г.Калуга |
|
5 февраля 2019 г. |
Дело N А83-3477/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от жилищно - строительного кооператива "Афалина" курортно-рекреационно - селитебного назначения (ОГРН 1149102113104, ИНН 3101004262, ул.Парниковая, 6, с.Приветное, г.Алушта, Республика Крым, 298521) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, пл. Советская, д.1, г.Алушта, Республика Крым, 298516) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А83-3477/2018,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Афалина" курортно-рекреационно-селитебного назначения (далее - ЖСК Афалина", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с зявлением о признании незаконным постановления Администрации города Алушта Республики Крым (далее- администрация) от 01.03.2016 N 566 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу г.Алушта, с.Приветное, ул.Парниковая, 6" в части определения вида разрешенного использования земельного участка - для гостиничного обслуживания.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2019 года, постановление администрации от 01.03.2016 N 566 признано недействительным.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановлением судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, указывая, что выводы судов основаны на неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, имеющихся доказательствах, а также на необоснованное восстановление заявителю срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в суд, поскольку кооперативу было известно об оспоренном постановлении N 566 еще в 2016 году.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Афалина" просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как администрацией не указаны нарушения материального или процессуального права, допущенные судами при рассмотрении настоящего спора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения 8 сессии 5 созыва Приветненского сельского Совета г.Алушта от 07.11.2006 N 8/39 между Приветненским сельским советом (Арендодатель) и ЖСК "Афалина" (Арендатор) заключен договор аренды земли от 04.12.2006, в соответствии с котором последнему передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 15,4 га, расположенный по адресу ул.Парниковая, 6, с.Приветное, для размещения автокемпинга коттеджного типа, с целевым использованием земельного участка - рекреационное. В соответствии с пунктом 3 договора на момент передачи земельного участка на участке строения и сооружения отсутствуют; в соответствии с пунктом 21 договора установлены ограничения землеустроительного характера по использованию земельного участка.
Решением 3 сессии 6 созыва Приветненского сельского Совета от 27.01.2011 N 3/59 по заявлению ЖСК "Афалина" в договор аренды от 04.12.2006 решено внести изменения, а именно условия использования земельного участка после слов "коттеджного типа" добавить слова "индивидуального дачного строительства".
03.02.2016 ЖСК "Афалина" обратился в администрацию с заявлением об уточнении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 77, том 1).
Постановлением администрации от 01.03.2016 N 566 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу г.Алушта, с.Приветное, ул.Парниковая, 6" (далее - постановление N 566) по заявлению кооператива земельный участок (кадастровый номер 90:15:070102:35) площадью 15,4000 га, расположенный по адресу ул.Парниковая, 6, с.Приветное, г.Алушта, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание (4.7)".
В соответствии с утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313) между администрацией и ЖСК "Афалина" 12.07.2016 заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым кооперативу предоставлен во временное владение и пользование земельный участок площадью 153948 кв.м. из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание, с кадастровым номером 90:15:070102:35, расположенный по адресу ул.Парниковая, 6, с. Приветное, г.Алушта. Согласно пункту 1.2 договора от 12.07.2016 на земельном участке расположены 15 строений. Земельный участок обременен сервитутами (пункт 2.1 договора) и установлены ограничения в использовании с учетом расположения земельного участка в границах прибрежных защитных полос (пункт 3.1 договора).
Расчет размера годовой арендной платы (приложение N 1 к договору аренды от 12.07.2016) произведен исходя, в числе прочего, вида разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание.
Не согласившись с постановлением N 566, ссылаясь на неверное определение администрацией вида разрешенного использования, поскольку ЖСК "Афалина" является некоммерческой организацией, основанной на членстве граждан, и использование земельного участка предусмотрено в некоммерческих целях, ЖСК оспорил ненормативный акт в судебном порядке.
Рассматривая по существу заявленное требование, суд первой инстанции, учитывая положения статей 198, 200 АПК РФ, пришел к выводу, что ЖСК "Афалина" срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта администрации не пропущен, поскольку постановление N 566 официально не опубликовано, доказательств направления его кооперативу не представлено, фактически членам кооператива о нем стало известно в конце декабря 2017 года после возбуждения арбитражным судом производства по делу N А83-20312/2017.
В силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Рассматривая заявление, суд первой инстанции согласился с доводами кооператива об отсутствии оснований считать, что предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения в суд пропущен, поскольку заявитель узнал об оспоренном постановлении в декабре 2017 года, в суд обратился в марте 2018 года.
Суд округа не усматривает нарушений судом положений части 4 статьи 198 АПК РФ, основания для восстановления срока отсутствовали, поскольку он не был пропущен заявителем, а доводы кассатора в этой части не являются обоснованными.
Признавая недействительным постановление N 566, которым администрацией изменен вид разрешенного использования земельного участка, суды, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений до 1 января 2023 года, а особенности регулирования градостроительных отношений до 31 декабря 2020 года могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, применив правовые положения, предусмотренные статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, особенности, установленные пунктами 9 и 12 статьи 3, статьей 7 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), пришли к выводу, что у администрации отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного использования находящегося в аренде у ЖСК "Афалина" земельного участка с "для размещения автокемпинга коттеджного типа" на "гостиничное обслуживание".
Суд округа считает выводы судов об отсутствии оснований у администрации для изменения вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка правильными, учитывая следующее.
Исходя из совокупности правовых положений, предусмотренных статьями 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 38-ЗРК право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что в соответствии с решением 8 сессии 5 созыва Приветненского сельского Совета г.Алушта от 07.11.2006 N 8/39 последним ЖСК "Афалина" предоставлен в аренду земельный участок площадью 15,4 га, расположенный по адресу ул.Парниковая, 6, с.Приветное, о чем заключен договор аренды земли от 04.12.2006. Земельный участок предоставлен для размещения автокемпинга коттеджного типа, целевое использование- рекреационное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 38-ЗРК разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - Классификатор N 540).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение N 378), пунктами 3, 4 которого предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Согласно пункту 6 Положения N 378 до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 данного Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" (далее - Постановление N 264), с учетом требований Закона N 38-ЗРК и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
Договор аренды земли (земельного участка) входит в Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденный Постановлением N 264.
В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной постановлением Совета Министров РК от 15.10.2014 N 378, для земельного участка, расположенного в пределах населенного пункта, предназначенного для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, яхт-клубов, стационарных туристско-оздоровительных лагерей, детских туристических станций, туристских парков, других аналогичных объектов) предусмотрен вид разрешенного использования - "туристическое обслуживание - размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей" (код 5.2.1)
В соответствии с названной Таблицей вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7) предусматривает - размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Примененные в Таблице коды видов разрешенного использования соответствуют Классификатору N 540.
ГОСТ Р 57806-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования" предусматривает, что организация проживания туристов в различных средствах размещения, в том числе в палаточных лагерях и кемпингах, относится к услугам в области самодеятельного туризма.
До введенного в действие с 1 марта 2019 года Приказом Росстандарта от 25.07.2018 N 429-ст ГОСТ Р 58187-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Кемпинги. Общие требования" в законодательстве, в том числе Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", отсутствовало правовое определение "кемпингов".
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 58187-2018 кемпинг - огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов. Объектом кемпинг-размещения является некапитальное сооружение, под которым в соответствии с примечанием понимается некапитальные, мобильные, складные, переносные объекты и конструкции, или участок земли (питч), используемые для размещения и отдыха туристов в кемпинге (пункт 3.2).
Согласно статье 1 Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру.
Таким образом, учитывая различное функциональное назначение объектов размещения туристов - гостиницы и кемпинги, у администрации отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка на "гостиничное обслуживание".
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, а таких доказательств администрацией не представлено. То обстоятельство, что изменение вида разрешенного использования было инициировано кооперативом, не свидетельствует о законности постановления N 566, поскольку, обращаясь в администрацию, ЖСК "Афалина" не указывала вид разрешенного использования.
С учетом изложенного и установленных судами по настоящему делу фактических обстоятельств, суд округа считает, что доводы кассационной жалобы в силу статьи 288 АПК РФ не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А83-3477/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 58187-2018 кемпинг - огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов. Объектом кемпинг-размещения является некапитальное сооружение, под которым в соответствии с примечанием понимается некапитальные, мобильные, складные, переносные объекты и конструкции, или участок земли (питч), используемые для размещения и отдыха туристов в кемпинге (пункт 3.2).
Согласно статье 1 Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 февраля 2020 г. N Ф10-6258/19 по делу N А83-3477/2018