г.Калуга |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А23-4021/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от закрытого акционерного общества "Керамзит" (ОГРН 1025007772096, ИНН 5077000250, пос. Мирный, территория ЗАО "Керамзит", д. 1А, Серпуховский р-н, Московская область, 142253) - Кузнецовой М.С. (дов. от 29.07.2019),
от Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065, ул.Заводская, д.57, г.Калуга, 248018) - Краевской О.В. (дов. от 09.01.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А23-4021/2019,
установил:
закрытое акционерное общество "Керамзит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (далее- министерство) от 04.04.2019 N 465-19 "Об утверждении заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов" и подпункта "д" пункта 3 заключения N 196 государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ЗАО "Керамзит" для осуществления рекреационной деятельности, обязании министерства в течение 10 дней повторно рассмотреть представленный обществом проект освоения лесов от 28.03.2019 по договору аренды от 20.07.2017 N 32; взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года, заявленные требования удовлетворены, на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть представленный ЗАО "Керамзит" проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 20.07.2017 N 32.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановлением судов, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права, поскольку суды не учли, что нарушение обществом статьей 41,72,74 Лесного кодекса Российской Федерации послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды лесного участка от 20.07.2017 N 32.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило несогласие с доводами министерства, считает, что основания для отмены решения и постановления в жалобе не приведены.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, установлено судами, министерством лесного хозяйства Калужской области (в соответствии с постановлением правительства Калужской области от 19.12.2017 N 753 реорганизовано путем присоединения к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области) с обществом (арендатор) 20.07.2017 заключен договор аренды лесного участка N 32, в соответствии с условиями которого арендатору на основании приказа министерства лесного хозяйства от 18.07.2017 N 465-17 передан в аренду на 49 лет лесной участок площадью 0,959 га, местоположение: Калужская область, Тарусский район, ГКУ КО "Ферзиковское лесничество", Тарусское участковое лесничество, квартал 19, выдел 12,13,17, с кадастровым номером 40:20:071504:14, в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 договора аренды N 32 арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Обществом в министерство 28.03.2019 на государственную экспертизу представлен проект освоения лесного участка.
По результатам государственной экспертизы комиссией министерства дано отрицательное заключение N 196, поскольку согласно подпункту "д" пункта 3 заключения представленный проект не соответствует законодательству Российской Федерации.
Приказом министерства от 04.04.2019 N 465-19 утверждено заключение N 196 государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ЗАО "Керамзит" для осуществления рекреационной деятельности.
Не согласившись с приказом N 465-19 и заключением государственной экспертизы в части признания не соответствующим проекта освоения лесов действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что в нарушение положений абзаца 2 пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496), в оспариваемом заключении N 196 конкретных положений проекта освоения лесов, которые противоречат законодательству, не приведено, а также не указаны нормы права, которым проект не соответствует.
Соглашаясь выводами судов о признании недействительными оспоренных приказа N 465-19 и заключения N 196 в части выводов о несоответствии проекта освоения лесов законодательству РФ, суд округа исходит из следующего.
Частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Согласно пунктам 9, 11 данного Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Заключение экспертизы направляется лесопользователю органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение 5 дней после его утверждения.
По правилам абз. 2 п. 10 Порядка N 496 отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству РФ, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Однако, заключение N 196 государственной экспертизы по проекту освоения лесов, разработанному обществом, не содержит, как правильно установлено нижестоящими судами, указаний на несоответствие проекта или его частей конкретным нормам законодательства, регулирующим лесные отношения, и не содержит требований о необходимости соответствующей доработки проекта.
Согласно оспоренному заключению N 196 министерство не предложило лесопользователю доработать проект освоения лесов, а пришло к выводу о недопустимости реализации проекта освоения лесов, расторжению договора аренды лесного участка N 32 от 20.07.2017 как противоречащему действующему законодательству.
Данное заключение приказом министерства от 04.04.2019 N 465-19 утверждено.
Поскольку, оспоренное заключение N 196 в части признания несоответствующим проекта освоения лесов законодательству РФ не соответствует требованиям Порядка N 496, у министерства отсутствовали правовые основания для его утверждения.
Доводы кассатора о том, что по данному делу необходимо было учесть обстоятельства незаконности заключения договора аренды лесного участка, были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. В соответствии с Порядком N 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, при этом состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", однако такая оценка в заключении комиссии отсутствует, при этом, на момент представления разработанного обществом проекта освоения лесов, проведения государственной экспертизы и утверждения министерством ее результатов договор аренды лесного участка N 32 не расторгнут, а также не признан недействительным в судебном порядке.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования и в порядке, установленном части 4 статьи 201 АПК РФ, обязали уполномоченный орган повторно рассмотреть проект освоения лесов на соответствие законодательству, регулирующему лесные отношения.
Доводы кассационной жалобы в силу статьи 288 АПК РФ не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А23-4021/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассатора о том, что по данному делу необходимо было учесть обстоятельства незаконности заключения договора аренды лесного участка, были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. В соответствии с Порядком N 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, при этом состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", однако такая оценка в заключении комиссии отсутствует, при этом, на момент представления разработанного обществом проекта освоения лесов, проведения государственной экспертизы и утверждения министерством ее результатов договор аренды лесного участка N 32 не расторгнут, а также не признан недействительным в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 января 2020 г. N Ф10-5947/19 по делу N А23-4021/2019