город Воронеж |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А14-1062/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366 ИНН 3663046559, далее - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" или заявитель):
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, далее - ГЖИ Воронежской области или заинтересованное лицо):
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дельфин" (далее - ООО "УК Дельфин" или третье лицо): |
Якунина Н.В., представитель по доверенности от 07.05.2019,
Короткова Н.В., представитель по доверенности от 13.05.2019;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2019 по делу N А14-1062/2019 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" к ГЖИ Воронежской области о признании незаконным предписания от 26.11.2018 N 02-07/571 об устранении нарушений требований законодательства,
третье лицо: ООО "УК Дельфин",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской от 26.11.2018 N 02-07/571 об устранении нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2019 по делу N А14-1062/2019 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ГЖИ Воронежской области возражает против доводов апелляционной жалобы, полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - ООО "УК Дельфин" в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании обращения гражданина от 02.10.2018 N 10241 в соответствии с приказом ГЖИ Воронежской области от 02.11.2018 N 4407 в отношении ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований об установке приборов учета используемой тепловой энергии.
В ходе проверки 26.11.2018 установлено, что ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", осуществляя поставку тепловой энергии на цели отопления МКД N 14 по ул. Транспортная г. Семилуки, не исполняет обязанность по осуществлению деятельности по установке прибора учета используемых энергетических ресурсов, отказывает обратившимся к обществу собственникам жилых помещений указанного дома в заключении договора, регулирующего условия установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, нарушая требования частей 8 и 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
Судом не установлены нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки. Проверка отвечает всем требованиям закона, и поэтому ее результаты признаются судом допустимыми доказательствами по делу.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 26.11.2018 N 02-07/571 с требованием в срок до 28.01.2019 обеспечить заключение договора с собственниками жилых помещений дома N 14 по ул. Транспортная г. Семилуки на установку приборов учета тепловой энергии.
Не согласившись с указанным предписанием, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу правил части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
На основании части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627 N "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" установлено, что критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Согласно пункту 2 Приказа N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что материалами дела не подтверждается отсутствие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии в МКД.
Техническими условиями от 15.02.2018 N 150, выданными заявителем с целью установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды в МКД N 14 определены конкретные технические параметры (место и способ установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды в МКД N 14), выполнение которых приводит к созданию технической возможности для осуществления установки соответствующих приборов учета энергетических ресурсов (т. 1 л.д. 85).
Следовательно, заявителю было известно о том, что МКД не был оборудован общедомовыми приборами учета до 15.02.2018.
Из содержания акта обследования МКД N 14, составленного 04.10.2018 представителями ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" и ООО "УК Дельфин", следует, что в спорном доме система отопления имеет два тепловых ввода, система ГВС имеет два ввода, место для установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения имеется (т. 1 л.д. 89).
Довод подателя жалобы о том, что отсутствие технической возможности установки прибора учета подтверждается актом обследования от 21.03.2018 опровергается имеющимися в материалах дела техническими условиями от 15.02.2018 и актом от 04.10.2018.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что в рамках дела N А14-7202/2018 судами первой и апелляционной инстанции ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" установлена законность постановления УФАС по Воронежской области о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, за неисполнение обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД N 14.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предписание ГЖИ Воронежской области соответствует закону. При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежали удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2019 по делу N А14-1062/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ИНН 3127000021, ОГРН 1023102258497) излишне уплаченную по платежному поручению от 15.11.2018 N 12387 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1062/2019
Истец: ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ООО "УК Дельфин", ГЖИ Воронежской области