г.Калуга |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А48-3176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Власова Е.В., Ключниковой Н.В.,
при участии представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ОГРН 1035752001680, ИНН 5752031036, ул.Комсомольская, 108, г.Орел, 302026) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Акриликарт" (ОГРН 1145749001661, ИНН 5752201866, ул.Алроса, д.3, кв.144, г.Орел, 302014) -- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А48-3176/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление ПФ РФ в г.Орле, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Акриликарт" (далее - общество) финансовых санкций в сумме 500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ в г. Орле просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая, что судами нарушены нормы материального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От Управления ПФ РФ в г. Орле в суд округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведенной в отношении общества проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа в составе ежегодной отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, Управлением ПФ РФ в г.Орле установлено, что страхователем не представлены сведения по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо за апрель 2017 года.
По результатам проверки составлен акт от 16.08.2018 N 067S8180004299 и принято решение от 13.09.2019 N 067S19180004196 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.
Требование Управления ПФ РФ в г.Орле об уплате финансовой санкции от 11.10.2018 N 067S01180019002 общество добровольно в срок до 30.10.2018 не исполнило.
Управление ПФ РФ в г.Орле обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Акриликарт" финансовой санкции, в удовлетворении которого судом отказано.
Суды, руководствуясь положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н), обоснованно исходили из того, что основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ у Фонда отсутствовали, поскольку Управление ПФ РФ в г.Орле, установив факт представления обществом неполных сведений, в нарушение действующего законодательства не направило страхователю уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий.
В соответствии с пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 11.01.2017 N 3п; страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, абзацем вторым пункта 39 Инструкции N 766н предусмотрена возможность неприменения финансовых санкций в случае, если страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
Обязанность по направлению страхователю уведомления об устранении, обнаруженных в представленных индивидуальных сведениях ошибок, возложена законодателем на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Пунктом 37 N 766н, также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Вместе с тем, доказательств направления Управлением ПФ РФ в г.Орле в адрес страхователя уведомления о выявленной ошибке и предложения представить необходимые сведения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, невручение уведомления о выявленных расхождениях лишило в данном случае страхователя реализовать свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи дополнительных сведений (дополняющей формы) в пятидневный срок со дня получения уведомления от органа Пенсионного Фонда, что позволило не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Привлекая общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный Фонд должен не только констатировать факт представления неполных и недостоверных сведений, но и обязан определить все элементы состава совершенного правонарушения.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, в акте проверки, в решении о привлечении к ответственности не указано в отношении какого застрахованного лица не представлены сведения в установленный срок, из содержания данных документов не представляется возможным установить какие именно сведения подлежали проверке - каким сведениям Пенсионный Фонд отдает приоритет.
Следовательно, Управлением ПФ РФ в г.Орле не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2017 года.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за вмененное ему правонарушение.
Ссылки подателя кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления ПФ РФ в г.Орле, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А48-3176/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, в акте проверки, в решении о привлечении к ответственности не указано в отношении какого застрахованного лица не представлены сведения в установленный срок, из содержания данных документов не представляется возможным установить какие именно сведения подлежали проверке - каким сведениям Пенсионный Фонд отдает приоритет.
Следовательно, Управлением ПФ РФ в г.Орле не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2017 года.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 ноября 2019 г. N Ф10-5611/19 по делу N А48-3176/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5611/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5611/19
26.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5023/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-3176/19