г. Калуга |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А84-4247/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019.
Постановление в полном объёме изготовлено 25.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова, |
судей |
И.В. Сорокиной, М.М. Нарусова, |
при участии в судебном заседании представителя Заместителя военного прокурора Черноморского флота Рыбкина А.Ю. по удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А84-4247/2018,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Черноморского флота обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России об истребовании из незаконного владения Региональной общественной организации "Русская община Севастополя" (далее - общественная организация) в пользу Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации части здания (служебное) N 83 по генеральному плану военного городка N 13 г. Севастополя площадью 167 кв.м, кадастровый номер 91:03:001007:159, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Минная, об истребовании из незаконного владения индивидуального предпринимателя Погодина Александра Михайловича (далее - ИП Погодин А.М.) в пользу Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Крымское ТУИО", учреждение) двух помещений общей площадью 39,6 кв.м, расположенных в здании (служебное) N 83 по генеральному плану военного городка N 13 г. Севастополя, кадастровый номер 91:03:001007:159, по адресу: г. Севастополь, ул. Минная.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.02.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчики обратились с апелляционной жалобой.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Севастополя.
Прокурор уточнил заявленные требования, просил истребовать из незаконного владения Правительства Севастополя, общественной организации и ИП Погодина А.М. в пользу Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации здание (служебное) N 83 по генеральному плану военного городка N 13 г. Севастополя площадью 167 кв.м, кадастровый номер 91:03:001007:159, расположенное по адресу:
г. Севастополь, ул. Минная.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.02.2019 отменено, исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Правительство Севастополя обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что спорное имущество является собственностью города Севастополя, к военной недвижимости никогда не относилось; Правительство Севастополя не принимало решение о передаче имущества в федеральную собственность. Также заявитель указывает, что истек срок исковой давности по данному спору.
В судебном заседании представитель Заместителя военного прокурора Черноморского флота с доводами кассационной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены судебного акта.
По мнению суда кассационной инстанции, удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 166, 182, 183, 195, 200, 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", разъяснениями, приведенными в пунктах 32, 34, 36 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), в пунктах 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление Пленума N 43), обоснованно исходил из следующего.
Как установлено судами, согласно распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195 РП, из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность безвозмездно передано недвижимое имущество, указанное в приложении к данному распоряжению.
В акте приема-передачи к распоряжению Правительства от 20.03.2015 N 195-РП, под номером 107, указано количество зданий и сооружений (29), входящих в состав военного городка N 13 г. Севастополя, по ул. Минная, 4, Минная 2, Минная 9, и ул. Минная стенка.
Здание (служебное) N 83 по генеральному плану военного городка N 13 г. Севастополя, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Минная, 04.08.2015 поставлено на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 91:03:001007:159.
В перечне недвижимого имущества военных городков, находящихся в пользовании у Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское ТУИО", являющимся приложением к выписке из Реестра собственности города Севастополя от 24.09.2015, в пункте 70, за реестровым номером П12067001102 указан объект - служебное, военного городка 13, в г. Севастополь, ул. Минная, номер по генеральному плану 83, кадастровый номер: 91:03:001007:159, площадью 167 кв.м, год постройки - 1955.
В уточняющем акте приема передачи недвижимого имущества военных городков, подписанном между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ФГКУ "Крымское ТУИО", пункте 70, под реестровым номером П12067001102, также указан объект - служебное, военного городка 13, в г. Севастополь, ул. Минная, номер по генеральному плану 83, кадастровый номер: 91:03:001007:159, площадью 167 кв.м, год постройки - 1955.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 92АВ N 012611 30.10.2015 на указанное здание зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а согласно выписке из Единого государственного реестр прав 29.08.2016 зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУИО".
Проведенными 07.08.2018, 06.09.2018, 22.10.2018 истцом осмотрами нежилых помещений, расположенных в здании по ГП N 83 установлено, что часть здания по ГП N 83 (служебное), а именно: два помещения общей площадью 39,6 кв.м. незаконно используются ИП Погодиным А.М., для размещения магазина, остальная часть здания по ГП N 83 используется общественной организацией как склад.
ИП Погодин А.М. подтвердил использование спорного имущества в отсутствие законных оснований, пояснив, что магазин размещается временно и в ближайшее время будет перемещен в другое здание. Договорные отношения между ИП Погодиным А.М. и общественной организацией отсутствуют.
Кроме того, проведенным 14.06.2019 осмотром спорного объекта установлено, что ответчики используют здание (служебное) по ГП N 83, расположенное и зарегистрированное по адресу: г. Севастополь, ул. Минная.
Между тем, судами установлено, что распоряжением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 135-РП недвижимое имущество - здание лит. "А" с тамбуром лит. "а" общей площадью 171,1 кв.м. по адресу: г. Севастополь, ул. Минная, 16 (кадастровый номер 91:03:001007:388), включено в реестр собственности города Севастополя и передано в безвозмездное пользование, на основании чего между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и общественной организацией подписан договор от 13.04.2017 N 17-17-БП безвозмездного пользования имуществом, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя.
В реестре прав на недвижимость, согласно ответа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 08.10.2018, отсутствуют сведения о государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером N 91:03:001007:388.
ФГКУ "Крымское ТУИО" направило в адрес ответчиков требования об освобождении занимаемого недвижимого имущества, неисполнение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд с указанным иском.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как следует из разъяснений, приведенных в пунктах 32, 36 постановления Пленума N 10/22, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. При этом, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Для удовлетворения виндикационного требования необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие у истца законного права на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками, утрату истцом фактического владения вещью, а также нахождение ее в чужом незаконном владении.
В случае недоказанности хотя бы одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежит.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов установлено, что с даты его подписания, то есть с 18.03.2014, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1); со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Статьей 12 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом (часть 1); нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя (часть 2); нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются (часть 3).
Согласно части 1 статьи 12.1 указанного Закона, введенной Федеральным конституционным законом от 21.07.2014 N 12-ФКЗ, особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могли устанавливаться нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 01.01.2017. Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ указанный срок продлен до 01.01.2019.
В развитие Закона N 6-ФКЗ Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014 принят Закон Республики Крым N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), которым, как следует из его преамбулы, были установлены особенности регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу названного Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что истребуемое имущество и имущество, переданное в оперативное управление ФГКУ "Крымское ТУИО" тождественно, исходя из следующего.
На основании приказа Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 02.10.2007 N 920 оформлено и выдано свидетельство о праве государственной собственности за государством в лице органа, уполномоченного управлять государственным имуществом - Министерства промышленной политики Украины на объект недвижимого имущества - здание с тамбуром, литера "А", "а", общей площадью 171,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Минная 16.
Распоряжением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 135-РП указанное имущество включено в реестр собственности города Севастополя и передано в безвозмездное пользование общественной организации по договору от 13.04.2017 N 17-17-БП.
При этом, согласно инвентаризационной ведомости формы 402 к приказу Министра обороны СССР 1979 N 260 и схемы военного городка N 13, здание (служебное) по ГП N 83 военного городка N 13, площадью 167 кв.м., расположено по адресу: г. Севастополь, ул. Минная, расположено на причале, функционально возможно его использование и эксплуатация в качестве служебного, расположено в непосредственной близи с иными зданиями военного городка N 13, которое и является спорным недвижимым имуществом по данному делу.
Во исполнение постановления Правительства Севастополя от 14.11.2014 N 483 "Об утверждении Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства" из собственности города федерального значения Севастополя безвозмездно передано в федеральную собственность недвижимое имущество, указанное в приложении к данному распоряжению, недвижимое имущество военного городка N 13, в частности здание (служебное) по ГП N 83, площадью 167 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Минная; имущество передано Министерству обороны Российской Федерации по акту приема-передачи.
Таким образом, спорное имущество и на момент вхождения города Севастополя в состав Российской Федерации в силу закона являлось государственной собственностью города Севастополя.
Федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, является Министерство обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р 05.03.2015 создано ФГКУ "Крымское ТУИО" являющееся территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
ФГКУ "Крымское ТУИО" осуществляет действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за ним, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом (пункт 19 Устава).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что спорное недвижимое имущество военного городка N 13 - здание (служебное) по ГП N 83, расположенное по адресу: Севастополь, ул. Минная, являлось собственностью города Севастополя, а затем безвозмездно передано в федеральную собственность.
Право собственности на нежилое здание (служебное) военного городка 13 по ГП N 83 по адресу: Севастополь, ул. Минная, правомерно зарегистрировано за Российской Федерацией, а право оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО", о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 29.08.2016.
Исходя из фактических обстоятельств дела, установив, что один и тот же объект недвижимого имущества был поставлен дважды на кадастровый учет, с присвоением разных кадастровых номеров, учитывая включение спорного имущества в реестр собственности города Севастополя после передачи военного имущества военного городка N 13 с указанием кадастрового номера по акту приема-передачи от 24.09.2015 в федеральную собственность из собственности города Севастополя, после передачи в оперативное управление истцу, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии полномочий у Правительства Севастополя распоряжаться федеральной собственностью и передавать по договору в безвозмездное пользование общественной организации.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что спорное имущество является собственностью города Севастополя и к военной недвижимости никогда не относилось, а также о том, что Правительство Севастополя не принимало решение о передаче имущества в федеральную собственность, является несостоятельным.
Довод кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности по данному спору подробно рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен исходя из положений статьи 200 ГК РФ, пунктов 3, 4 постановления Пленума N 43, правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 N 1227-О-О.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Доводы кассатора не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки судом апелляционной инстанции имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, в данном случае о наличии оснований для истребования имущества, достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств, установленных судами фактических обстоятельств и положенных в обоснование содержащихся в судебных актах выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной
инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки судом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А84-4247/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ципляков |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р 05.03.2015 создано ФГКУ "Крымское ТУИО" являющееся территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
...
Довод кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности по данному спору подробно рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен исходя из положений статьи 200 ГК РФ, пунктов 3, 4 постановления Пленума N 43, правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 N 1227-О-О."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 октября 2019 г. N Ф10-4653/19 по делу N А84-4247/2018