. 63 А.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019, в удовлетворении заявленных ИП Григорьевой Ю.В. требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Григорьева Ю.В. обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Григорьевой Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Восточная, 63 А., кадастровый номер: 31:16:0124001:191, площадью 358 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и дальнейшей эксплуатации кемпинга и кафе. Номер государственной регистрации права: 31:16:0124001:191-31/001/2017-6 от 27.04.2017.
ИП Григорьева Ю.В. в целях размещения на вышеуказанном земельном участке нестационарного модульного объекта площадью 72,1 кв. м для осуществления в нем деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания, 24.05.2017 обратилась в администрацию г. Белгорода с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство данного объекта, согласования размещения планируемого объекта, а также согласования размещения рекламных конструкций на нем.
Письмом Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода за N 1156,1123963 от 22.06.2017 ИП Григорьевой Ю.В. было разъяснено, что согласно постановлению администрации города Белгорода от 09.08.2016 N 124 "О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Белгород" нестационарные торговые объекты размещаются на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Белгород". Для заключения такого договора необходимо обратиться в Управление потребительского рынка Департамента экономического развития администрации города Белгорода.
Письмами за N 408-Т от 31.07.2017 и за N 484-Т от 29.08.2017 Управление потребительского рынка Департамента экономического развития администрации города Белгорода на основании обращений ИП Григорьевой Ю.В. от 01.06.2017 и от 17.08.2017 разъяснено заявителю, что размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Белгород" регламентируется постановлением администрации города Белгорода от 09.08.2017 N 124 "О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Белгород", которое распространяется только на земли, находящиеся в муниципальной собственности. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником торгового объекта на основании пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 181-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и заключение договора на размещение такого объекта не предусмотрено.
ИП Григорьева Ю.В. 16.03.2018 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Белгородской области с заявлением о согласовании архитектурно-градостроительного облика модульного объекта и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика модульного объекта на территории Белгородской области (модульное кафе, торговый павильон), расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Восточная, д. 63 А.
Решением Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 22.03.2018 N 377 ИП Григорьевой Ю.В. отказано в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области по причине того, что при оценке заявления и материалов архитектурно-градостроительного облика были выявлены противоречия и несоответствия, являющиеся основанием для отказа в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области, а именно: земельный участок не имеет самостоятельных подъездов, что противоречит требованиям п. 6 ст. 11.6 Градостроительного кодекса РФ; площадь земельного участка недостаточна, дефицит территории 43%; количество стоянок для автомобилей недостаточно; размещение проектируемой стоянки на 3 м/мест противоречит п. 6.11.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты", согласно которым противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий до границ открытых площадок для хранения легковых автомобилей должны приниматься: - от зданий I, II, III степеней огнестойкости класса С0 - не менее 10 м. Расстояние по проекту - 1,2 м.
ИП Григорьева Ю.В. 16.04.2018 повторно обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Белгородской области с заявлением о согласовании архитектурно-градостроительного облика модульного объекта и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика модульного объекта на территории Белгородской области (модульное кафе, торговый павильон), расположенного по адресу: г, Белгород, ул. Восточная, д. 63 А.
Письмом от 27.04.2018 N 643 Управление архитектуры повторно отказало ИП Григорьевой Ю.В. в согласовании архитектурно-градостроительного облика вышеуказанного объекта со ссылкой на то, что ранее последней уже был дан ответ об отказе в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика указанного модульного объекта.
Не согласившись с решением Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области за N 377 от 22.03.2018 и ответом, изложенным в письме за N 643 от 27.04.2018, ИП Григорьева Ю.В. обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
На территории городского округа "Город Белгород" порядок размещения нестационарных модульных объектов установлен постановлением администрации города Белгорода от 09.08.2016 N 124 "О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Белгород".
Согласно пункту 1.1. указанного нормативного правового акта настоящий Порядок разработан в целях решения вопроса местного значения городского округа "Город Белгород" (далее - городской округ) по созданию условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа, за исключением размещения нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, порядок размещения и использования которых устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка, с учетом требований, определенных законодательством РФ.
Постановлением Правительства Белгородской области от 28.12.2017 N 513-пп утверждено Положение о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области.
Согласно указанному Положению согласование архитектурно-градостроительного облика осуществляется в отношении объектов капитального строительства на территории Белгородской области.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что согласование архитектурно-градостроительного облика нестационарных объектов, размещаемых на земельных участках, находящихся в частной собственности, действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах спора оспариваемое решение Управления архитектуры в части отказа ИП Григорьевой Ю.В. в выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика планируемого ею к строительству нестационарного объекта не противоречит вышеперечисленным нормам действующего законодательства.
Мотивы отказа в выдаче данного свидетельства, положенные Управлением архитектуры в обоснование оспариваемого решения, правового значения по делу не имеют, так как не влекут за собой нарушения прав и законных интересов ИП Григорьевой Ю.В..
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты с учетом установленных фактических обстоятельств дела и при правильном применении судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А08-6837/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2019 г. N Ф10-3798/19 по делу N А08-6837/2018