г. Калуга |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А83-16316/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Динамо-Ялта" (г. Ялта, ул. Партизанская, д. 3, офис 2, ИНН 9103013270, ОГРН 1149102110453): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации города Ялты Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Динамо-Ялта" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года по делу N А83-16316/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Динамо-Ялта" (далее - ООО "Динамо-Ялта", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - департамент) с заявлением о признании незаконным постановления администрации от 19.09.2018 N 1753-п об отказе в переоформлении права аренды земельного участка площадью 5018 кв. м, с кадастровым номером 90:25:060102:665, расположенного в г. Ялта Республики Крым, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, в районе разворотного моста (75), и обязании администрацию и департамент в течение двадцати дней с момента вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить в адрес ООО "Динамо-Ялта" проект договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Динамо-Ялта" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзывы на кассационную жалобу лицами, участвующими в деле, не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Департамент ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.10.2017 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду в порядке переоформления права земельного участка площадью 5018 кв. м, с кадастровым номером 90:25:060102:665, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, в районе разворотного кольца 75-й км, ранее предоставленного в аренду по договору от 19.02.2007.
Постановлением администрации от 19.09.2018 N 1753-п ООО "Динамо-Ялта" отказано в предоставлении в аренду названного земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (часть 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Заявитель оспорил в судебном порядке постановление от 19.09.2018 N 1753-п.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое постановление от 19.09.2018 N 1753-п соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - Федеральный закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу части 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 13 статьи 3 названного Закона (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (части 14 статьи 3).
Однако, вопреки доводам кассационной жалобы, указанные законоположения не исключают право уполномоченного органа осуществить правовую проверку представляемых заинтересованным лицом документов в обоснование своего права на заключение договора аренды в порядке переоформления возникшего до 21 марта 2014 г. права аренды по ранее заключенному и зарегистрированному договору.
Уполномоченный орган не должен ограничиваться формальным действием по заключению договора аренды, а, с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, должен установить действительные цели продолжения использования арендованного ранее земельного участка с учетом ограничений и особенностей места расположения земельного участка и его назначения в соотношении с правилами, предусмотренными земельным, водным и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, являются наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1).
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Судами установлено, что в соответствии с договором аренды от 19.02.2007 земельный участок площадью 0,5018 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, в районе разворотного кольца 75-й км, в зоне лесопарков (генеральный план курортного района Большая Ялта, утвержденный Постановлением СМ АР Крым N 136 от 15.06.1993), передан в аренду обществу для строительства и обслуживания туристической базы.
17.03.2016 названный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации с присвоением кадастрового N 90:25:060102:665, категория земель - земли населенных пунктов, при этом 3658 кв. м земельного участка находятся в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства "ВЛ-110кВ (220) Ялта-Симферополь".
Согласно заключению от 29.08.2018 N 01.1-15/5988/13 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым выявлено несоответствие места расположения земельного участка утвержденному решением Ялтинского городского совета от 27.11.2013 N 33 генеральному плану города Ялты, а именно земельный участок расположен в охранной зоне ЛЭП, зоне красных линий дороги, зонах, в которых очень высокая вероятность наличия археологических объектов; зоне регулирования застройки памятника, зоне усадебной застройки.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Ялты расположен в охранной зоне ЛЭП, зоне красных линий дороги, что по смыслу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ препятствует его предоставлению в аренду, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о наличии законных оснований у администрации для принятия оспариваемого ненормативного акта в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями закона, не нарушающих права и законные интересы заявителя.
Иное толкование заявителем положений закона и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года по делу N А83-16316/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Динамо-Ялта" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по квитанции от 25 сентября 2019 года N 315.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Ялты расположен в охранной зоне ЛЭП, зоне красных линий дороги, что по смыслу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ препятствует его предоставлению в аренду, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о наличии законных оснований у администрации для принятия оспариваемого ненормативного акта в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями закона, не нарушающих права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2019 г. N Ф10-5307/19 по делу N А83-16316/2018