город Калуга |
|
18 ноября 2019 г. |
Дело N А83-4469/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 18.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Л.В. Солодовой |
|
В.В. Циплякова |
при участии в заседании: |
|
от истца: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым ОГРН 1149102017426 ИНН 9102012080 |
Шельтик Е.В. - представитель по доверенности от 24.12.2018; |
от ответчика: Управление Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата
|
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А83-4469/2019,
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к управлению Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (далее - ответчик, управление) о взыскании 2,95 украинских гривен задолженности по арендной плате с учетом ее индексации за период с 22.11.2016 по 13.02.2019, 5,24 украинских гривен пени за несвоевременное внесение платежей в бюджет Республики Крым; о расторжении договора аренды недвижимого имущества, заключенного 13.11.2002, в отношении части здания площадью 1 231,08 кв. м, в том числе: навеса - 66,2 кв. м, навеса - 60,5 кв. м, имущества 1-го этажа - 409,28 кв. м, 2-го этажа - 497,9 кв. м, 3-го этажа - 197,2 кв. м, находящегося на балансе министерства и расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 17; о понуждении возвратить по акту приема-передачи министерству вышеуказанное недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.07.2019 (судья Шкуро В.Н.) исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 (судьи Тарасенко А.А., Евдокимов И.В., Остапова Е.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от представителя Управления Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более позднюю дату, в связи с нахождением представителя заявителя в служебной командировке.
Суд посовещавшись на месте отклонил заявленное ходатайство, поскольку в соответствии со ст. 158 АПК РФ, суд не усматривает оснований для отложения рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
13.11.2002 между Фондом имущества Автономной Республики Крым (арендодатель) и управлением (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества, принадлежащего автономной Республике Крым, согласно которому арендодатель во исполнение постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым "О передаче Крымскому Епархиальному управлению Украинской Православной церкви Киевского Патриархата части здания, расположенного на ул. Севастопольской, 17 в г. Симферополе" от 16.05.2001 N 1801-2/01, с изменениями, внесенными постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19.06.2002 N 126-3/02, приказа Фонда имущества Автономной Республики Крым N 615, от 30.07.2002 "О передаче части здания, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 17, определяемого как имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым, в аренду Крымскому Епархиальному управлению Украинской Православной церкви Киевского Патриархата" передает принадлежащее Автономной Республике Крым и находящееся на балансе Фонда имущества Автономной Республики Крым недвижимое имущество - часть здания площадью 1 217,48 кв. м, в том числе: нежилые помещения общей площадью: подвал - 66,5 кв. м, навес - 66,2 кв. м, навес - 60,5 кв. м, 1-го этажа - 329,18 кв. м, 2-го этажа 497,9 кв. м, 3-го этажа 197,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 17, а арендатор принимает его в срочное платное пользование по акту приема - передачи (Приложение N 1) для размещения Управления в интересах Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (далее - договор).
В соответствии с пунктом 3.1 договора арендная плата определяется на основании Методики расчета и порядка использования платы за аренду имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, утвержденной Верховной Радой Автономной Республики Крым. На основании пункта 4 постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым N 126-3/02 от 19.06.2002 арендная плата устанавливается в сумме 1 грн. в год. (Приложение 2). Налог на добавленную стоимость начисляется в соответствии с действующим законодательством.
За несвоевременное перечисление арендной платы начисляется пеня в размере 0,5% от суммы задолженности, за каждый день просрочки, включая день оплаты (пункт 3.5 договора).
Пунктом 8.1 договора предусмотрен срок его действия в течение 48 лет с 01.09.2002 по 01.09.2050.
По акту приема - передачи от 13.11.2002 арендодателем часть здания по ул. Севастопольской, д. 17, площадью 1 217,48 кв. м передана арендатору.
Сторонами вносились изменения в пункты 1.1 договора, в частности уточнялась общая площадь недвижимого имущества и его состав путем заключения дополнительных соглашений от 25.10.2003 и от 12.07.2004, которые сопровождались составлением актов приема-передачи/возврата имущества.
В соответствии с представленным истцом отчете об оценке имущества его общая площадь составляет 1 016,1 кв. м.
В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации, указанное имущество учтено как собственность Республики Крым.
Министерство обратилось к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Крым и министерству юстиции Республики Крым с запросами от 30.01.2019 N 01-11/752 и N 01-06/753 о предоставлении информации о приведении учредительных документов арендатора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В ответе от 11.02.2019 N 09-13/01987 УФНС России по Республике Крым сообщила, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 11.02.2019 управление не привела учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым в своем ответе указало, что в соответствии с данными автоматизированной информационной системы учета некоммерческих и религиозных организаций на территории Республики Крым Епархия не зарегистрирована.
В связи с указанными обстоятельствами министерство направило управлению письмо от 05.02.2019 N 01-11/934 с соглашением о досрочном расторжении договора аренды от 13.11.2002. Также в указанном письме министерство просило ответчика уведомить о дате проведения осмотра имущества сотрудниками министерства для возврата объекта аренды по акту приема - передачи.
Также истцом в адрес управления направлена претензия от 14.02.2019 N 01-11/1297 с требованием об оплате задолженности по арендной плате в размере 2,54 гривен и 5,24 гривен пени в тридцатидневный срок после получения претензии.
Указанное письмо и претензия получены управлением и оставлены без ответа, что и послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от 05.12.2014 N 308-ЭС14-1405).
Учитывая правила статей 4, 422 ГК РФ, к правоотношениям, возникшим после 18.03.2014, подлежат применению нормы российского законодательства. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 8.3 договора стороны согласовали, что изменение или расторжение договора может иметь место по согласию сторон.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть, досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2014) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Законом N 6-ФКЗ или настоящим пунктом.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта юридические лица, которые являются религиозными организациями, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.01.2016.
В абзаце первом пункта 1 Закона N 52-ФЗ юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации (пункт 9 статьи 19 Закона N 52-ФЗ).
Судом установлено, что ответчик, будучи религиозной организацией, учрежденной по законодательству Украины, не привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не внес сведения о себе в Единый государственный реестр юридических лиц и не приобрел статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица. В связи с чем, после 01.01.2016 правосубъектность управления является ограниченной, ответчик лишился права осуществлять предусмотренную Уставом управления деятельность по отправлению богослужений, обрядов, ходов, церемоний и т.д. на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение своих обязательств) и подлежит ликвидации.
Согласно пункта 5.1.1 договора ответчик обязался использовать арендованное имущество в соответствии с его назначением и Уставом управления, вместе с тем, после 01.01.2016 управление использует арендованное имущество в целях не связанных со своей уставной деятельностью, пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора и назначения имущества. В связи с чем, согласно общему правилу, закрепленному в статьи 619 ГК РФ арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Учитывая доказательства представленные в материалы дела, содержащееся в материалах дела предложение истца о досрочном расторжении договора в течение 20 дней с момента получения письма о подписании соглашения о расторжении договора с приложением соглашения о его расторжении, суд обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку, при расторжении договора обязательства по нему прекращаются, доказательств возврата арендатором спорного имущества отсутствуют, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости возврата арендодателю имущества в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А83-4469/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.