г. Калуга |
|
19 ноября 2019 г. |
Дело N А62-8427/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Якимова А.А. Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "АЭСП" (ОГРН 1176733008220, Смоленская область, г. Десногорск, микрорайон 6, дом 6) |
Борисова А.А. - представителя (доверен. от 10.09.2018 г.) Агеевой Л.А. - представителя (доверен. от 10.09.2019 г.) |
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Смоленской области (Смоленская область, Рославльский район, г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 93) |
Рубана В.В. - представителя (доверен. от 25.10.2019 г. N 03-02/20268) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.02.2019 г. (судья Ерохин А.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 г. (судьи Мордасов Е.В., Большаков Д.В., Стаханова В.Н.) по делу NА62-8427/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атомэнергостройпроект" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области от 18.06.2018 г. N 9 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 10813821 руб., пени по состоянию на 18.06.2018 г. в сумме 3548318 руб. 04 коп., доначисления налога на имущество организаций в сумме 572487 руб., пени по состоянию на 18.06.2018 г. в сумме 230894 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.02.2019 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Атомэнергостройпроект" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г., по результатам которой составлен акт от 04.05.2018 г. N 9 и принято решение от 18.06.2018 г. N 9 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 10813821 руб. и пени в сумме 3548318 руб. 04 коп., налога на имущество организаций в сумме 572487 руб. и пени в сумме 230894 руб. 16 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 5098 руб. 35 коп.
Основанием для доначисления налога на прибыль и налога на имущество послужили выводы инспекции о неправомерном применении ЗАО "Атомэнергостройпроект" в 2014 и 2015 годах упрощенной системы налогообложения по причине ненаправления обществом уведомления в налоговый орган в соответствии с п 1. ст. 346.13 НК РФ.
Решением УФНС России по Смоленской области от 03.09.2018 г. N 128 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись частично с решением инспекции, ООО "Атомэнергостройпроект" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Статьей 346.12 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Статьей 346.13 НК РФ установлены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
Согласно п.1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса, не вправе применять этот специальный налоговый режим.
Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса).
Как установлено судами, ООО "Атомэнергостройпроект" создано 28.04.2017 г. путем реорганизации в форме преобразования и является правопреемником ЗАО "Атомэнергостройпроект", в том числе, в части исполнения обязанностей по уплате налогов на основании п.9 ст.50 НК РФ.
ЗАО "АЭСП" с 01.01.2003 г. применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
По результатам проведенной выездной проверки ЗАО "АЭСП" за периоды 2012 г. - 2013 г. инспекция пришла к выводу об утрате обществом права на применение упрощенной системы налогообложения с начала 3 квартала 2012 года, о чем отражено в акте от 20.07.2015 г. и в решении от 26.08.2015 г. N 15, принятым по результатам выездной проверки.
После вручения акта выездной проверки от 20.07.2015 г. ЗАО "АЭСП", до получения которого налогоплательщик не знал об утрате права на применение УСН, общество представило в инспекцию уведомление о применении УСН с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2016 г.
При этом налоговый орган в спорный период 2014 г.-2015 г., то есть и в период проведения выездной проверки, принимал от общества декларации по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения, учитывал без замечаний уплату обществом платежей по этому налогу за 2014 и 2015 годы, удовлетворил заявление о зачете в счет уплаты налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, за 2014 год, запрашивал у общества пояснения в отношении размера доходов за 2015 г., не требовал представлении налоговых деклараций и уплату налогов по общей системе налогообложения.
Таким образом, своим поведением в течение налогового периода налоговый орган фактически признал правомерность применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
Налоговым органом не опровергнуто, что в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г. общество, внесенное в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствовало установленным главой 26.2 НК РФ требованиям для применения упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования налогоплательщика, отклонив довод инспекции о законности оспариваемого решения ввиду непредставления обществом уведомления о применении УСН, ссылающейся на подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Вывод судов соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 г.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, в связи с чем отклоняются.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.02.2019 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 г. по делу N А62-8427/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
А.А. Якимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.