г. Калуга |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А68-2681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Толкачевой И.Ю. Шильненковой М.В. |
|
судей | ||
|
|
|
при участии в заседании |
|
|
от истца: ООО "Новомосковский городской водоканал"
от ответчика: ООО "Пальмира" |
Морозов В.В. (дов. N 7 от 01.01.2020),
Кожахмедов М.Д. (дов. 06.08.2019), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Пальмира" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А68-2681/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новомосковский городской водоканал" (далее - ООО "Новомосковскгорводоканал", истец, ИНН 7116129038, ОГРН 1057101614294) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пальмира" (далее - ООО "Пальмира", ответчик, заявитель, ИНН 7116151467, ОГРН 1167154059984) о взыскании задолженности за оказанные услуги по приему (сбору) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения за период март - ноябрь 2018 года в размере 88 344 руб. 75 коп. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2019 (судья Алешина Т.В.) исковые требования ООО "Новомосковскгорводоканал" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 (судьи Егураева Н.В., Селивончик А.Г., Бычкова Т.В.) решение Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Пальмира" - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией вышеуказанными судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что судами дана ненадлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, а также допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Ссылается на то, что стороны, согласно приложению N 8 к договору от 01.08.2016, для определения нормативных показателей свойств сточных вод, договорились руководствоваться приложением N 3 Правил N 644 в редакции от 05.01.2015, однако при предъявлении требований, связанных с оплатой сверхнормативных стоков за период с 15.03.2018 по 10.09.2018, истец руководствовался нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленными Постановлением Администрации МО город Новомосковск N 4967 от 26.12.2017.
Указывает на то, что у администрации МО город Новомосковск в спорный период отсутствовали полномочия на установление нормативов состава сточных вод.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.08.2016 между ООО "Новомосковскгорводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Пальмира" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2089, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором). Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных н канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пунктам 69 - 71 договора он заключен сроком на 1 год, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Истец ссылался на то, что 26.12.2017 постановлением администрации муниципального образования г. Новомосковск утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему водоотведения МО г. Новомосковск.
Истцом были проведены отборы сточных вод, по результатам которых был проведен анализ и выявлено превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему водоотведения муниципального образования г. Новомосковск, о чем были составлены соответствующие акты: N 29 от 23.03.2018, N 67 от 29.05.2018, N 93 от 29.06.2018, N 108 от 20.07.2018, N 128 от 17.08.2018, N 157 от 21.09.2018, N 179 от 19.10.2018.
Согласно порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области, утвержденных постановлением Правительства Тульской области от 14.11.2017 N 545, ответчику начислена плата за превышение нормативов водоотведения, утвержденных постановлением администрации муниципального образования г. Новомосковск, за период с марта по ноябрь 2018 года общей стоимостью 88 344 руб. 75 коп.
В соответствии с пунктом 119 Правила N 644 счета на оплату за превышение нормативов водоотведения и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчик обязан был оплатить в течение 10 дней со дня его выставления.
Ответчик не оплатил оказанные услуги по приему и (сбросу) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения, что послужило основанием обращения ООО "Новомосковскгорводоканал" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Тульской области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В связи с принятием Правил N 644, в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) внесены изменения, в частности утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167. При этом остальные пункты Правил N 167 сохранили свое действие.
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства), являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038), в письме от 03.02.2015 N 2388-ОД/04 даны разъяснения относительно порядка применения пункта 3 Правил N 644 с учетом рекомендаций, изложенных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения".
Так, организации, осуществляющие водоотведение, и их абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в течение 2014 года, а также до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются требованиями пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, до установления таким абонентам указанных нормативов (в том числе в течение 2014 года) руководствуются нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленными в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, а также вносят организациям, осуществляющим водоотведение, плату за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу (сбросу) сточных вод в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ системы канализации населенных пунктов" (аналогично иным абонентам, в отношении которых органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства установлены нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод).
Принимая во внимание, что ответчику лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади в порядке, предусмотренном Правилами N 644, не установлены, судами правомерно отмечено, что вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод в спорных правоотношениях регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644).
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод заявителя о необходимости применения нормативных показателей, установленных в приложении N 3 к Правила N 644.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" предусмотрено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанные объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
У ответчика среднесуточный объем отводимых сточных вод составляет менее 200 куб. метров в сутки, соответственно, ответчик не подпадает под категорию абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительство Российской Федерации, определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент также обязан, в том числе, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно подпункту "е" пункта 34 Правил N 644 осуществление контроля за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, является и обязанностью организации ВКХ.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Пункт 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) устанавливает порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются.
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных указанным пунктом.
Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.12.2017 N 4967 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему водоотведения муниципального образования город Новомосковск, отводимых абонентами в систему канализации города Новомосковск.
Согласно п. I постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства утвержден Порядок взимания за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в канализации населенных пунктов Тульской области (постановление Правительства Тульской области от 14.11.2017 N 545 (далее - Порядок N 545)).
Порядок N 545 устанавливает правила взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства или организациями и предприятиями, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Тульской области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Тульской области с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Тульской области (далее - абоненты), предусматривает меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ и устанавливает порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Тульской области с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.
На основании изложенного, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ответчик обязан производить оплату оказанных услуг по приему и (сбросу) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения в виду чего обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 88 344 руб. 75 коп.
Согласно статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, а так же соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм материального или процессуального права, о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А68-2681/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) устанавливает порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются.
...
Согласно п. I постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2020 г. N Ф10-6448/19 по делу N А68-2681/2019