г.Калуга |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А83-8228/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Власова Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129, ул.Киевская, д.125, корпус Б, г.Симферополь, 295034) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1169102086218, ИНН 9102219091, ул.Миллера, д.4, г.Симферополь, 295013) -- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А83-8228/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - Управление ПФ РФ в г. Симферополе, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю) финансовых санкций в сумме 500 рублей за предоставление неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ в г. Симферополе просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая, что судами нарушены нормы материального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От Управления ПФ РФ в г. Симферополе в суд округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Главным управлением Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю в установленный законом срок представлены сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-М за апрель 2018 года по типу "исходные".
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях, Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю 25.10.2018 направило в контролирующий орган сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за апрель 2018 года в отношении одного застрахованного лица.
В результате проведенной в отношении Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ), по представленным 25.10.2018 дополняющим сведениям (СЗВ-М), Управлением ПФ РФ в г.Симферополе установлено несвоевременное представление Главным управлением Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю сведений об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2018 г., поскольку они не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2018 N 091S18180019733 и принято решение от 25.12.2018 N 091S19180021746 о привлечении Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.
Требование Управления ПФ РФ в г.Симферополе об уплате финансовой санкции от 28.01.2019 N 091S01190000843 Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю добровольно в срок до 19.02.2019 не исполнило.
Управление ПФ РФ в г.Симферополе обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя финансовой санкции, в удовлетворении которого судом отказано.
Суды, руководствуясь положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н), обоснованно исходили из того, что основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ у Фонда отсутствовали, поскольку Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю самостоятельно устранило неполноту (недостоверность) сведений, представив корректирующие сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" в соответствии с Инструкцией N 766н.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, суды обоснованно приняли во внимание, что Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г.Севастополю представило корректирующие (дополняющие) сведения, которые приняты Управлением ПФ РФ в г.Симферополе, что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ, проверка, по результатам которой установлено нарушение страхователем требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Управлением ПФ РФ в г.Симферополе только после получения дополнительно представленных сведений.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Ссылки подателя кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А83-8228/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 января 2020 г. N Ф10-6410/19 по делу N А83-8228/2019