г.Калуга |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А83-2489/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Кедр" (ОГРН 1149102012905, ИНН 9108000588, Керченское шоссе, 38. г. Феодосия, Республика Крым, 298100) - Ремянникова Д.В. (дов. от 30.04.2019),
от муниципального казенного учреждения Управления наружной рекламы и информации администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1179102000373, ИНН 9102223316, ул. Пушкина/Маяковского, 35/2, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470, ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - Дружковой О.А. (дов. от 18.11.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Интер-Шельф" (ОГРН 1149102075011, ИНН 9103008946, ш. Южнобережное, 87, пгт. Никита, г.Ялта, Республика Крым, 298648) - Ивановой С.В. (дов. от 01.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Управления наружной рекламы и информации администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А83-2489/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным предписания Управления наружной рекламы и информации администрации города Симферополя Республики Крым (далее - управление) от 23.01.2019 N 67 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация), общества с ограниченной ответственностью "Интер -Шельф".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019, заявленное требование удовлетворено; предписание от 23.01.2019 N 67 признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества, указывая на неправильное применение судами норм материального права, не полное выяснение обстоятельств спора, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, так как предписание вынесено в отношении размещенной обществом без соответствующего согласования информационной конструкции.
В отзывах на жалобу ООО "Кедр" и ООО "Интер-Шельф" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, поскольку размещенная обществом конструкция не является рекламной, следовательно, не требовалось получать соответствующее разрешение.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ООО "Кедр", администрации, ООО "Интер-Шель", суд кассационной инстанции находит решение и постановление судов подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, установлено судами, в соответствии с заключенным 01.10.2018 между ООО "Интер-Шельф" (Арендодатель) и ООО "Кедр" (Арендатор) договором аренды нежилого помещения N 02-ИШ/18 арендатору передана на неопределенный срок во временное владение и пользование АЗС, расположенная по адресу ул. Беспалова, 49Б/ул. Генерала Родионова, 3, г. Симферополь.
АЗС расположена на земельном участке с кадастровым номером 99:22:000000:1831 площадью 767 кв. м по адресу: ул. Беспалова-Генерала Родионова, г. Симферополь, переданном в аренду ООО "Интер-Шельф" на основании заключенного между Администрацией и ООО "Фирма "Рюген-Юг" договора аренды земельного участка от 10.08.2017 N 419-2017.
В связи с продажей АЗС обществом "Фирма "Рюген-Юг" обществу "Интер-шельф" договор аренды не изменялся, однако согласно сообщению Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя в автоматизированную систему "Управление муниципальной собственности" были внесены изменения относительно стороны по договору аренды земельного участка от 10.08.2017 N 419-2017 (Арендатора).
Управлением в результате проведенной 22.01.2019 проверки объектов наружной рекламы и информации (далее - ОНРИ) выявлена информационная конструкция: стела - отдельно стоящая на земельном участке, двухсторонняя, имеющая поверхность для размещения информации (информационное поле) размером 1,5 х 5,0 м по адресу г.Симферополь, ул.Генерала Радионова,3Б, собственник - ООО "Кедр", согласование на установку и эксплуатацию которой отсутствует. Результат проверки и фотофиксация отражены в акте проверки от 22.01.2019 N 67.
23.01.2019 ООО "Кедр" управлением выдано предписание N 67 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации, согласно которому обществу вменен факт установки и эксплуатации ОНРИ по адресу г.Симферополь, ул. Генерала Родионова, 3Б с нарушением требований п.4 Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации ОНРИ на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета от 29.12.2014 N 157 (далее- Правила N 157), пунктов 7 и 9 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 02.04.2015 N 223 (далее - Порядок демонтажа N 223).
В соответствии с предписанием общество в срок до 23.02.2019 обязано демонтировать указанную конструкцию.
Не согласившись с предписанием Управления наружной рекламы и информации от 23.01.2019 N 67, ООО "Кедр" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
Признавая незаконным предписание, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что основанием для демонтажа спорной рекламной конструкции послужил вывод Управления наружной рекламы и информации о том, что размещенная стела отвечает признакам наружной рекламы, на размещение которой, в соответствии с нормами действующего законодательства, необходимо получение разрешения в установленном законом порядке. Применив положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 15 и 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", правовые позиции, указанные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11, суды на основании оценки представленных лицами, участвующими в деле, доказательств пришли к выводу, что спорная конструкция не может быть демонтирована, поскольку не является рекламной, на размещение которой требуется соответствующее разрешение, поскольку предназначена для информирования потенциальных покупателей о марке реализуемого топлива и его цене с целью доведения этой информации до потребителей.
При рассмотрении дела судами не учтено, что Правила N 157 разработаны в целях обеспечения единой политики в сфере наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, усиления муниципального контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, эксплуатацией объектов наружной рекламы и информации, использованием муниципальной собственности в целях распространения наружной рекламы и информации. Правила устанавливают требования к установке и эксплуатации ОНРИ на территории муниципального образования.
Указанные Правила содержат требования к размещению к ОНРИ как рекламных конструкций, так и информационных конструкций, в частности в соответствии с пунктом 4.1. ОНРИ подразделяются на объекты наружной рекламы (рекламные конструкции), объекты городской информации, объекты информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения (вывески и информационные конструкции), а пунктом 4.5.3 и его соответствующими подпунктами установлены требования к информационным конструкциям, пункт 10 предусматривает обязанность оформления разрешительных документов на установку и эксплуатацию информационных конструкций.
Однако, с учетом требований, изложенных в нормативном правовом акте, принятом органом местного самоуправления, суды не проверили оспоренное обществом предписание на его соответствие этому акту, ограничившись лишь оценкой конструкции как не содержащей рекламы.
Кроме того, постановлением администрации города Симферополя от 08.08.2016 N 1772 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование установки информационных конструкций на территории МО городской округ Симферополь, аннулирование таких согласований".
В акте проверки от 22.01.2019 и в оспоренном предписании управление установило факт размещения информационной конструкции в отсутствие согласования на установку и эксплуатацию, а не в отсутствие действующего разрешения на установку рекламной конструкции.
С учетом изложенного выше суд округа приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были установлены и исследованы все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, обжалуемые решение и постановление приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем указанные судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что для принятия законного и обоснованного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо устранить указанные недостатки, исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А83-2489/2019 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая незаконным предписание, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что основанием для демонтажа спорной рекламной конструкции послужил вывод Управления наружной рекламы и информации о том, что размещенная стела отвечает признакам наружной рекламы, на размещение которой, в соответствии с нормами действующего законодательства, необходимо получение разрешения в установленном законом порядке. Применив положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 15 и 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", правовые позиции, указанные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11, суды на основании оценки представленных лицами, участвующими в деле, доказательств пришли к выводу, что спорная конструкция не может быть демонтирована, поскольку не является рекламной, на размещение которой требуется соответствующее разрешение, поскольку предназначена для информирования потенциальных покупателей о марке реализуемого топлива и его цене с целью доведения этой информации до потребителей."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2020 г. N Ф10-6219/19 по делу N А83-2489/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6219/19
16.02.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2723/19
27.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2489/19
30.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6219/19
13.09.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2723/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2489/19