г.Калуга |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А64-2241/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Аникиной Е.А. Толкачевой И.Ю. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" |
|
представитель не явился, уведомлен, |
||
от ответчика ОАО "Искож"
|
|
Пархотюк И.В.(доверенность от 16.01.2019 N 17-1/52), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Искож" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А64-2241/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", истец) обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Искож" (далее - ОАО "Искож", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду за период с 01.07.2018 по 31.01.2019 в размере 6 237,09 руб., неустойки за период с 16.08.2018 по 18.03.2019 в размере 272,25 руб. с начислением по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Считая принятые по делу судебные акты незаконными, ОАО "Искож" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Как указал заявитель жалобы, в процессе исполнения договора между сторонами возникли разногласия по определению объема поставки в спорный период коммунального ресурса горячей воды на общедомовые нужды и суммы задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
Истец произвел расчет объема горячей воды на ОДН без учета уменьшения объема, подлежащего оплате в следующих расчетных периодах, на сумму "отрицательного" ОДН.
Ответчик настаивал на том, что при определении фактического объема поставленного коммунального ресурса на ОДН в следующих расчетных периодах следует учитывать объем отрицательного ОДН текущего периода.
Заявитель считает, что метод определения объема поставленного в спорный период коммунального ресурса горячей воды на общедомовые нужды, произведенный истцом, противоречит нормам закона, согласно которым оплата ресурса производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (ст.541,544 ГК РФ), и нарушает права и законные интересы жителей многоквартирных домов.
Кроме того, как указал заявитель жалобы, истцом не подтвержден объем спорного коммунального ресурса на ОДН, так как в материалах дела отсутствуют данные первичного учета о показаниях общедомовых приборов учета и первичные данные о суммарном объеме индивидуального потребления коммунального ресурса, предоставленного во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
В письменном отзыве на кассационную жалобу и дополнительно представленных письменных пояснениях истец с доводами кассационной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
При этом указал, что доводы ответчика об отсутствии у него информации об общем и индивидуальном потреблении в спорных домах не соответствует обстоятельствам дела, поскольку ответчик ежемесячно представлял истцу показания приборов учета по каждому дому, находящему в его управлении. Кроме того, истец письменно информировал ответчика об объемах потребления по каждому из спорных домов по компонентам "холодная вода" и "тепловая энергия" в денежном выражении. Получение указанных писем ответчик не оспаривал. При рассмотрении спора судом первой инстанции контррасчет объема потребления ГВС на ОДН в материалы дела ответчик не представил.
Также истец отметил, что плата за коммунальный ресурс в спорный период была рассчитана им в соответствии пунктом 21.1 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 только по тем домам, где объемы потребления согласно общедомовым приборам учета превышали объемы потребления согласно показаний индивидуальных приборов учета.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, постановлением администрации г. Котовска Тамбовской области от 25.09.2017 N 1410 ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" был присвоен статус единой теплоснабжающей организации г. Котовска.
Согласно схемы теплоснабжения г. Котовска, утвержденной постановлением администрации г. Котовска от 18.07.2014 N 1417, обеспечение нужд потребителей в горячем водоснабжении осуществляется с использованием центральной системы горячего водоснабжения закрытого типа.
11.05.2017 между ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" и муниципальным образованием - город Котовск Тамбовской области заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Котовска Тамбовской области.
ОАО "Искож" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имеет лицензию, выданную управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области N 031 от 06.04.2015 на основании приказа от 06.04.2015 N 16.
В период с июля 2018 года по январь 2019 года истец осуществлял поставку ответчику горячей воды на общедомовые нужды в дома, находящиеся в управлении ответчика, о чем в материалы дела представлены соответствующие счета-фактуры.
Ответчик за указанный период оплату за потребленную горячую воду на общедомовые нужды не произвел, в связи с чем его задолженность составила 6 237,09 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия от 13.02.2019 с требованием оплатить имеющуюся задолженность за потребление горячей воды на ОДН за спорный период оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суд первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства и руководствуясь статьями 307, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279, установив, что факт поставки истцом в спорный период горячей воды на общедомовые нужды в жилые дома, находящиеся в управлении ОАО "Искож", документально подтвержден и сторонами не оспаривается, при этом доказательств полной и своевременной оплаты потребленного ресурса ответчиком не представлено, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания задолженности за потребленную в период с июля 2018 года по январь 2019 года горячую воду на общедомовые нужды, в сумме 6 237,09 руб., а также пени в размере 272 руб. 25 коп.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам действующего законодательства.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 2 статьи 13, часть 9 статьи 15, статья 19 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании изложенного, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Однако, из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора энергоснабжения.
Согласно пункту 14 Правил N 354 обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках, фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со ст. 161, ч. ч. 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; а также по принятию от жителей многоквартирного дома платы за содержание жилого помещения.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения были внесены в ЖК РФ, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Таким образом, в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при наличии в доме управляющей организации или товарищества собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.
Факт поставки истцом в спорный период горячей воды на общедомовые нужды в жилые дома, находящиеся под управлением ОАО "Искож", подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с п. 21.1. Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Расчет коммунальных услуг судом проверен и признан арифметически верным.
Доказательств полной и своевременной оплаты потребленного ресурса ответчиком не представлено.
Отклоняя доводы заявителя жалобы об отсутствии у ОАО "Искож" сведений о показаниях общедомовых и индивидуальных поквартирных приборов учета, необходимых для расчета объема поставленного в спорный период коммунального ресурса, а также документов, подтверждающих объем потребления, суд первой и апелляционной инстанций признал их несоответствующими фактическим обстоятельствам дела, поскольку в материалах дела имеются письма ООО "Компьюлинк Инфраструктура" (л.д.19-23, т.1), из которых следует, что ответчику направлялись первичные бухгалтерские документы, в том числе счета на оплату с приложением универсальных передаточных документов, содержащих сведения об индивидуальном потреблении за июль, август, октябрь и декабрь 2018 г., а также январь 2019 г., на основании информации, предоставленной ТО ГУП "ЕРЦ".
Кроме того, ответчик, являющийся управляющей компанией в отношении спорных многоквартирных домов, не лишен возможности производить ежеквартально соответствующую сверку расчетов с поставщиком.
Представленный в материалы дела акт сверки за период с 01.07.2018 по 15.03.2019 со стороны ОАО "Искож" не подписан без указания причин.
Данные, представленные истцом, на основании которых производился расчет, ответчиком документально не опровергнуты (ст. 9, 65 АПК РФ).
Поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом обязательства по оплате горячей воды, судом обоснованно взысканы пени, начисленные истцом в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", за период с 16.08.2018 по 18.03.2019 в размере 272,25 руб., исходя из значения ставки рефинансирования 7,75%.
Представленный истцом расчет размера неустойки ответчиком не оспорен.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании пени в размере, установленном п. 6.4. ст. 13 Закона о водоснабжении, за каждый день просрочки, начисляемой на сумму долга в размере 6 237,09 руб., начиная с 19.03.2019 по день фактической оплаты суммы задолженности.
Кассационная жалоба ответчика не содержит доводов относительно взыскания с него неустойки, в связи с чем судом судебные акты в указанной части не пересматриваются.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на то обстоятельство, что судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего дела, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судами.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к безусловной отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А64-2241/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
...
Поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом обязательства по оплате горячей воды, судом обоснованно взысканы пени, начисленные истцом в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", за период с 16.08.2018 по 18.03.2019 в размере 272,25 руб., исходя из значения ставки рефинансирования 7,75%.
Представленный истцом расчет размера неустойки ответчиком не оспорен.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании пени в размере, установленном п. 6.4. ст. 13 Закона о водоснабжении, за каждый день просрочки, начисляемой на сумму долга в размере 6 237,09 руб., начиная с 19.03.2019 по день фактической оплаты суммы задолженности."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 ноября 2019 г. N Ф10-5141/19 по делу N А64-2241/2019