г.Калуга |
|
5 декабря 2019 г. |
Дело N А83-17723/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Власова Е.В. Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "М-Плюс" (295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Грибоедова, д.39) - Ковалев С.С. (ген.директор, приказ от 09.10.2017 N 2), Бессмертная А.И. (дов. от 01.10.2019);
от заинтересованных лиц:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (295053, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мате Залки, д.1/9) - Сорокин О.Н. (дов. от 14.05.2019 N 24/02-28);
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. А. Невского, д.29/11) - Сорокин О.Н. (дов. от 20.08.2019 N 06-20/11905@;
от третьих лиц:
Никоненко Ольги-Ильды Никандровны (295034, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Киевская, д.141 А, кв.36) - не явились;
Шерстневой Оксаны Вячеславовны (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д.141 А, кв.36) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А83-17723/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "М-Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 17.08.2018 N 2087А и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - управление ФНС) от 27.09.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Никоненко О.-И.Н. и Шерстнева О.В.
Решением суда от 17.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 решение от 17.04.2019 отменено в части удовлетворения требования общества о признании недействительным решения управления ФНС от 27.09.2018, в указанной части в удовлетворении требования общества отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Судебное заседание 14.11.2019 отложено на 28.11.2019.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции и управления ФНС поддержал доводы кассационной жалобы, представители общества - доводы отзыва на жалобу.
Никоненко О.-И.Н. и Шерстнева О.В. надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие третьих лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей инспекции, управления и общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Шерстнева О.В., являясь участником общества с долей 0,471% уставного капитала общества, номинальной стоимостью 49349,5 руб. (согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, далее - ЕГРЮЛ) подала нотариально удостоверенное заявление о выходе из общества с просьбой выплатить действительную стоимость доли в уставном капитале общества, определенную на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Протоколом общего (внеочередного) собрания участников общества от 23.07.2018 N 8 определены действительная стоимость доли Шерстневой О.В., которая составила 19678,38 руб., и порядок ее выплаты. Согласно пункта 3 протокола собрание приняло решение о продаже доли в размере 0,471% по цене приобретения обществом (19678,38 руб.) одному из участников общества - Никоненко О.-И.Н.
23 июля 2018 г. между обществом и Никоненко О.-И.Н. заключен договор купли-продажи доли размером 0,471% по цене 19678,38 руб. (т.1 л.д.135). Факт оплаты указанной суммы Никоненко О.-И.Н. подтвержден квитанцией РНКБ Банка (ПАО) от 24.07.2018 ОО N 176 (т.1 л.д.140).
24 июля 2018 г. общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: о прекращении участия в обществе Шерстневой О.В., об изменении сведений об участнике Никоненко О.-И.Н. в части определения принадлежащей ей доли в уставном капитале общества, а также сведений о долях самого общества в результате приобретения доли Шерстневой О.В. при ее выходе из состава участников общества и последующей реализации этой доли участнику Никоненко О.-И.Н.
К данному заявлению на регистрацию были представлены: заявление Шерстневой О.В. о выходе из состава участников общества, протокол общего собрания участников общества от 23.07.2018 N 8, договор купли-продажи доли участнику общества Никоненко О.-И.Н., бухгалтерская справка, копия ордера и квитанция об оплате доли.
31 июля 2018 г. инспекцией принято решение по форме N Р50008 о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений на основании пункта 4.4. статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), подпункта 2 пункта 2 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, со ссылкой на несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся в территориальных органах ФНС России (т.1 л.д.31).
17 августа 2018 г. инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, на основании пункта "а" статьи 23 Закона N 129-ФЗ - непредставление документов, подтверждающих основания распределения, продажи или погашения доли, принадлежащей обществу, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах).
Решением управления от 27.09.2018 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что решения инспекции от 17.08.2018 N 2087А и управления от 27.09.2018 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, суд первой инстанции удовлетворил требования общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в части незаконности решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения указано отсутствие документов, подтверждающих основания распределения, продажи или погашения доли, принадлежащей обществу в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 24 Закона N 14-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 24 Закона об обществах установлено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли. В случае, если в течение указанного срока доля или часть доли будет распределена, продана или погашена, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, извещается обществом путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документов, подтверждающих основания перехода к обществу доли или части доли, а также их последующих распределения, продажи или погашения. Документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений, а при продаже доли или части доли также документы, подтверждающие оплату доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения о распределении доли или части доли между всеми участниками общества, об их оплате приобретателем либо о погашении.
Судами установлено, что общество в месячный срок со дня выхода участника общества из общества и продажи доли вышедшего участка другому участнику подало заявление в налоговую инспекцию, при этом представило все предусмотренные пунктом 6 статьи 24 документы. Продажа доли, приобретенной обществом в связи с выходом участника из общества, осуществлена по цене не ниже цены, которая была определена обществом для выплаты вышедшему участнику, как того требует пункт 4 статьи 24 Закона об обществах
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А83-17723/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения указано отсутствие документов, подтверждающих основания распределения, продажи или погашения доли, принадлежащей обществу в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 24 Закона N 14-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 декабря 2019 г. N Ф10-5306/19 по делу N А83-17723/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5306/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5306/19
29.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1832/19
17.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17723/18