г. Калуга |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А83-6500/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Власова Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии представителей:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (г. Симферополь, проспект Кирова, д. 52, ИНН 9102048801, ОГРН 1149102099717): Потапова О.В. (доверенность от 16.05.2019);
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 мая 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2019 года по делу N А83-6500/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - ГУП РК "Черноморнефтегаз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (далее - управление, пенсионный фонд) от 07.02.2018 N 091S19180001875 в части применения штрафа в размере 4000 руб., со снижением суммы штрафа до 500 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2019 года, решение управления от 07.02.2018 N 091S19180001875 признано незаконным в части применения штрафа в размере 4000 руб., сумма штрафа снижена до 500 руб., а также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУП РК "Черноморнефтегаз" требований и возложить судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 3000 рублей на предприятие. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, полагает, что оспариваемое решение управления от 07.02.2018 N 091S19180001875 является законным и обоснованным, а снижение штрафных санкций не свидетельствует о принятии решения в пользу заявителя, ввиду чего судебные расходы подлежат отнесению на страхователя.
ГУП РК "Черноморнефтегаз" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУП РК "Черноморнефтегаз" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 30 сентября 2019 года рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено до 23 октября 2019 года.
Представитель ГУП РК "Черноморнефтегаз" поддержал ранее изложенную позицию, а также представил пояснения относительно уплаченной по настоящему делу государственной пошлины.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУП РК "Черноморнефтегаз" в соответствии с требованиями действующего законодательства направило сведения о 4698 застрахованных лицах по форме СЗВ-М в электронной форме, указав, что сведения составлены в отношении отчетного периода - октябрь 2016 г.
01.11.2017 предприятие в связи с поступлением от управления уведомления от 24.10.2017 об устранении несоответствий в представленных сведениях представило дополняющую форму сведений за октябрь 2016 года в отношении 8 застрахованных лиц.
Управлением проведена проверка в отношении ГУП РК "Черноморнефтегаз" по вопросам достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, результаты которой зафиксированы в акте от 22.12.2017 N 091S18170012562.
Управлением установлено, что предприятие нарушило сроки представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме СЗВ-М (дополняющая) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота за октябрь 2016 года в отношении 8 застрахованных лиц.
По результатам проверки управлением принято решение от 07.02.2018 N 091S19180001875 о привлечении ГУП РК "Черноморнефтегаз" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 4000 руб. Плательщику выставлено требование от 02.03.2018 N 091S01180004180 об уплате финансовых санкций в срок до 27.03.2018.
Не согласившись с решением от 07.02.2018 N 091S19180001875, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением, ссылаясь на чрезмерность штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования предприятия, пришли к выводу о необходимости снижения финансовых санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств, а именно: признание факта правонарушения и вины в его совершении; незначительный срок в просрочке предоставления уточненных индивидуальных сведений (один день); отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения; значительное количество работников у предприятия.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предоставляются ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно абзацу пять пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (в редакции, действующей с 19.02.2017), страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Наличие оснований для взыскания с предприятия финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, установлено судами, подтверждено материалами дела и спорным не является.
При рассмотрении настоящего дела с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости суды пришли к выводу о наличии оснований для уменьшения размера финансовых санкций до 500 рублей в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность ГУП РК "Черноморнефтегаз".
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерности снижения судами суммы финансовой санкции отклоняются судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Установление и признание судом таких обстоятельств как отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, характер совершенного заявителем правонарушения, признание факта правонарушения, осуществление заявителем общественной, социально значимой деятельности в качестве смягчающих и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П.
Суды принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие негативных последствий правонарушения, признание факта правонарушения и вины в его совершении, незначительный срок в просрочке предоставления уточненных индивидуальных сведений (один день), пришли к выводу о явной несоразмерности штрафа характеру совершенного правонарушения.
Суды двух инстанций при рассмотрении спора также учли правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно статье 71 АПК РФ, основаны на правильном применении норм права.
Оценка судами обстоятельств по делу и подтверждающих их доказательств, определение размера подлежащего взысканию штрафа с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, в силу статьи 286 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Довод управления о том, что взыскание с него в пользу предприятия судебных расходов по уплате государственной пошлины противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку освобождение органов Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием от освобождения их в порядке статьи 110 АПК РФ от уплаты судебных расходов по настоящему делу.
Взыскание судебных расходов по уплате государственной пошлины с пенсионного фонда также соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293, от 14.09.2017 N 301-КГ17-9465, от 22.01.2018 N 309-КГ17-20641, от 12.02.2018 N 304-КГ17-16452.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 мая 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2019 года по делу N А83-6500/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Наличие оснований для взыскания с предприятия финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, установлено судами, подтверждено материалами дела и спорным не является.
...
Установление и признание судом таких обстоятельств как отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, характер совершенного заявителем правонарушения, признание факта правонарушения, осуществление заявителем общественной, социально значимой деятельности в качестве смягчающих и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П.
...
Суды двух инстанций при рассмотрении спора также учли правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 октября 2019 г. N Ф10-4393/19 по делу N А83-6500/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4393/19
23.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2132/19
30.09.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2132/19
18.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2132/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6500/18