г. Калуга |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А83-53/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Золотые фрукты Крыма" (ОГРН 1169102064669, ИНН 9102208036, ул. Севастопольская, 43Б, оф. 5, г. Симферополь, Республика Крым, 295024) - Лукашева М.И. - представителя по доверенности от 24.06.2019;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, ИНН 9102011424, бульв. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - Бабич Н.А. - представителя по доверенности от 10.01.2020 N 02.1-21/1; Олейника И.А. - представителя по доверенности от 17.04.2019 N 02.1-21/11;
от Министерства сельского хозяйства Республики Крым (ОГРН 1149102017514, ИНН 9102012139, ул. Киевская, 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295001) - Кочеткова О.А. - представителя по доверенности от 27.12.2019 N 102,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А83-53/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Золотые фрукты Крыма" (далее - заявитель, ООО "Золотые фрукты Крыма", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы финансового надзора Республики Крым (далее - административный орган, Служба) от 14.12.2018 N 17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 658,77 руб.
Дело рассматривалось с участием Министерства сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство).
Решением суда от 22.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.09.2019 решение суда от 22.04.2019 отменено, заявленное Обществом требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Служба просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Службы, Общества, Министерства, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Министерство сельского хозяйства (главный распорядитель) и ООО "Золотые фрукты Крыма" (получатель субсидии) заключили соглашение от 06.04.2018 N 207-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии (далее - соглашение), по условиям которого главный распорядитель предоставляет получателю субсидию из средств бюджета Республики Крым по возмещению части фактических затрат на гидромелиоративные мероприятия в размере 5 532 938,60 руб.
Платёжным поручением от 13.04.2018 N 584820 субсидия в сумме 5 532 938, 60 руб. была перечислена на расчетный счет Общества.
На основании приказа Службы от 20.09.2018 N 359 в отношении Министерства была проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств, выделенных из бюджета Республики Крым на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, за период с 01.06.2015 по 31.08.2018, результаты которой отражены в акте от 27.11.2018 N 09.1-04/06 (далее - акт проверки). По данным проверки Служба пришла к выводу, что Общество излишне получило субсидию в сумме 1 205 499, 59 руб.
По данному факту по постановлению от 14.12.2018 N 17 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 658, 77 руб.
Данное постановление Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, поскольку Служба доказала факт противоправных действий со стороны Общества, выразившихся в излишнем получении субсидии в сумме 1 205 499, 59 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 58 утверждён "Порядок предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года" (далее- Порядок N 58).
Согласно подп. 1.3.2. п. 1.3. раздела 1 Порядка N 58 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответствующим требованиям, указанным в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-Ф "О развитии сельского хозяйства" (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и (или) поставленным на налоговый учёт и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, в целях возмещения части понесенных ими затрат (без НДС для получателей субсидии, находящихся на общей системе налогообложения) в текущем финансовом году или отчётном финансовом году на проведение гидромелиоративных мероприятий - строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчёт стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретённых в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, а также по переходящим объектам незавершённого строительства.
Согласно подпункту 1.5.2. пункта 1.5. раздела 1 Порядка N 58 (в редакции постановления от 22.02.2018 N 87) при выполнении работ, соответствующих локальному сметному расчету проекта, подрядной организацией возмещению подлежат затраты, не превышающие прямые затраты предусмотренные локальным сметным расчетом проекта по соответствующим видам работ.
Согласно приложению N 1 к приказу Министерства от 14.03.2018 N 204, принятому в соответствии с Порядком N 58, сумма субсидии составляет 70% затрат, понесенных сельскохозяйственным производителем на проведение гидромелиоративных мероприятий.
Из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена Министерством на основании представленных Обществом справки - расчёта на предоставление субсидии, подлежащей исчислению исходя из фактических затрат, а также реестра фактических затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий с указанием их примерного перечня.
Поскольку в соответствии с п. 2.2.4. Порядка N 58 Министерству было предоставлено право самостоятельно производить перерасчёт суммы субсидии при указании некорректной или документально не подтверждённой суммы затрат получателем субсидии, то вменение Обществу со стороны административного органа в качестве нарушения условий предоставления субсидии завышение суммы затрат, учитываемых при расчете субсидии, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества объективной стороны вмененного правонарушения и вины.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно оценен акт проверки Министерства от 27.11.2018 в качестве возможного повода для возбуждения дела об административном правонарушении, но не как в качестве доказательства совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В суде кассационной инстанции представитель ООО "Золотые фрукты Крыма" заявил, что Обществом в добровольном порядке была возвращена субсидия в сумме 1 205 499, 59 руб. и данный факт представителями Службы не опровергнут.
По существу приведенные в кассационной жалобе мотивы несогласия с судебным актом направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А83-53/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.