город Калуга |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А14-1062/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (Воронежская область, г. Воронеж, Спортивная набережная, д. 4, ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (Воронежская область, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 6 А, ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дельфин" (Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. Ленина, д. 15 А, оф. 205, ОГРН 1153668020065, ИНН 3663110959): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 8 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по делу N А14-1062/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, инспекция) от 26.11.2018 N 02-07/571.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дельфин" (далее - ООО "УК Дельфин").
Решением суда от 08.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.10.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" просит отменить решение, постановление суда, указывая, что оспариваемые судебные акты являются незаконными, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ГЖИ Воронежской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения.
Представители инспекции, ООО "УК Дельфин", ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", извещенные о судебном разбирательстве, в суд округа не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из дела и установлено судами, ООО "УК Дельфин" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и имеет право на управление, в том числе многоквартирным домом N 14 по ул. Транспортная в г. Семилуки Семилукского района Воронежской области (далее - МКД N 14).
Между ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК Дельфин" (абонент) 01.03.2017 заключен договор ресурсоснабжения N ЖГ-239-С, предусматривающий обязанность ресурсоснабжающей организации поставлять абоненту через свои присоединенные инженерные сети тепловую энергию на отопление и горячую воду для многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к данному договору (в которое включен в числе прочих домов и МКД N 14), а также обязанность абонента принимать и оплачивать поставленные энергоресурсы по предусмотренным законодательством тарифам в объемах и на условиях, определенных данным договором.
Также из материалов дела видно и установлено судами, что МКД N 14 не оснащен коллективными приборами учета используемых энергетических ресурсов.
ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" по заявлению ООО "УК Дельфин" 15.02.2018 были выданы технические условия N 150 на установку узла учета тепловой энергии и теплоносителя по адресу: г. Семилуки, ул. Транспортная, 14, а в последующем 21.03.2018 составлен акт обследования, содержащий сведения об отсутствии технической возможности установки прибора учета тепловой энергии, горячей воды в МКД N 14.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.07.2018 по делу N А14-7202/2018 оставлено без удовлетворения заявление ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", оспорившего правомерность его привлечения к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП Российской Федерации за неисполнение предусмотренной законом обязанности по оснащению МКД N 14 коллективными приборами учета тепловой энергии и горячей воды по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 27.03.2018. По указанному делу исследовались в качестве доказательств вышеупомянутые технические условия N 150 от 15.02.2018, акт обследования от 21.03.2018.
Как видно из материалов дела, 04.10.2018 представителем ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" с участием ООО "УК Дельфин" было проведено обследование МКД N 14, по итогам которого составлен акт обследования, содержащий сведения о том, что в данном доме имеется место для установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.
В связи с поступившим обращением лица, проживающего в МКД N 14, о создании препятствий для установки в этом доме коллективных приборов учета, приказом инспекции от 02.11.2018 N 4407 в отношении ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" было назначено проведение внеплановой документарной проверки изложенных в указанном обращении доводов о несоблюдении названным обществом обязательных требований. О проведении этой проверки ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" уведомлялось; у последнего запрашивались необходимые для осуществления проверки документы.
На основании данных проверки, установившей, что ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" отказывает в заключении договоров на установку приборов учета в МКД N 14, зафиксированных в акте проверки от 26.11.2018 N 02-05/3573, инспекцией в адрес этого общества 26.11.2018 вынесено предписание N 02-07/571, которым последнему предписано в срок до 28.01.2019 обеспечить заключение договора с собственниками жилых помещений МКД N 14 на установку приборов учета тепловой энергии.
Не согласившись с названным предписанием от 26.11.2018, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, ссылаясь на то, что инспекцией не соблюдены правила проведения проверки; выданное предписание является неисполнимым из-за того, что не имеется технической возможности установки соответствующих приборов учета в МКД N 14.
Суды двух инстанций, исследовав представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с правильностью состоявшихся судебных актов, исходя из следующего.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), принятым согласно его статье 1 в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ многоквартирные дома подлежат оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований, в том числе части 5 данной статьи, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 утвержден порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусматривающий, что такой договор является публичным; в рамках процедуры его заключения проводятся осмотры соответствующих объектов с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета (пункты 3,10).
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 данного Кодекса.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установлены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 (далее - Приказ N 627).
В силу пункта 2 Приказа N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из следующих критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем; б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Установив при рассмотрении дела, что МКД N 14 не оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, суды пришли к правильному выводу о том, что ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" - ресурсоснабжающей организацией, поставляющей через присоединенные инженерные сети тепловую энергию на отопление и горячую воду, в том числе и для указанного многоквартирного дома, допущено нарушение обязательных требований, в связи с чем суды верно признали законным вынесенное инспекцией в целях устранения указанного нарушения предписание от 26.11.2018 N 02-07/571, по праву оставив без удовлетворения поданное обществом заявление. Применительно к установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим отношения сторон, суды верно отклонили не основанные на доказательствах доводы ранее привлеченного к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП Российской Федерации ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" об отсутствии технической возможности установки приборов учета энергетических ресурсов в МКД N 14. Суды при разрешении спора обоснованно исходили из того, что со стороны инспекции в ходе проверки, по итогам которой было вынесено вышеуказанное предписание, не были допущены нарушения, которые бы могли поставить под сомнение правомерность ее результатов.
Приводимые в кассационной жалобе доводы, по сути, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 8 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по делу N А14-1062/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив при рассмотрении дела, что МКД N 14 не оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, суды пришли к правильному выводу о том, что ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" - ресурсоснабжающей организацией, поставляющей через присоединенные инженерные сети тепловую энергию на отопление и горячую воду, в том числе и для указанного многоквартирного дома, допущено нарушение обязательных требований, в связи с чем суды верно признали законным вынесенное инспекцией в целях устранения указанного нарушения предписание от 26.11.2018 N 02-07/571, по праву оставив без удовлетворения поданное обществом заявление. Применительно к установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим отношения сторон, суды верно отклонили не основанные на доказательствах доводы ранее привлеченного к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП Российской Федерации ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" об отсутствии технической возможности установки приборов учета энергетических ресурсов в МКД N 14. Суды при разрешении спора обоснованно исходили из того, что со стороны инспекции в ходе проверки, по итогам которой было вынесено вышеуказанное предписание, не были допущены нарушения, которые бы могли поставить под сомнение правомерность ее результатов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2020 г. N Ф10-6537/19 по делу N А14-1062/2019