город Калуга |
|
7 ноября 2019 г. |
Дело N А83-6580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Власова Е.В., |
судей |
Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А., |
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 125, корп. Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Симферопольскому району (Республика Крым, г.Симферополь, ул. Павленко, д. 1 "а" ОГРН 1149102002686, ИНН 9102002300) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года по делу N А83-6580/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - Управление ПФ РФ в г. Симферополе, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Симферопольскому району (далее - ОМВД РФ по Симферопольскому району, отдел) финансовых санкций в сумме 1000 руб. за несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ в г. Симферополе просит отменить состоявшиеся решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая, что судами нарушены нормы материального права.
От Управления ПФ РФ в г. Симферополе в суд округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
ОМВД РФ по Симферопольскому району в отзыве на кассационную жалобу просит рассмотреть ее в отсутствие его представителей и оставить жалобу без удовлетворения.
В связи с неявкой в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменного отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, отделом в установленный законом срок представлены сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-М за декабрь 2017 года по типу "исходные".
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях, ОМВД РФ по Симферопольскому району 11.09.2018 направил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за декабрь 2017 года в отношении двух застрахованных лиц.
В результате проведенной в отношении отдела проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по представленным 11.09.2018 дополняющим сведениям (СЗВ-М), Управлением ПФ РФ в г. Симферополе установлено несвоевременное представление ОМВД РФ по Симферопольскому району сведений о двух застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 г., поскольку они не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
По результатам проверки составлен акт от 20.09.2018 N 091S18180016235 и принято решение от 31.10.2018 N 091S19180018779 о привлечении ОМВД РФ по Симферопольскому району к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб.
Требование Управления ПФ РФ в г. Симферополе об уплате финансовой санкции от 30.11.2018 N 091S01180025444 отделом добровольно в срок до 24.12.2018 не исполнено.
Управление ПФ РФ в г. Симферополе обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОМВД РФ по Симферопольскому району финансовой санкции, в удовлетворении которого судом отказано.
Суды, руководствуясь положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), обоснованно исходили из того, что основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ у фонда отсутствовали, поскольку отдел самостоятельно устранил неполноту (недостоверность) сведений, представив корректирующие сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" в соответствии с Инструкцией N 766н.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ).
Вместе с тем, суды обоснованно исходили из того, что отдел представил корректирующие (дополняющие) сведения, которые приняты Управлением ПФ РФ в г. Симферополе, что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ; проверка, по результатам которой установлено нарушение отделом требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Управлением ПФ РФ в г. Симферополе только после получения дополнительно представленных сведений.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать отдел возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Ссылки подателя кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года по делу N А83-6580/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать отдел возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2019 г. N Ф10-5066/19 по делу N А83-6580/2019