г.Калуга |
|
6 февраля 2020 г. |
Дело N А62-1868/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Власова Е.В. Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть" (214013, г. Смоленск, Тульский переулок, д.7, ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716) - Радговская О.М. (дов. от 17.10.2019 N 76);
от заинтересованного лица: Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д.13, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) - Ковальчук О.В. (дов. от 09.01.2020 N 00021);
от третьих лиц:
Сламихина А.М. (214018, г. Смоленск, пер. Киевский, д.14, кв.217) - не явились;
открытого акционерного общества "Жилищник" (214018, г. Смоленск, ул. 2-я Киевская, д.20, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371) - не явились;
Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (214000, г.Смоленск, ул. Соболева, д.5, ОГРН 1026701433439, ИНН 6731000342) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А62-1868/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - жилищная инспекция) от 19.02.2019 N 0088/69/2019.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Смоленское муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал", Сламихина А.М.
Решением суда от 18.07.2019 оспариваемое предписание признано недействительным.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе жилищная инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу предприятие просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель жилищной инспекции поддержала доводы кассационной жалобы, представитель предприятия поддержала доводы возражений на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании приказа заместителя руководителя жилищной инспекции от 29.01.2019 N 0164/ИП специалистами инспекции в период с 31.01.2019 по 19.02.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении предприятия с целью проверки фактов, изложенных в обращении Сламихина А.М., проживающего по адресу: г. Смоленск, пер. Киевский, д. 14, кв. 217 (к. 2), по вопросу неосуществления предприятием перерасчета размера платы за горячее водоснабжение в период временного отсутствия потребителя коммунальных услуг (т.1 л.д.91).
По результатам проверки 19.02.2019 составлен акт N 0164/69, в котором отражено, что многоквартирный дом N 14 по пер.Киевскому являлся общежитием коридорного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов, душевых). Факт непроживания Сламихина А.М. по месту регистрации в комнате N 217 установлен актом об установлении количества проживающих граждан в данном жилом помещении от 20.11.2018. Коммуникации, позволяющие оборудовать занимаемое потребителем жилое помещение (помещение N 217) индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, отсутствуют. Имеется техническая возможность оборудования приборами учета горячей и холодной воды блока жилых помещений на 2-ом этаже, состоящего из 8 жилых комнат, в том числе комнаты N 217, а также туалета, душевой, умывальной комнаты, предназначенных для этого блока.
Придя к выводу о несоблюдении предприятием положений пунктов 56 - 58 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), жилищная инспекция выдала предприятию предписание от 19.02.2019 N 0088/69/2019, которым обязала предприятие в срок до 18.03.2019 произвести корректировку ранее начисленной платы за горячее водоснабжение по жилому помещению N 217 дома N 14 по пер.Киевский г.Смоленска на основании акта об установлении количества проживающих граждан в данном жилом помещении от 20.11.2018 (т.1 л.д.11).
Полагая, что предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что условия проживания в жилых помещениях общежития коридорного (секционного) типа приравниваются к условиям проживания в жилых помещениях коммунальной квартиры; техническая возможность установки приборов учета горячей и холодной воды в блоке на втором этаже, состоящем из 8-ми комнат, в том числе комнаты N 217, умывальника, душевой, туалета имеется; потребитель, не обеспечивший установку приборов учета при технической возможности их установки, не вправе ссылаться на отсутствие таких приборов учета как на основание освобождения его от оплаты коммунальных услуг в период временного непроживания.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с состоявшимися судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что жилищная инспекция полномочна выдавать предписания при установлении фактов нарушений требований действующего законодательства при расчетах размера платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 86 Правил N 354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями п. 81 (13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Судами установлено, что расчет размера платы за горячее водоснабжение в доме N 14 по пер. Киевский производится исходя из нормативов потребления.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Так как техническая возможность установки общих (общеквартирных) приборов учета горячей и холодной воды в блоке, состоящем из 8 комнат (в том числе и комнаты N 217), умывальника, туалета, душевой имеется, что не отрицается и жилищной инспекцией, но приборы учета не установлены, суд пришел к выводу, что в таком случае в силу положений пункта 86 Правил N 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя коммунальных услуг не производится.
Кроме того, суды пришли к правильному выводу о несостоятельности ссылки в оспариваемом предписании на пункты 56 - 58 Правил N 354, так как указанными пунктами урегулированы вопросы порядка расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии временно проживающих в жилом помещении лиц, а не при временном отсутствии проживающих.
Придя к выводу о несоответствии предписания жилищной инспекции от 19.02.2019 положениям действующего законодательства и нарушении этим предписанием прав и законным интересов предприятия в сфере экономической деятельности, суд удовлетворил требование предприятия и признал оспариваемое предписание недействительным.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом оценки суда апелляционной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А62-1868/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.