г. Калуга |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А62-10109/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Бутченко Ю.В. |
|
Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Молния СБС" (142600, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Бабушкина, д. 2-А, пом. 8, ОГРН 1105034000576, ИНН 5034038805) |
Хмары И. - представителя (дов. от 07.06.2019 б/н, пост., диплом) |
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.05.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019) по делу N А62-10109/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Молния СБС" (далее - ООО "Молния СБС", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 14.09.2018 по корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары N 10113110/200618/0084904.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществом 20.06.2018 на Смоленский таможенный пост (центр электронного декларирования) подана электронная декларация N 10113110/200618/0084904 на товары "застежки "молнии", "части застежек "молний" из недрагоценного металла", товарный знак "ZQZ", классифицируемые в товарных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 9607190000 и 9607201000 соответственно, производитель товаров - "QY-Zhejiang Qiangyong Zipper CO.,LTD" (Гонконг, Китай) (далее - производитель, продавец), приобретенному по внешнеторговому контракту от 02.02.2018 N 1, заключенному с продавцом, на условиях поставки - FOB NINGBO (далее - Контракт) в соответствии с инвойсом QY1803 от 07.05.2018.
Таможенная стоимость ввезенных товаров определена обществом по первому методу - по методу стоимости с ввозимыми товарами в соответствии с положениями статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза, составила 2 403 356 руб. 56 коп. Индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) заявлен на уровне 2,92 и 5,57 долларов США за кг соответственно. Валюта контракта - доллары США.
В период таможенного декларирования таможней выявлено срабатывание системы управления рисками на указанные товары по направлению контроля таможенной стоимости товаров, а именно: выявлены поставки идентичных артикулов производства компании "Shaoxing Ultratex Import & Export" (Китай) по ДТ N N 10103080/120118/0000746, 10103080/020418/0015251 и 10413070/180118/0000413 с ИТС 8,18-13,85 долларов США за кг.
С целью выяснения всех условий, оказавших влияние на формирование стоимости сделки и правомерности использования метода по стоимости сделки, обществу 22.06.2018 направлен запрос документов и (или) сведений с установленным сроком предоставления дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, в том числе:
- письменные разъяснения покупателя по имеющимся вопросам условий организации внешнеторговой сделки с одновременным предоставлением документов, обосновывающих приводимые разъяснения (коммерческая переписка сторон; аналитические материалы, касающиеся ценообразования поставляемой продукции на мировом рынке и (или) другие виды документов). Контракт и действующие приложения (спецификации) к нему, а также документы, представление которых предусмотрено контрактом (на бумажном носителе);
- независимые оригинальные прайс-листы производителя, адресованные неопределенному кругу лиц (публичная оферта) с указанием срока действия и условиями поставки (не предусматривающими включение в цену товара расходов по транспортировке - EXW, FOB, FCA и прочие) на весь ассортимент производимой им продукции. Документально подтвержденные пояснения о наличии условий и обязательств, оказывающих влияние на цену товара;
- экспортная таможенная декларация страны происхождения с переводом и отметками таможенных органов о фактическом вывозе товара, содержащую сведения о количестве и стоимости товара, условиях поставки;
- заказы (заявки) на поставку продекларированного товара, копии писем и подтверждения их направления о представлении вышеуказанных документов и сведений продавцу (производителю);
- документальное подтверждение сведений о включении расходов на транспортировку (договоры перевозки, заключенные продавцом с транспортными компаниями по оказанию услуг по международной перевозке и заказы к ним; счета за оказание транспортных услуг; акты выполненных работ, транспортные тарифы и прочие); на страхование (договоры и счета по страхованию товара при международной перевозке), а также на уплату лицензионных платежей (лицензионный договор, счета на уплату лицензионных платежей и документы, подтверждающие правильность расчета сумм лицензионных платежей). В случае отсутствия лицензионных платежей информация об их отсутствии должна быть представлена правообладателем товарного знака. Копии писем и подтверждение их направления о представлении указанных документов и сведений;
- банковские платежные документы по оплате за товары, продекларированные по ДТ (в части, предусмотренной контрактом и дополнительными приложениями к нему), либо за идентичные товары, ранее ввезенные в рамках внешнеторгового договора (платежное поручение с отметкой банка, выписка из лицевого счета, ведомость банковского контроля);
- договоры, товарные накладные, счета на поставку оцениваемых товаров для их продажи на единой таможенной территории ТС. Калькуляцию цены реализации на поставленные по данной поставке товары;
- документы и сведения о физических характеристиках товаров (техническая документация), качестве и репутации ввозимого товара на рынке (позиционирование товарных брэндов), влияние их на ценообразование;
- бухгалтерские документы по оприходованию ввезенной партии товара (карточка счета 41, 10), заверенные главным бухгалтером, а также карточки счетов, в которых отражены сопутствующие расходы. Договоры на поставку продекларированной партии товара для его продажи на единой таможенной территории Таможенного союза, соответствующие им счета и товарные накладные, калькуляцию цены реализации (с отражением прямых и косвенных расходов) на примере конкретных наименований товаров с предоставлением подтверждающих бухгалтерских документов, в которых отражены расходы на доставку товара, лицензионные платежи и прочее;
- другие документы и сведения, в том числе полученные от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввезенных товаров.
Вместе с этим обществу сообщена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо представить таможне для выпуска товаров.
Товар выпущен в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Сумма денежного залога (обеспечения), внесенного обществом, составила 2 449 507 руб. 80 коп., в связи с чем ему оформлена электронная таможенная расписка 10113110/290618/ЭР-0106039.
В результате рассмотрения документов, представленных обществом, таможней в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС направлен запрос о представлении дополнительных документов и сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений, содержащихся в иных документах от 29.08.2018 с определенным сроком предоставления документов - 07.09.2018.
Авторизованное сообщение, содержащее сопроводительное письмо от 13.09.2018 и документы для подтверждения стоимости товаров, общество направило по истечении установленного срока предоставления документов (13.09.2018) с использованием специализированного программного средства.
Поскольку представленные обществом в процессе таможенного декларирования и в ходе дополнительной проверки документы на бумажном носителе, по мнению таможенного органа, не являются достаточными для принятия таможенной стоимости по первому методу и не устранили сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10113110/200618/0084904, таможней принято решение от 14.09.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные обществом по ДТ N 10113110/200618/0084904 с применением метода, установленного статьей 45 ТК ЕАЭС (метод 6).
Полагая, что указанное решение таможни не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Молния СБС" обратилось в арбитражный суд с указанным выше требованием.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых товаров, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
- отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров и установлены актами органов Союза или законодательством государств - членов;
- продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 - 45 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108ТК ЕАЭС). По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 указанной статьи таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых судебных актов, далее - Постановление N 18) система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на запросы таможни от 22.06.2018 и 29.08.2018 обществом представлены: контракт; инвойс от 07.05.2018 N QY1803; проформа инвойса от 08.02.2018 N QY1803; коносамент от 25.05.2018 N MLVLV 596384403; экспортная декларация от 18.05.2018 N 310120180518654975 с переводом на русский язык, а также письмо производителя (поставщика) товаров о допущенной ошибке в экспортной декларации при указании веса нетто от 13.09.2018 на английском и русском языках; письмо производителя/поставщика товаров от 13.09.2018 на английском языке с переводом на русский язык, из которого следует, что у поставщика товаров отсутствует публичный прайс-лист, а имеются каталоги на стоимость товара, прайс-лист предоставляется потенциальному покупателю только по запросу; письмо от 11.09.2018 в обоснование причины не предоставления карточки 41 счета, из которого следует, что товар не реализуется обществом в ввезенном виде, а подлежит использованию в качестве сырья при изготовлении продукции покупателя, которую он реализует; банковские платежные документы, подтверждающие оплату продавцу поставленного товара по цене, указанной в прайс-листе и инвойсе.
Исследовав представленные ООО "Молния СБС" при таможенном оформлении товара и по запросам таможенного органа документы, проверив приведенные в оспариваемом решении о внесении изменений в ДТ выводы, суды первой и апелляционной инстанций признали, что в данном случае указанные в решении обстоятельства не могут служить основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку положения контракта, инвойс и иные документы подтверждают цену сделки, содержат все необходимые сведения о качественных, физических характеристиках и стоимости товара. Факт перемещения товара и реального осуществления сделки участниками контракта таможней не оспаривается. Вопреки доводам подателя жалобы, доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении обществом положений статей 39 и 40 ТК ЕАЭС и подтверждении заявленной структуры таможенной стоимости документами, содержащими достоверные и количественно определенные сведения.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, таможенным органом не представлено.
Судами обоснованно отклонены доводы таможенного органа о том, что товары идентичных артикулов производства компании "Shaoxing Ultratex Import & Export CO..LTD" задекларированы ООО "Транзит Сити" и ООО "Пиррогрупп" в сопоставимый период времени по ДТ N 10103080/120118/0000746, 10103080/020418/0015251 и N 10413070/180118/0000413 с ИТС 8,18-13,85 долларов США за кг (товар N 1) и 9,76-17,88 долларов США за кг (товар N 2), поскольку в представленных ДТ по товарам с идентичными артикулами описание товаров отличается от спорных, что свидетельствует о неидентичности спорных товаров в сравнении с товарами идентичных артикулов.
Таким образом, при той совокупности представленных таможенным органом доказательств, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы таможенного законодательства, регулирующие порядок и условия определения таможенной стоимости товара, суды сделали верный вывод о неподтверждении таможней недостоверности заявленных обществом при декларировании товара сведений, в связи с этим правомерно признали недействительным оспариваемое решение таможенного органа.
Все доводы таможенного органа, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, которые заявлялись им при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Эти доводы проверены судами и получили в принятых ими решении и постановлении надлежащую правовую оценку.
Повторение этих же доводов в кассационной жалобе направлено на переоценку доказательств, что в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.05.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А62-10109/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные ООО "Молния СБС" при таможенном оформлении товара и по запросам таможенного органа документы, проверив приведенные в оспариваемом решении о внесении изменений в ДТ выводы, суды первой и апелляционной инстанций признали, что в данном случае указанные в решении обстоятельства не могут служить основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку положения контракта, инвойс и иные документы подтверждают цену сделки, содержат все необходимые сведения о качественных, физических характеристиках и стоимости товара. Факт перемещения товара и реального осуществления сделки участниками контракта таможней не оспаривается. Вопреки доводам подателя жалобы, доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении обществом положений статей 39 и 40 ТК ЕАЭС и подтверждении заявленной структуры таможенной стоимости документами, содержащими достоверные и количественно определенные сведения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 декабря 2019 г. N Ф10-5911/19 по делу N А62-10109/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5911/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5911/19
26.08.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4910/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-10109/18