г. Калуга |
|
07 февраля 2020 г. |
Дело N А83-6321/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Власова Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Сакский завод строительных материалов" (Республика Крым, Сакский район, с. Карьерное, ул. Горняцкая, д. 1, ИНН 9107003459, ОГРН 1149102111058): Мартынюк Е.А. (доверенность от 20.01.2020 N 23);
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления экологического надзора Западно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по делу N А83-6321/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сакский завод строительных материалов" (далее - АО "СЗСМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма, министерство) от 20.03.2019 N 9/07.2-19.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года, предписание от 20.03.2019 N 9/07.2-19 признано недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минприроды Крыма обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
АО "СЗСМ" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "СЗСМ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц. Минприроды Крыма ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 05.03.2019 N 299 в отношении АО "СЗСМ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, результаты которой зафиксированы в акте от 20.03.2019 N 2/07.2-18.
Проверкой установлено нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а именно обществом не соблюдены сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность в период 2019 г., что является невыполнением требований пункта 4.5 соглашения к лицензии от 12.07.2016 СИМ 50411 ТЭ.
Министерством выдано предписание от 20.03.2019 N 9/07.2-19 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым предписано не допускать нарушений требований пункта 4.5 соглашения к лицензии от 12.07.2016 СИМ 50411 ТЭ.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
АО "СЗСМ" министерством выдана лицензия от 12.07.2016 СИМ 50411 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча известняков пригодных для производства стенового камня, а также карбонатного песка, щебня, известковой муки, кормовых добавок, строительной извести на участке Центральный Сасыкского месторождения, расположенном на территории Сакского района Республики Крым, со сроком действия до 12 октября 2031 года.
Пунктом 4.5 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами (приложение N 1 к лицензии СИМ 50411 ТЭ) предусмотрено, что сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с таблицей 1.1 к пункту 1.3 "Основные положения (технические и экономические решения) проекта" проекта разработки и рекультивации Центрального участка Сасыкского месторождения известняков, пригодных для производства стенового камня, а также карбонатного песка, щебня, известковой муки, кормовых добавок, строительной извести в Сакском районе Республики Крым производственная мощность карьера по горной массе составляет 800 тыс. м3/год, из них понтические и мэотические пильные известняки - 100 м3/год, карбонатное сырье - 700 м3/год; период выхода на проектную мощность - 1 год.
Суды, оценив содержание технического проекта разработки месторождения, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, исходили из некорректности установления даты для определения срока выхода на проектную мощность и пришли к выводу о том, что факт нарушения обществом требований пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах министерством не доказан.
Оспариваемое предписание обосновано тем, что обществом не соблюдены сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность в период 2019 г. В этой связи Минприроды Крыма обязало АО "СЗСМ" не допускать нарушений требований пункта 4.5 соглашения к лицензии от 12.07.2016 СИМ 50411 ТЭ. Какие-либо иные меры министерством не предписывались.
Предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, подлежащие выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства. Кроме того, такие требования должны быть нормативно обоснованы и реально исполнимы.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания также является важным требованием к данному виду ненормативного акта. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленные нарушения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13).
Оценив содержание оспариваемого предписания Минприроды Крыма, суды установили, что предписание не содержит определенных требований, подлежащих выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства.
Законность и обоснованность предписания связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки, а выдача общего предписания на будущее время с постоянным сроком исполнения без указания определенного вида действий, которые должен совершить или не совершать хозяйствующий субъект, не отвечает требованиям определенности и законности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Закона о недрах, исходя из буквального содержания предписания, учитывая, что предписание не соответствует законодательно установленным принципам законности и исполнимости, суды пришли к выводу о незаконности обжалуемого предписания Минприроды Крыма.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минприроды Крыма освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по делу N А83-6321/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.