город Воронеж |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А48-3961/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Малиной Е.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Малюгиным П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.06.2019 по делу N А48-3961/2019 (судья Соколова В.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" (ОГРН 1085741000278, ИНН 5725003713) к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области (ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580) о признании незаконным решения, изложенного в заключении от 28.02.2019 исх. N643, об отказе во внесении изменений в реестр лицензий,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис": Рожков А.А., руководитель; Шелепа С.С., представитель по доверенности от 04.02.2019 сроком по 31.12.2020;
от Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области: Новиков П.А., представитель по доверенности от 01.03.2019 сроком на один год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" (далее - ООО "Жилводсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным решения Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление ГЖИ Орловской области, управление), изложенного в заключении от 28.02.2019 N 643, об отказе во внесении изменений в реестр лицензий - исключении из реестра лицензий многоквартирного дома N 118 по ул. Ленина в п. Нарышкино Урицкого района Орловской области и обязании внести соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также указанным решением произведена замена Управления ГЖИ Орловской области его правопреемником - Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - Департамент надзорной и контрольной деятельности, департамент, уполномоченный орган).
Не согласившись с принятым решением, ООО "Жилводсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители общества апелляционную жалобу поддержали.
Ссылаются на истечение срока действия договора управления многоквартирным домом, а также на передачу документов по управлению многоквартирным домом органу местного самоуправления - Администрации поселка Нарышкино Урицкого района Орловской области для организации проведения конкурса на управление многоквартирным домом.
Представитель департамента возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Представлен письменный отзыв.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Жилводсервис" на основании протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом от 09.12.2008 выбрано в качестве организации, управляющей многоквартирным домом по адресу Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Ленина, 118.
Договор управления домом между заявителем и собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) в письменном виде не заключался на основании указанного протокола общего собрания. Обществом собственникам жилых помещений выставлялись квитанции на оплату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги управляющей компании. Собственниками производилась фактическая оплата названных услуг.
По истечении предельного срока действия договора по управлению указанным домом ООО "Жилводсервис" направило в адрес собственников помещений МКД уведомление о прекращении действии договора управления и прекращении обслуживания (содержания и текущий ремонт) общего имущества многоквартирного дома с 01.09.2018.
Аналогичное уведомление было направлено в адрес Администрации пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области.
08.10.2018 ООО "Жилводсервис" обратилось в управление ГЖИ Орловской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий об исключении сведений о многоквартирном доме N 118 по адресу пос. Нарышкино, ул. Ленина в связи с истечением срока действия договора управления.
По итогам проверки указанного заявление управлением было вынесено заключение от 19.10.2018 N 2354 об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления в связи с невыполнением лицензиатом требований о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч.2 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс); отсутствием копии акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
14.02.2019 ООО "Жилводсервис" представило в Администрацию пос. Нарышкино акт приема-передачи имеющейся документации по МКД N 118 по адресу пгт. Нарышкино, ул. Ленина с приложением соответствующей документации.
18.02.2019 ООО "Жилводсервис" вновь обратилось в управление ГЖИ Орловской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении указанного МКД на основании расторжения договору правления в связи с истечением срока его действия.
В соответствии с описью к заявлению были приложены: копия решения в отношении лица, представляющего документы; копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 118; копия уведомления в адрес собственников помещений о расторжении договора управления с отметками о вручении или отправке по почте; информация о размещении на официальном сайте общества сведений о прекращении действия договора управления; копия письма общества в адрес Администрации пос. Нарышкино о передаче документов; копия акта приема-передачи документов в отношении многоквартирного дома.
По итогам проверки указанного заявление управлением было вынесено заключение от 28.02.2019 N 643 об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления в связи с нарушением п.3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр, Порядок), а именно: отсутствием акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД, лицу, принявшему на себя обязательства оп управлению многоквартирным домом.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД. Лицензирование деятельности по управлению МКД включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению МКД, осуществление лицензионного контроля.
ООО "Жилводсервис", ссылаясь на расторжение им в одностороннем порядке договора на управление домом N 118 по ул. Ленина в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области по причине истечения срока его действия.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.07.2010 N 1027/10, договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон. При этом вопрос об отказе от услуг управляющей организации по управлению жилым домом, должен быть рассмотрен на общем собрании собственников жилого дома.
Таким образом, управляющие организации не вправе в одностороннем порядке прекращать исполнение функций по управлению многоквартирными домами и расторгать в одностороннем уведомительном порядке соответствующие договоры, в том числе в связи с истечением срока договора управления домом.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Пунктом 1 части 3 статьи 200 ЖК РФ предусмотрено, что лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Соответственно, у заявителя сохранялась обязанность оказывать услуги по управлению спорным МКД в силу ч. 7 ст. 162, п. 1 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным жилым домом обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений от лицензиата вносит изменения в реестр лицензий в соответствии с Порядком N 938/пр.
В соответствии с пунктом 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка. К ним относятся, в том числе:
копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ;
копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 161 ЖК РФ;
копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом, документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия.
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
Пунктом 4 Порядка N 938/пр предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, включая решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм следует, что 1) договор с прежней управляющей организацией действует до тех пор, пока собственники помещений не изберут новый способ управления и другую управляющую организацию; 2) обращение с заявлением об исключении МКД из реестра предполагается только после того, как иным лицом будут приняты на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, будет передана техническая документация.
Доказательств выбора или определения по результатам торгов другой управляющей организации суду не представлено.
Документация лицу, которым приняты на себя обязательства по управлению многоквартирным домом не передавалась. Администрация таким лицом не является.
В связи с чем, ссылка на передачу технической документации на дом Администрации пос. Нарышкино для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации несостоятельна.
Следовательно, оснований для исключения спорного дома из числа находящихся в управлении с внесением соответствующих изменений в реестр по рассматриваемому обращению суд не усматривает.
Оспариваемый отказ прав заявителя не нарушает, поскольку его обязанности по управлению в спорный период в силу закона не подлежали прекращению, а сведения, содержащиеся в Реестре лицензий должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.06.2019 по делу N А48-3961/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3961/2019
Истец: ООО "Жилводсервис"
Ответчик: Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, Управление государственной жилищной инспекции Орловской области