г.Калуга |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А14-14669/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 13.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. Платова Н.В. |
|
при участии в заседании
от истца: МКП "Воронежтеплосеть"
от ответчика: ООО "Созвездие"
от третьих лиц: ООО "УК Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" ОАО "УК Железнодорожного района" |
Иванова В.Е. (дов. от 07.05.2019 N 21);
Тыртычного А.А. (дов. от 23.04.2018); Калашникова Д.Ю. (дов. от 23.04.2018);
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" и Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А14-14669/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть", ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290, (далее - МКП "Воронежтеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Созвездие", ОГРН 1163668067200, ИНН 3661071310, (далее - ООО "Созвездие") о взыскании 2 527 692,19 руб. задолженности за поставленную по договору от 31.08.2017 N 3647 тепловую энергию и горячую воду в период с 01.04.2018 по 30.04.2018, а также 48 092,75 руб. пени за период с 16.05.2018 по 25.06.2018 с последующим начислением пени с 26.06.2018 по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Управляющая компания Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района", ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2019 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Созвездие" в пользу МКП "Воронежтеплосеть" взыскано 2 429 290,62 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию и горячую воду за период с 01.04.2018 по 30.04.2018 и 47 116,41 руб. пени за период с 16.05.2018 по 25.06.2018 с последующим начислением пени с 26.06.2018 по день фактической оплаты долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "Созвездие" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2019 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
МКП "Воронежтеплосеть также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика 60 470,96 руб. основного долга и 599,99 руб. пени за период с 16.05.2018 по 25.06.2018, удовлетворив заявленные требования о взыскании с ООО "Созвездие" 2 489 761,58 руб. задолженности за период с 01.04.2018 по 31.04.2018 и 47 716,40 руб. пени за период с 16.05.2018 по 25.06.2018, с дальнейшим начислением пени с 26.06.2018 по день фактической оплаты долга.
В судебном заседании кассационной инстанции представители МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Созвездие" поддержали доводы своих кассационных жалоб по изложенным в них мотивам.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
В судебном заседании представителем ООО "Созвездие" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела решений судов общей юрисдикции, которые были вынесены после принятия обжалуемых решения и постановления по настоящему делу.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что новые доказательства были получены заявителем после рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и не являлись предметом их исследования и оценки, судебная коллегия не находит оснований для принятия дополнительных доказательств к рассмотрению и приобщения их к материалам дела.
Данные документы в полном объеме возвращены заявителю в судебном заседании в соответствии со ст. 286 АПК РФ.
Заявителю разъяснено, что при наличии соответствующих оснований, ООО "Созвездие" вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением о пересмотре судебных актов в порядке главы 37 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Созвездие", выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.08.2017 между МКП "Воронежтеплосеть" (энергоснабжающая организация) и ООО "Созвездие" (абонент) заключен договор N 003647 на отпуск тепловой энергии и горячей воды, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воду абоненту через присоединенную сеть до точки поставки, расположенной на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме или общих сетей инженерно-технического обеспечения и централизованных сетей и инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с п. 1.2 договора границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) установлены в приложении N 2 к договору.
Оплата тепловой энергии (отопление) и горячей воды (горячее водоснабжение) производится абонентом ежемесячно, в порядке и в сроки, установленные договором (пункт 4.1).
Согласно п. 4.3 договора оплата фактически потребленной тепловой энергии (отопление) и горячей воды (горячее водоснабжение) производится абонентом в полном объеме, в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным: по домам, оборудованным ОДПУ тепловой энергии и горячей воды - за фактически потребленную тепловую энергию и горячую воду в соответствии с показаниями приборов учета за расчетный месяц; по домам, не оборудованным ОДПУ тепловой энергии и горячей воды, а также в случае выхода из строя, утраты раннее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечении срока его эксплуатации, а также в случае нарушения сроков предоставления информации для определения объемов поставки тепловой энергии и горячей воды - в объеме, рассчитанном в соответствии с п.п. 5.2-5.4 договора.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет истца (п. 4.9 договора).
В силу п. 5.1 договора объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с энергоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (пп. "а" п. 21 Правил N 124).
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной подп. "б" п. 21 Правил N 124 (п.5.2 договора).
Срок действия договора согласован сторонами в п. 8.1 - с 01.08.2017 по 31.12.2017 (с возможностью ежегодной пролонгации).
Факт поставки МКП "Воронежтеплосеть" в период с 01.04.2018 по 30.04.2018 тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Созвездие", установлен судом и подтвержден материалами дела.
Ссылаясь на то, что поставленный ресурс оплачен абонентом частично, что привело к образованию задолженности за спорный период в указанном размере, которая не погашена ответчиком в добровольном порядке, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22.10.2012, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В разделе VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Согласно п. 26 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
В силу п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования п. 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
МКП "Воронежтеплосеть" произвело расчет платы за горячую воду, поставленную в дома, находящиеся в управлении ООО "Созвездие", по двухкомпонентному тарифу на горячую воду, установленному Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 15.12.2017 N 54/12 (компонент на холодную воду), с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54.
При этом довод ООО "Созвездие" о том, что приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 54 не был официально опубликован и не включен в федеральный регистр, ввиду чего не подлежит применению, был предметом исследования арбитражного суда и получил надлежащую оценку.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч. 2 ст. 11 Устава Воронежской области, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006, законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Воронежской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.
Нормативные правовые акты Воронежской области должны быть официально опубликованы в порядке, установленном законом Воронежской области (ч. 7 ст. 15 Устава).
Согласно ст. 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Судом установлено, что опубликование спорного приказа произведено на портале органов власти Воронежской области (www.govvrn.ru), а не в предусмотренном разделе "официальное опубликование нормативных правовых актов", что свидетельствует о несоблюдении порядка официального опубликования и, следовательно, не влечет юридических последствий.
Кроме того, размещение текста приказа N 54 на портале органов власти Воронежской области (www.govvrn.ru) не позволило достигнуть цели опубликования, а именно доведение до неограниченного круга лиц информации о принятии и вступлении в силу нормативного акта, подлежащего применению.
Таким образом, несоблюдение установленного порядка по официальному опубликованию нормативного правового акта свидетельствует об отсутствии обязанности применения приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54 при расчете платы за горячую воду.
Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 утверждены дополнительные меры по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации.
В целях реализации конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ - федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ, ведение которого возложено на Министерство юстиции РФ.
Федеральный регистр призван обеспечить контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями и гражданами (п. 2 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 904).
В соответствии с п. 4 Положения о порядке ведения федерального регистра внесение сведений в федеральный регистр осуществляют территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно письмам Управления Минюста России по Воронежской области от 16.02.2018 N 36/02-936, от 27.11.2018 N 36/02-8340 приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" официально не был опубликован и, следовательно, не подлежит включению в федеральный регистр нормативных правовых актов Воронежской области.
Вместе с тем, отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды не должно приводить к нарушению прав ответчика, отвечающего перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением конкретного показателя количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб.м. горячей воды.
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 N 301-ЭС18-326, от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что определение размера задолженности за горячую воду необходимо производит с применением величины 0,0607 Гкал/куб.м., рассчитанной регулирующим органом в качестве показателя расхода тепловой энергии, необходимой для производства 1 куб.м. горячей воды (в соответствии с протоколом Управления по регулированию тарифов Воронежской области от 15.12.2017 "О внесении изменений в решение Правления Управления по регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2015 N 62/28 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для МКП "Воронежтеплосеть" (из тепловой сети систем централизованного горячего водоснабжения котельных, за исключением расположенных по адресам: ул. Ломоносова, 116; ул. 40 лет Октября, 1; ул. Кривошеина, 13; ул. Курчатова, 24Б; ул. Полякова, 13А), осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2016-2018 годов").
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания с ответчика 2 429 290,62 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию и горячую воду за период с 01.04.2018 по 30.04.2018, отказав в удовлетворении иска в части взыскания с ответчика 60 470,96 руб. долга в связи с неправомерным применением МКП "Воронежтеплосеть" при расчетах положений приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54.
Ссылка МКП "Воронежтеплосеть" на применение норматива потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, установленного приказом N 54, при разрешении дел NN А14-19174/2017, А14-4121/2018 верно не принята судом во внимание, поскольку из содержания судебных актов по этим делам следует, что в ходе рассмотрения указанных споров вопрос об отсутствии официального опубликования приказа N 54 сторонами не поднимался и судами не исследовался.
Утверждение ООО "Созвездие" о некачественной поставке коммунального ресурса по горячему водоснабжению было предметом проверки суда.
Согласно пп. "в" п. 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Судом установлено, что многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Созвездие", оборудованы общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения с вычислителем количества теплоты, установленными на границе сетей, входящих в состав общедомового имущества, допущенными в эксплуатацию МКП "Воронежтеплосеть".
В деле имеются сведения о почасовых параметрах поставки горячей воды в спорный период (архивные данные с общедомовых приборов учета за период с 01.04.2018 по 30.04.2018), а также расчет часовых и массовых отклонений параметров и режимов подачи горячей воды на основании этих данных, достоверность которых МКП "Воронежтеплосеть" не опровергнута.
Поскольку уменьшение размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества производится за каждый час оказания услуги ненадлежащего качества, данные, содержащие сведения о почасовой температуре подачи горячей воды свидетельствуют о несоответствии подаваемой потребителям горячей воды, установленным требованиям к ее температуре.
Факт поставки в многоквартирные дома горячей воды, не соответствующей установленным требованиям к ее температуре, зафиксирован приборами учета, допущенными энергоснабжающей организацией в эксплуатацию, и ею не оспорен.
Разногласия сторон связаны исключительно с применением методики определения стоимости горячей воды с учетом снижения платы за нее, в связи с ненадлежащим качеством.
Подпунктом "д" п. 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) предусмотрено, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354.
В соответствии с п. 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно п. 5 приложения N 1 Правил N 354 исполнитель обязан обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.2496-09. Отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время (0.00 час. до 5.00 час.), не более чем на 3 градуса в дневное время (с 5.00 час. до 00.00 час.).
При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил N 354. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394 указано, что допускается применение п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354 к случаям, связанным с изменением размера платы за коммунальную услугу при ненадлежащем качестве этой услуги. При этом полный отказ от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима не допускается.
Расчет снижения платы за горячую воду в связи с ненадлежащим качеством поставленного коммунального ресурса за период с 01.04.2018 по 30.04.2018, выполненный МКП "Воронежтеплосеть" в соответствии с п. 101 Правил N 354 и приложением N 1 к Правилам N 354, исходя из архивных данных общедомовых приборов учета, допущенных к эксплуатации МКП "Воронежтеплосеть" и установленных на границе эксплуатационной ответственности сторон, проверен судом и признан верным.
Оспаривая расчет платы за отопление, ответчик также ссылался на поставку истцом в спорный период тепловой энергии ненадлежащего качества, представив архивные данные с общедомовых приборов учета (отчеты о суточных параметрах теплопотребления).
Приложением N 1 к Правилам N 354 предусмотрены требования к качеству коммунальной услуги по отоплению (температура внутри жилого помещения и давление во внутридомовой системе отопления), а также допустимые отступления от этих требований, касающиеся продолжительности перерыва предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества (п.п. 15 и 16 Приложения N 1 к Правилам N 354).
В силу п. 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях должно составлять не ниже +18°C (в угловых комнатах + 20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) в жилых помещениях не ниже + 20°C (в угловых комнатах + 22°C).
В соответствии с п. 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами. При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от 00.00 час. до 05.00 час. допускается снижать на 2-3 °C.
Допустимые отклонения показателей характеристик жилищно-коммунальных услуг также установлены ГОСТом Р51617-2000 "Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст.
Учитывая критерии к качеству коммунальной услуги для конечного потребителя, суд установил, что нарушением требований к качеству ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации будет являться невозможность исполнителя, используя поставленный коммунальный ресурс, обеспечить коммунальную услугу надлежащего качества, то есть температура внутри помещений спорных домов должна соответствовать параметрам, установленным п. 15 Приложения N 1 к Правилам N 354.
При этом действующее законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе балансовой ответственности сторон.
Пунктом 108 Правил N 354 установлена обязанность управляющей организации при получении жалобы от потребителя на качество соответствующей коммунальной услуги уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако доказательства, свидетельствующие о составлении поквартирных актов с фиксацией температуры внутри помещения многоквартирного жилого дома, наряду с доказательствами обращения ответчика к энергоснабжающей организации для составления актов комиссионного обследования и проверки качества поставляемой услуги при обнаружении поставки энергетического ресурса ненадлежащего качества, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены.
Доказательства фактического нарушения истцом требований к качеству теплоносителя: жалобы потребителей, уведомления истца о проведении проверок по фактам таких жалоб, акты, фиксирующие некачественную поставку, доказательства перерасчета управляющей организацией собственникам помещений или нанимателям платы в связи с некачественной поставкой коммунальной услуги по отоплению, наряду с доказательствами возврата денежных средств потребителям данных услуг, ответчиком также не представлены.
Довод ответчика о том, что в спорный период ООО "Созвездие" не осуществляло управление многоквартирными жилыми домами N 13, N 19 по ул. Зои Космодемьянской, N 27 по ул. Переверткина, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и обоснованно отклонен.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 19 по ул. Зои Космодемьянской принято решение о создании товарищества собственников недвижимости "ТСЖ "Зои Космодемьянской, 19", об отказе от услуг и расторжении договора на управление многоквартирным домом с ООО "Управляющая компания Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района", а также о выборе новой управляющей компании ООО УК "Коммунальщик" и заключении с ним договора управления (протокол N 1 от 16.10.2015).
В сентябре 2016 года создано ТСН "ТСЖ Зои Космодемьянской, 13" (протокол общего собрания N 1 от 06.09.2016), которое впоследствии также заключило договор управления с ООО УК "Коммунальщик".
В июле 2017 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 27 по ул. Переверткина создано товарищество собственником недвижимости "ТСЖ "Флора".
26.06.2017 ТСН "ТСЖ Зои Космодемьянской, 13" и ТСН "ТСЖ "Зои Космодемьянской, 19" расторгнуты договоры управления с ООО УК "Коммунальщик" и заключены договоры управления с ООО "Созвездие".
20.07.2017 товариществом собственником недвижимости "ТСЖ "Флора" заключен договор управления многоквартирным домом N 27 по ул. Переверткина с ООО "Созвездие".
Дополнительным соглашением от 29.01.2018, от 13.02.2018 к договору N 003647 на отпуск тепловой энергии и горячей воды стороны включили в договор в качестве точек поставки многоквартирные дома N 13, N 19 по ул. Зои Космодемьянской, N 27 по ул. Переверткина (на основании договоров управления, заключенных с ООО "Созвездие").
Заявления ООО "Созвездие" о внесении в реестр лицензий области сведений об управлении многоквартирными домами N 13, N 19 по ул. Зои Космодемьянской и N 27 по ул. Переверткина поступили в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области 21.09.2018.
Учитывая, что к заявлениям не были приложены копии уставов ТСН "ТСЖ Зои Космодемьянской, 13" и ТСН "ТСЖ "Зои Космодемьянской, 19", копии решений (бюллетеней) собственников, принявших участие в собраниях, заявления о прекращении управления домами ООО "Управляющая компания Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района", Государственной жилищной инспекцией Воронежской области приняты решения о приостановлении рассмотрения заявлений ООО "Созвездие" до 12.11.2018 и до 13.11.2018.
12.11.2018 Государственной жилищной инспекцией Воронежской области приняты решения о внесении в реестр лицензий области сведений о прекращении управления ООО "Управляющая компания Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" многоквартирными домами N 13, N 19 по ул. Зои Космодемьянской; о внесении в реестр лицензий сведений об управлении ООО "Созвездие" многоквартирными домами N 13 и N 19 по ул. Зои Космодемьянской в г. Воронеже; о внесении в реестр лицензий сведений о прекращении управления ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" многоквартирным домом N 27 по ул. Переверткина и о внесении в реестр лицензий сведений об управлении ООО "Созвездие" многоквартирным домом N 27 по ул. Переверткина в г. Воронеже.
Исходя из системного анализа положения ч. 5 ст. 46, ч. 7 ст. 155, ст. 161, 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, суд указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности передачи функций управляющей компании к другому лицу иначе, чем путем расторжения договора управления многоквартирным домом и заключения нового договора на основании решения общего собрания собственников.
Установив, что в рамках полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ООО "Созвездие" приняло на себя обязанности по управлению многоквартирными жилыми домами N 13, N 19 по ул. Зои Космодемьянской и N 27 по ул. Переверткина в соответствии с договорами от 26.06.2017, от 20.07.2017 и во исполнение решений общих собраний собственников помещений данных домов, принятых путем свободного волеизъявления, суд пришел к выводу, что в спорный период ООО "Созвездие" осуществляло управление данными домами, являлось надлежащей управляющей компанией, обладая полномочиями, делегированными собственниками, на сбор денежных средств за оказанные жилищные и коммунальные услуги.
Факт выставления ООО "Созвездие" платежных документов жителям спорных многоквартирных домов и сбора денежных средств подтверждается письмом ООО ЕРКЦ "Домостроитель" от 21.03.2019 и заявителем документально не опровергнут.
Установив факт несвоевременной оплаты ответчиком задолженности за фактически полученный ресурс, руководствуясь ст.ст. 329, 330, п. 1 ст. 332 ГК РФ, п. 65 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд правомерно привлек ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", с дальнейшим начислением неустойки с 26.06.2018 по день фактической оплаты основного долга.
Расчет неустойки был проверен судом и признан соответствующим требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Исходя из произведенного судом перерасчета стоимости тепловой энергии и горячей воды за спорный период в связи с признанием истцом объема некачественной поставки горячей воды, сумма неустойки за период с 16.05.2018 по 25.06.2018 составила 47 116, 41 руб.
Данный расчет ответчиком по существу не оспорен и документально не опровергнут. Контррасчет взыскиваемой суммы санкции также не представлен.
При рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции ответчик соответствующего ходатайства об уменьшении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ не заявлял.
Доводы кассационных жалоб являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых решении и постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных актов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А14-14669/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в рамках полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ООО "Созвездие" приняло на себя обязанности по управлению многоквартирными жилыми домами N 13, N 19 по ул. Зои Космодемьянской и N 27 по ул. Переверткина в соответствии с договорами от 26.06.2017, от 20.07.2017 и во исполнение решений общих собраний собственников помещений данных домов, принятых путем свободного волеизъявления, суд пришел к выводу, что в спорный период ООО "Созвездие" осуществляло управление данными домами, являлось надлежащей управляющей компанией, обладая полномочиями, делегированными собственниками, на сбор денежных средств за оказанные жилищные и коммунальные услуги.
...
Установив факт несвоевременной оплаты ответчиком задолженности за фактически полученный ресурс, руководствуясь ст.ст. 329, 330, п. 1 ст. 332 ГК РФ, п. 65 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд правомерно привлек ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", с дальнейшим начислением неустойки с 26.06.2018 по день фактической оплаты основного долга.
...
При рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции ответчик соответствующего ходатайства об уменьшении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ не заявлял."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2019 г. N Ф10-4802/19 по делу N А14-14669/2018