г.Калуга |
|
14 февраля 2020 г. |
Дело N А36-14425/2018 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 12.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Толкачевой И.Ю., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стимул" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А36-14425/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стимул" (далее - ООО "Стимул", ответчик) о взыскании 343 091,16 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с июля по октябрь 2018 года.
Арбитражный суд Липецкой области в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 отменено. С ООО "Стимул" в пользу ООО "Чистый город" взыскана задолженность в сумме 343 091,16 руб. по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля по октябрь 2018 года, а также 12 862 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда от 16.09.2019, ООО "Стимул" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в постановлении апелляционного суда, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, единолично, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Чистый город" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Грязинского и Добринского муниципальных районов Липецкой области на основании соглашения от 30.04.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны "Грязинская", в которую входят Грязинский и Добринский муниципальные районы, заключенного между ООО "Чистый город" и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
ООО "Стимул" осуществляет торговую деятельность на торговых объектах, расположенных по адресам: Липецкая область, г. Грязи, ул. Ленинская, д. 2; Липецкая область, г. Грязи, ул. Гагарина, д. 2Б; Липецкая область, Грязинский район, с.Ярлуково, ул. Советская, д. 10; Липецкая область, Грязинский район, с. Казинка, ул. Ленина, д. 2/2; Липецкая область, Добринский район, ж\д ст.Плавица, ул. Строителей, д. 1.
06.07.2018 ООО "Чистый город" направило в адрес ООО "Стимул" проект договора N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.06.2018, который был получен ООО "Стимул" 12.07.2018.
Как указал суд апелляционной инстанции, из письменных пояснений сторон следует, что между ними возникли разногласия относительно определения объема накопления ТКО и даты заключения договора, которые не урегулированы до настоящего времени, о чем свидетельствуют направленный ООО "Чистый город" протокол согласования разногласий от 26.12.2018 и письменный отказ ООО "Стимул" от его подписания.
Ссылаясь на наличие разногласий по проекту договора N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.06.2018, полагая, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между сторонами на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, и указывая на наличие у ООО "Стимул" перед ООО "Чистый город" задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с июля по октябрь 2018 года, ООО "Чистый город" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с июля по октябрь 2018 года между сторонами отсутствовал заключенный письменный договор по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Отказывая в иске, суд первой инстанции указал на отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно подтверждающих факт оказания истцом ООО "Стимул" в период с июля по октябрь 2018 года услуг по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Апелляционный суд указал, что поскольку в заявленный истцом период с июля по октябрь 2018 года между сторонами отсутствовал письменный договор ввиду наличия неурегулированных разногласий по договору N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Раздельное накопление ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок раздельного накопления ТКО на территории Липецкой области в рассматриваемый период не был утвержден, в связи с этим необходимо производить расчеты в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области утверждены приказом Управления ЖКХ Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16, согласно которому норматив накопления ТКО для предприятий торговли (продовольственные магазины, супермаркет (универмаг)) на 1 кв. м общей площади составляет 2,1 куб. м в год.
Тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Чистый город" на территории зоны Грязинская Липецкой области (Грязинский район, Добринский район, Усманский район) на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлен постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 28.06.2018 N 22/10 (с учетом изменений, внесенных постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 13.07.2018 N 25/12) и составляет для иных потребителей, за исключением населения, 501,39 руб./куб. м (без НДС).
Согласно расчету ООО "Чистый город" стоимости оказанных по пяти объектам ответчика в заявленный период услугам по обращению с ТКО задолженность ответчика составила 343 091,16 руб., тогда как при расчете по нормативу накопления твердых коммунальных отходов для магазинов ответчика с учетом площади 5-ти торговых объектов стоимость оказанных ответчику услуг за спорный период составила бы 922 462, 34 руб., что значительно выше требуемой истцом по настоящему делу суммы.
Количество и адреса торговых объектов указаны истцом с учетом разногласий ответчика, приводимых в ходе заключения договора N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Площадь торговых объектов, приведенная в расчете, ответчиком не оспаривалась.
В материалах дела имеются путевые листы и распечатки сведений навигационной системы спутникового контроля ГЛОНАСС с мусоровозов ООО "Чистый город", подтверждающие факты сбора и вывоза на полигон твердых коммунальных отходов для дальнейшей утилизации с контейнерных площадок по адресам, в непосредственной близости от которых находятся торговые объекты ответчика за период с июля по октябрь 2018 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предоставленные распечатки подтверждают факт оказания ответчику услуг в спорный период, учитывая выполнение истцом своих обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальным отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области от 30.04.2018.
Апелляционный суд обоснованно исходил из того, что ООО "Стимул" осуществляет предпринимательскую деятельность в принадлежащих ему торговых объектах, следовательно, в результате их функционирования происходит образование ТКО, которые необходимо собирать, вывозить и утилизировать.
Доказательств того, что услуги ответчику по обращению с ТКО в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено.
Исходя из обстоятельств дела и с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что ООО "Чистый город" доказан факт оказания соответствующих услуг ответчику, ответчик представленные истцом доказательства не опроверг.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО за период с июля по октябрь 2018 года ООО "Стимул" не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "Чистый город" о взыскании с ООО "Стимул" 343 091,16 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с июля по октябрь 2018 года.
В силу ч. 3 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого постановления и влекущих его отмену, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А36-14425/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в силу ч. 3 ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья И.Ю. Толкачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
...
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2020 г. N Ф10-230/20 по делу N А36-14425/2018