город Калуга |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А48-3961/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола в судебном заседании
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" (Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 1, ОГРН 1085741000278, ИНН 5725003713): Рожкова А.А. - директора общества; Шелепа С.С. - представителя по доверенности от 04.02.2019;
от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (Орловская область, г. Орел, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" на решение Арбитражного суда Орловской области от 27 июня 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2019 года по делу N А48-3961/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" (далее - ООО "Жилводсервис", общество) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - УГЖИ Орловской области, управление) о признании незаконным решения управления, изложенного в заключении от 28.02.2019 N 643 по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр и иных представленных лицензиатом документов, и о возложении на управление обязанности исключить сведения о многоквартирном доме по адресу: Орловская область, Урицкий район, поселок Нарышкино, улица Ленина, дом 118 из реестра лицензий Орловской области.
Решением суда от 27.06.2019 осуществлена замена УГЖИ Орловской области его правопреемником - Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области; требования общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 решение Арбитражного суда Орловской области от 27.06.2019 оставлено без изменения.
ООО "Жилводсервис", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на их несоответствие требованиям норм материального права, просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - департамент) в отзыве на кассационную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представители общества просили оспариваемые судебные акты отменить.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, но его представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей департамента в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменного отзыва на жалобу, заслушав участников процесса, суд кассационной приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО "Жилводсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 24.04.2015 N 057-000074.
Судами установлено, что между обществом и собственниками жилых помещений многоквартирного дома N 118 по улице Ленина в поселке Нарышкино Урицкого района Орловской области (далее - МКД N 118) на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД N 118 об управлении этим многоквартирным домом управляющей организацией - ООО "Жилводсервис", зафиксированного в протоколе общего собрания от 09.12.2008, возникли договорные отношения по управлению МКД N 118. Указанный многоквартирный дом включен в реестр лицензий Орловской области, как находящийся в управлении общества.
Из дела видно и установлено судами, что ООО "Жилводсервис" обратилось в УГЖИ Орловской области с заявлением от 18.02.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Орловской области, а именно об исключении из реестра сведений об управлении обществом МКД N 118, указывая на истечение срока действия договора управления многоквартирным домом.
Кроме того, из дела видно, что к этому заявлению обществом в числе прочих документов были приложены на 6 листах копии уведомлений, направлявшихся в адрес собственников помещений в МКД N 118.
Также и при обращении в суд общество представило на 6 листах уведомления от 27.07.2018 в адрес владельцев помещений N N 21, 52, 53, 54, 55, 57 в МКД N 118, содержащие сведения о том, что срок действия договора управления многоквартирным домом истек и общество извещает адресатов уведомлений о прекращении действия этого договора и о прекращении обслуживания с 01.09.2018.
Управлением принято решение, изложенное в заключении от 28.02.2019 N 643 по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр и иных представленных лицензиатом документов, об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления в отношении МКД N 118. В обоснование этого решения указано, что в ходе проверки управлением установлено несоответствие документов, приложенных к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, требованиям пункта 3 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", поскольку отсутствует копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
Общество, считая решение управления нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемого решения управления.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены по существу правильных судебных актов.
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 161, частей 1, 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из выбираемых собственниками помещений в многоквартирном доме способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, с которой заключается договор в пределах соответствующих сроков, предусмотренных законодательством.
В силу части 6 статьи 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Исходя из смысла приведенного положения при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия договор не продлевается, что отвечает принципу свободы договора, предусмотренному статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1).
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается между, с одной стороны, управляющей организацией, а, с другой, собственниками помещений в многоквартирном доме, обладающими более, чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. В связи с этим о прекращении действия договора по истечении его срока по заявлении одной из его сторон - управляющей организации должна быть надлежащим образом уведомлена другая сторона в договоре - собственники помещений в многоквартирном доме, обладающими более, чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При несоблюдение этого условия не имеется оснований полагать, что договор управления многоквартирным домом прекратил свое действие по окончании срока его действия в связи с заявлением одной из сторон о его прекращении.
Согласно части 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, подлежат отражению в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который включает в себя раздел об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по вышеуказанному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при наличии к тому оснований осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, определившим Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок внесения изменений в реестр лицензий).
Порядком внесения изменений в реестр лицензий предусмотрено, в частности, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в числе прочих документов копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра (подпункт "г" пункта 3).
В силу пункта 5 Порядка внесения и изменений в реестр лицензий в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе условия о соответствии заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 данного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 данного Порядка (пункт 6).
Одним из решений, принимаемых по результатам рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора, является решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов (подпункт "б" пункта 7).
Поскольку внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр при наличии к тому законных оснований, само отсутствие таких оснований исключает возможность принятия положительного решения по заявлению соответствующего заинтересованного лица о внесении изменений в реестр.
При установленных по делу обстоятельствах у УГЖИ Орловской области отсутствовали законные основания для внесения изменений в реестр лицензий Орловской области, поскольку этому административному органу со стороны ООО "Жилводсервис" не было представлено документальное подтверждение того, что об отказе от продления договора управления многоквартирным домом им были уведомлены собственники помещений в МКД N 118, обладающие более, чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, и, соответственно, данный договор прекратил свое действие. Следовательно, у управления не имелось оснований полагать, что названный лицензиат не является участником правоотношений по управлению МКД N 118 и вправе не располагать документацией, предусмотренной в подпункте "г" пункта 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий. Поэтому в данном случае требование административного органа о предоставлении обществом сведений, дающих основания для вывода о том, что соблюдены условия прекращения договора управления МКД N 118, подтверждающие, в частности, что техническая документация и иные связанные с управлением этим домом документы переданы лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, является законным.
Применительно к обстоятельствам, установленным по делу, суды по существу правильно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований; сделанные судами выводы не привели к принятию ошибочных судебных актов.
Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые могут повлечь за собой отмену оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 27 июня 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2019 года по делу N А48-3961/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по вышеуказанному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при наличии к тому оснований осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, определившим Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок внесения изменений в реестр лицензий).
...
Поскольку внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр при наличии к тому законных оснований, само отсутствие таких оснований исключает возможность принятия положительного решения по заявлению соответствующего заинтересованного лица о внесении изменений в реестр."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2019 г. N Ф10-6220/19 по делу N А48-3961/2019