г.Калуга |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А09-2449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Деминой Клавдии Павловны (ОГРНИП 305323303100021, ИНН 323300028596, г. Брянск) - Деминой К.П. (личность удостоверена, паспорт), Егорова А.А. (дов. от 16.09.2019),
от Брянской городской администрации (проспект Ленина, д.35, г.Брянск, 241002) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Деминой Клавдии Павловны на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А09-2449/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Демина Клавдия Павловна обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным постановления Брянской городской администрации (далее - Администрация) от 14.11.2018 N 3496-п "О демонтаже и (или) перемещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещённых на территории Бежицкого и Володарского районов города Брянска".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, с учетом уточнений, поступивших в суд округа 21.10.2019, предприниматель просит отменить решение и постановление судов, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования о признании недействительным постановления Брянской городской администрации от 14.11.2018 N 3496-п в части пункта 3 приложения N 2 к постановлению Брянской городской администрации от 14.11.2018 N 3496-п. По мнению заявителя жалобы, судом первой и апелляционной инстанции не принято во внимание решение Брянского областного суда от 03.07.2019 по делу N 3а-730/2019, которым удовлетворен административный иск Деминой К.П. об оспаривании отдельного положения решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25.07.2018 N 1003 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405", как имеющее существенное значение для принятия решения по настоящему делу.
В судебное заседание представители Администрации, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании предпринимателя и ее представителя, суд кассационной инстанции считает решение и постановление судов подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протокола аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков от 21.01.2005 N 1/5 между Брянской городской администрацией (арендодатель) и Деминой Клавдией Павловной (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.01.2005 N 32247, согласно п.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок 19 м2, категория земель - земли общего пользования, разрешенный вид использования - для проектирования и установки торгового киоска, расположенный по адресу: г.Брянск, Володарский район, БК по ул.Фосфоритная, о/д 17 участок к.2, срок аренды один год с 01.02.2005 по 01.02.2006.
Постановлением Главы администрации от 24.11.2005 N 4077-п на основании протокола аукциона от 21.01.2005 N 1/5 и акта выбора земельного участка, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 11.11.2004 N 3849-П, Деминой К.П. разрешена установка торгового киоска продовольственных товаров по улице Фосфоритная в Володарском районе в границах земельного участка площадью 19 м2.
Распоряжением Главы администрации Володарского района в городе Брянске от 29.12.2006 N 733-р утвержден акт приемки в эксплуатацию торгового киоска, установленного Деминой К.П. около жилого дома N 17 по ул.Фосфоритная на основании постановления Брянской городской администрации от 24.11.2006 N 4077-П.
29 января 2008 года между Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и Деминой К.П. (арендатор) на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 28.01.2008 N 246 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:02 16 03:0013 площадью 19 кв.м для эксплуатации торгового киоска, находящегося по адресу: г.Брянск, Володарский район, ул.Фосфоритная БК, дом N о/д 17 участок "к.2", срок аренды три года с 01.02.2008 по 31.01.2011.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22.12.2010 N 3585 Деминой К.П. продлен срок договора аренды от 29.01.2008 земельного участка с разрешенным использованием - для эксплуатации торгового киоска, для временного размещения, без права капитальной застройки, сроком до 01.04.2011.
11 марта 2013 предпринимателю выдан паспорт временного объекта - торгового киоска N В-0006/13, срок действия паспорта установлен до 22.01.2018.
Руководствуясь Положением о взаимодействии органов муниципальной власти города Брянска при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 N 2218-п, учитывая отсутствие документов, являющихся основанием для размещения нестационарных объектов, не являющихся объектами капитального строительства на территории Бежицкого и Володарского районов города Брянска, Брянской городской администрацией 14.11.2018 принято постановление N 3496-п, пунктом 2 которого утвержден перечень незаконно размещенных нестационарных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Володарского района города Брянска, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
Согласно п.3 приложения N 2 к постановлению от 14.11.2018 N 3496-п в перечень объектов, подлежащих перемещению включен нестационарный торговый объект (киоск), расположенный по адресному ориентиру: г.Брянск, ул.Фосфоритная, о/д 17, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, на основании акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 16.08.2018, истечения срока добровольного перемещения 24.08.2018.
Не согласившись с постановлением Администрации от 14.11.2018 N 3496-п, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Суды, сославшись на пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ), утвержденное решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее - Положение N803), отказали в удовлетворении требования предпринимателя, не усмотрев нарушений прав и законных интересов ИП Деминой К.П. постановлением Администрации от 14.11.2018 N3496-п.
При этом суды исходили из того, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска является паспорт временного объекта, который выдается лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона либо без проведения аукциона, в случаях, установленных Положением.
Ссылка предпринимателя на решение Брянского областного суда от 03.07.2019 по делу N 3а-730/2019 отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку само по себе включение места в схему размещения нестационарных торговых объектов не наделяет предпринимателя правом на размещение торгового объекта, данное право предоставляется только победителю аукциона.
Рассмотрев доводы жалобы, принимая во внимание, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 по делу N 83-АПА19-34 оставлено без изменений решение Брянского областного суда от 3 июля 2019 года, которым удовлетворен административный иск Деминой К.П. об оспаривании отдельного положения решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25.07.2018 N 1003 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405", а в силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, суд округа считает, что признание судом общей юрисдикции недействующим пункта 1.5 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25.07.2018 N 1003 в части исключения из раздела "киоски" по Володарскому району схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска позиции 8, под которой был указан киоск, находящийся по адресу: ул.Фосфоритная, о/д 17, имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, в соответствии с которой в редакции, действовавшей до 25.07.2018, было предусмотрено размещение НТО - киоск (торговля продтоварами) по адресу ул.Фосфоритная, о/д17.
Судами верно установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона, в соответствии с Положением N 803.
В соответствии с п. п. 1.4, 1.5 Положения N 803 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе. Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Подтверждением законного размещения НТО является паспорт временного объекта, который оформляется на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта.
Таким образом, исходя из совокупности правовых положений федерального законодательства (ч.1 ст.39.36 ЗК РФ, ч.1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ), нормативных актов муниципального образования город Брянск (Положение N 803, решение Брянского городского совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405) следует, что Схема размещения НТО определяет место расположения НТО, вид (киоск, павильон, иное сооружение), категорию товаров и (или) услуг. А, правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является паспорт временного объекта, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, что деятельность в объекте торговли (киоск), размещенном по адресу ул.Фосфоритная, о/д 17, предприниматель осуществляла на основании паспорта N В-0006/13 от 11.03.2013 со сроком действия до 22.01.2018.
Между тем, судами не устанавливались обстоятельства, возникшие после 22.01.2018 и связанные с желанием предпринимателя продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанном НТО.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовались лишь решением Брянского городского совета народных депутатов от 25.07.2018 N 1003, которым были внесены изменения в схему НТО и позиция N 8 (киоск по ул.Фосфоритная, о/д 17) исключена из схемы.
Однако, решение Брянского городского совета народных депутатов от 25.07.2018 N 1003 в части исключения вышеназванного объекта из схемы НТО обжаловано предпринимателем в суд общей юрисдикции.
Решением Брянского областного суда от 03.07.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N 83-АПА19-34, административный иск Деминой К.П. удовлетворен.
В соответствии с положениями части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, суд апелляционной инстанции безосновательно отклонил доводы предпринимателя о преюдициальном значении решения Брянского областного суда от 03.07.2019.
Указанные судебные акты имеют правовое отношение к настоящему делу, поскольку в них отражены обстоятельства о незаконности изменения существующей Схемы НТО в отношения киоска, в котором осуществляла деятельность ИП Демина, в связи с чем по настоящему делу подлежат установлению (рестроспективно) обстоятельства возможности с учетом проведения соответствующей конкурсной процедуры размещения заявителем после 22.01.2018 нестационарного торгового объекта.
Только после надлежащего установления этих обстоятельств судам надлежало давать правовую оценку оспоренному по настоящему делу постановлению Брянской городской администрации N 3496-п.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все значимые для спора фактические обстоятельства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 06.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А09-2449/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В.Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2019 г. N Ф10-5525/19 по делу N А09-2449/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5525/19
13.12.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5525/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5525/19
23.09.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5071/19
06.06.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-2449/19
10.04.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-2449/19